марина михуткина
Конспект выступления на родительском собрании «Гаджеты — зависимость или увлечение»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему: «Гаджеты – зависимость или увлечение»
Цель: познакомить родителей с проблемой «гаджет» зависимости, оказать психолого-профилактическую помощь.
Публикация «Конспект выступления на родительском собрании „Гаджеты — зависимость или увлечение“» размещена в разделах
- Гаджеты. Вред и польза
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили свое первоначальное предназначение средств связи и вычислительных машин. Теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение этих устройств.
Функции гаджетов как средств коммуникации тоже изменились — они используются не столько для передачи речевых сообщений, сколько для общения в соцсетях.
Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребенка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пеленок?
Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-6 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.
Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями.
Причины зависимости от гаджетов
• Занятые родители предлагают ребенку посмотреть мультфильм/ поиграть к ПК или мобильный телефон, пока делают свои дела, проведение времени таким образом становится привычкой.
• Взрослые поощряют правильное поведение, хорошие поступки просмотром телевизионных передач, дополнительным временем, проведенным за ПК и МТ.
• Длительный запрет на просмотр абсолютно всех телепередач / работы на ПК / планшете (эффект «запретного плода»).
• Родители постоянно проводят свободное время перед гаджетами.
• Неумение ребенка общаться со сверстниками, застенчивость, отсутствие интересов также заставляют его больше времени проводить в пассивном отдыхе.
• Слабо развито воображение и ребёнок не может придумать сюжет игры.
• Неблагоприятная эмоциональная обстановка в доме, стресс.
• Отсутствие альтернативных способов занятия детей (прогулка, прочтение книг, совместно проведённое время с родителями.).
Что привлекает ребёнка
Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
Отсутствие ответственности или тот уровень ответственности, который может принять ребенок в данный момент;
Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.
Дефицит общения
приобщения к гаджетам
Отставание в развитии речи
Кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития.
В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.
Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.
По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.
Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.
Так же происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.
Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Расстройства аутического спектра
Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми.
Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.
Общие подходы к профилактике зависимости:
Предложите ребенку альтернативу гаджета: интерактивные игры со сверстниками, познавательные путешествия, прогулки, чтение книги, рисование. Больше общайтесь с вашим ребенком, обсуждайте свои и его чувства. Дайте выход чувствам ребенка: пусть он побегает, попрыгает, покричит, поплачет.
Не пресекайте и по возможности удовлетворяйте любопытство ребенка.
Учите ребенка общаться: знакомиться, мириться, договариваться.
Повышайте самооценку ребенка.
Не делайте гаджет средством поощрения
Предложите ребенку право выбора - что он хочет посмотреть по телевизору. Однако предварительно составьте перечень того, что будет интересно и полезно вашему ребенку. Это могут быть добрые и интересные мультфильмы или сказки. Это позволит вам создать правильный тон при просмотре телевизора.
Всегда переключайте телеканал, если на нем идет реклама. Замечено, что малыши с интересом смотрят рекламные блоки из-за того, что там быстрая смена кадров. Это очень большая нагрузка на глаза и мозг маленького человечка.
Сделайте телевизор вашим союзником. К примеру, при сборе в детский сад включайте любимый мультфильм. Это позволит быстрее одеть ребенка. Ведь многие малыши усложняют родителям этот процесс беспричинными капризами.
Избавьтесь от традиции включать телевизор в качестве фона во время семейных праздников. Ведь общаться с близкими людьми вы можете и без мерцающего экрана.
С детства учите ребенка получать различные впечатления от жизни, искать ресурс в полезных творческих, интеллектуальных занятиях. Позволяйте реализовываться разносторонне: на уровне ума, души, тела.
Вы – пример для ребенка. Если кто-то из родителей большую часть времени находится с телевизором, телефоном или компьютером, то малышу трудно понять, почему такой стиль жизни неправильный.
Устраивайте дни без смартфона (компьютера, планшета, телевизора – без всего). Договоритесь, когда именно. Составьте программу и реализовывайте сполна, а еще лучше если ответственным за перечень развлечений станет ребёнок.
Уделяйте больше внимания своим детям, они нуждаются в вашей любви, доброте и силе, чтобы чувствовать себя надёжно и уверенно!
Спасибо за внимание!