Папки-передвижки

Конспект выступления на родительском собрании «Гаджеты — зависимость или увлечение»

марина михуткина
Конспект выступления на родительском собрании «Гаджеты — зависимость или увлечение»

Конспект выступления

на тему: «Гаджеты – зависимость или увлечение»

Цель: познакомить родителей с проблемой «гаджет» зависимости, оказать психолого-профилактическую помощь.

Публикация «Конспект выступления на родительском собрании „Гаджеты — зависимость или увлечение“» размещена в разделах

Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили свое первоначальное предназначение средств связи и вычислительных машин. Теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение этих устройств.

Функции гаджетов как средств коммуникации тоже изменились — они используются не столько для передачи речевых сообщений, сколько для общения в соцсетях.

Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребенка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пеленок?

Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-6 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.

Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями.

Причины зависимости от гаджетов

• Занятые родители предлагают ребенку посмотреть мультфильм/ поиграть к ПК или мобильный телефон, пока делают свои дела, проведение времени таким образом становится привычкой.

• Взрослые поощряют правильное поведение, хорошие поступки просмотром телевизионных передач, дополнительным временем, проведенным за ПК и МТ.

• Длительный запрет на просмотр абсолютно всех телепередач / работы на ПК / планшете (эффект «запретного плода»).

• Родители постоянно проводят свободное время перед гаджетами.

• Неумение ребенка общаться со сверстниками, застенчивость, отсутствие интересов также заставляют его больше времени проводить в пассивном отдыхе.

• Слабо развито воображение и ребёнок не может придумать сюжет игры.

• Неблагоприятная эмоциональная обстановка в доме, стресс.

• Отсутствие альтернативных способов занятия детей (прогулка, прочтение книг, совместно проведённое время с родителями.).

Что привлекает ребёнка

Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

Отсутствие ответственности или тот уровень ответственности, который может принять ребенок в данный момент;

Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

Дефицит общения

приобщения к гаджетам

Отставание в развитии речи

Кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития.

В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.

Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Так же происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

Расстройства аутического спектра

Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми.

Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС).

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.

Общие подходы к профилактике зависимости:

Предложите ребенку альтернативу гаджета: интерактивные игры со сверстниками, познавательные путешествия, прогулки, чтение книги, рисование. Больше общайтесь с вашим ребенком, обсуждайте свои и его чувства. Дайте выход чувствам ребенка: пусть он побегает, попрыгает, покричит, поплачет.

Не пресекайте и по возможности удовлетворяйте любопытство ребенка.

Учите ребенка общаться: знакомиться, мириться, договариваться.

Повышайте самооценку ребенка.

Не делайте гаджет средством поощрения

Предложите ребенку право выбора - что он хочет посмотреть по телевизору. Однако предварительно составьте перечень того, что будет интересно и полезно вашему ребенку. Это могут быть добрые и интересные мультфильмы или сказки. Это позволит вам создать правильный тон при просмотре телевизора.

Всегда переключайте телеканал, если на нем идет реклама. Замечено, что малыши с интересом смотрят рекламные блоки из-за того, что там быстрая смена кадров. Это очень большая нагрузка на глаза и мозг маленького человечка.

Сделайте телевизор вашим союзником. К примеру, при сборе в детский сад включайте любимый мультфильм. Это позволит быстрее одеть ребенка. Ведь многие малыши усложняют родителям этот процесс беспричинными капризами.

Избавьтесь от традиции включать телевизор в качестве фона во время семейных праздников. Ведь общаться с близкими людьми вы можете и без мерцающего экрана.

С детства учите ребенка получать различные впечатления от жизни, искать ресурс в полезных творческих, интеллектуальных занятиях. Позволяйте реализовываться разносторонне: на уровне ума, души, тела.

Вы – пример для ребенка. Если кто-то из родителей большую часть времени находится с телевизором, телефоном или компьютером, то малышу трудно понять, почему такой стиль жизни неправильный.

Устраивайте дни без смартфона (компьютера, планшета, телевизора – без всего). Договоритесь, когда именно. Составьте программу и реализовывайте сполна, а еще лучше если ответственным за перечень развлечений станет ребёнок.

Уделяйте больше внимания своим детям, они нуждаются в вашей любви, доброте и силе, чтобы чувствовать себя надёжно и уверенно!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Мы рады познакомиться!» Фото отчёт о прошедшем родительском собрании.«Мы рады познакомиться!» Фото отчёт о прошедшем родительском собрании. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам посмотреть отчёт о том, как прошла наша встреча с родителями на первом собрании.

Фотоотчёт о родительском собрании «Искусство воспитывать»Фотоотчёт о родительском собрании «Искусство воспитывать» В нашей старшей группе компенсирующей направленности «Улыбка», МКДОУ № 13 «Теремок», прошло родительское собрание на тему: «Искусство воспитывать».

Фотоотчет о родительском собрании «Мы все такие разные»Фотоотчет о родительском собрании «Мы все такие разные» Подготовили и провели: А. А. Галкина, Е. Н. Фадеева - воспитатели, М. П. Пинчук - логопед, МБОУ №15 "Солнышко", г. Кондопога, Республика Карелия.

Родительское собрание «Скоро в школу» в подготовительной группеРодительское собрание «Скоро в школу» в подготовительной группе Цель:создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей.

Фотоотчёт о нетрадиционном родительском собрании «Путешествие в сенсорику»Фотоотчёт о нетрадиционном родительском собрании «Путешествие в сенсорику» 21 февраля у нас в группе прошло нетрадиционное родительское собрание на тему «Путешествие в сенсорику». Мы познакомили родителей с различными.

Фотоотчёт о родительском собрании «Игра и игрушка в жизни дошкольника»Фотоотчёт о родительском собрании «Игра и игрушка в жизни дошкольника» В предыдущей публикации я рассказывала о мероприятиях, проведённых в нашей группе в рамках подготовки к педсовету. Одним из таких мероприятий.

Конспект открытого занятия для родителей на общем родительском собрании «Объединимся во имя семьи»Конспект открытого занятия для родителей на общем родительском собрании «Объединимся во имя семьи» АКЦИЯ "ОБЪЕДИНИМСЯ ВО ИМЯ СЕМЬИ" С 15 ноября по 15 декабря 2017 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации.

Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование»Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование» .

Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки»Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки» Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделится с вами как, я провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики.

Выступление на родительском собрании «Детская книга в семье» Чтение художественной литературы- неоценимый помощник в подготовке ребенка к школе. Книга -источник, который питает любознательность, дает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект выступления на родительском собрании «Гаджеты — зависимость или увлечение»
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 02:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД