МААМ-картинки

Конспект экскурсии на пруд с детьми старшего дошкольного возраста «Кто в водоёме живёт?»

ольга журухина
Конспект экскурсии на пруд с детьми старшего дошкольного возраста «Кто в водоёме живёт?»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 15 д. НОВЛЯНКА

КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ НА ПРУД

ТЕМА «КТО В ВОДОЁМЕ ЖИВЁТ

(ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА)

Подготовила:

ЖУРУХИНА О. И. -

Воспитатель 1 кв. кат.

Сентябрь 2016год.

Задачи:

Публикация «Конспект экскурсии на пруд с детьми старшего дошкольного возраста „Кто в водоёме живёт?“» размещена в разделах

1. Развивать чувство радости от единения с природой, осознание себя человеком, частью живой природы;

2. Формировать у детей представление о водоеме как о сообществе различных растений и животных;

3. Расширить представления воспитанников об экосист еме «Водоем»;

4. Воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания, формирование умения правильно вести себя у водоема;

Оборудование:

Сачки водные, тазики для воды, пластмассовые бутылки, коробочки для сбора песка и камней, ведерки для поимки обитателей водоема.

Материалы и оборудование: аптечка, вода, спортивный инвентарь, таз, мешки для мусора, аптечка, одноразовые стаканчики.

Предварительная работа: беседы по правилам поведения в природе, чтение познавательного материала о флоре и фауне экосистемы «Водоём»

Объекты для наблюдения:

Погода, небо, солнце, озеро (водоем) летом, цвет воды, песка, окружающих деревьев, состояние трав, летнее цветение, насекомые, птицы, земноводные.

Перед выходом на прогулку детям сообщается: мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры и приключения.

Воспитатель предлагает повторить

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ У ВОДОЕМА :

• не шуметь,

• не брать в руки жуков, не рвать растения,

• не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек,

• не оставлять после себя мусор,

• не разводить костры под деревьями,

• не разорять муравейники и гнезда птиц,

• не брать домой детенышей зверей, птиц,

стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

Знакомство со знаком «Нельзя загрязнять водоем» (изображение бутылки в реке перечеркнутое красной линией). Почему нужно охранять водоемы?

Проводится беседа о погоде, солнце, небе, ветре, признаках наступившего лета.

Во время перехода используются различные виды ходьбы и построения с участка по парам, в свободном построении по частному сектору, на узкой тропинке - в колонне, с горки - легкий бег.

500 м. различные виды ходьбы, 15-20 метров прыжки на 1 ноге на двух ногах, на месте в высоту, с места в длину. Кратковременный отдых (привал, в это время воспитатель обращает внимание детей на цвет травы, просит дотянуться рукой до нижних веток дерева, рассмотреть крону дерева через густую листву. Следующие 300 метров используется ходьба с подлезанием и перепрыгиванием «препятствий» (корни, канавки, камни).

Воспитатель обращает внимание детей на природу, тишину, призывает детей послушать ее с закрытыми глазами.

Возле наиболее примечательных экологических объектов делаются небольшие стоянки.

На обочине дороге встречаем ромашки. Воспитатель предлагает рассмотреть цветы ромашки и рассказывает, что в народе ромашку зовут «Сестрой милосердия». В некоторых странах есть такой обычай: Встретишь в дороге ромашку, поклонись ей и скажи: «Здравствуй, доктор!».

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки - наступает лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

Наши мастерицы принялись за дело –

Всем венки плетутся из ромашек белых.

И козленку Тимке, и телушке Машке.

Нравятся большие вкусные ромашки

З. Александрова

Тут же обращаем внимание детей, что рядом с ромашками растут и другие уже знакомые им растения: подорожник, одуванчик, пастушья сумка, мать-и –мачеха, зверобой…

На пути растут кусты шиповника и жасмина. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберём,

Полезных плодов для аптеки нарвём. (Шиповник)

Можно почитать детям стихотворение

Шиповник - для здоровья клад –

Так в народе говорят.

Из шиповника отвар –

Ценный от природы дар.

Воспитатель обращает внимание на муравейник

МУРАВЕЙНИК

Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит лес - здоровый. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше самого муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравьев следует охранять.

Погляди на молодцов -

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не сможет… муравей

ПОЛЯНА

Здесь можно остановиться и услышать щебет птиц. Доставит удовольствие наблюдение за поведением сороки. Это очень чуткая и осторожная птица. При малейшей опасности своим трескучим криком предупреждает всех.

Интересные факты: Стриж ест и пьёт на лету. Вороны любят играть. Могут играть друг с другом в «футбол», гоняя мяч или камушек. Иволга кормит своих птенцов около 100 раз в сутки. Одна кукушка может за день съесть 1900 гусениц.

У водоёма

Дети располагаются на месте. Воспитатель предлагает детям подойти к водоему и понаблюдать самостоятельно за растениями и его обитателями. Затем проводится беседа.

• Название водоема :пруд (берег холмистой, плоской, лесистой, заболоченной, ещё какие берега (высокие, низкие, песчаные, глинистые, какое течение - быстрое, медленное, как используется?

Обращается внимание на представителей флоры - ряска, осока, камыш, рогоз, стрелолист; фауны водоема водомерка, жук-плавунец, пиявки, улитки (катушка, прудовик, личинки стрекоз.

Вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Условия среды изменяют строение и форму тела животных, живущих в воде (у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек - задние ноги длинные с перепонками, с их помощью они «отталкиваясь», перемещаются по воде; у водомерки - специальное строение лапок, позволяющее быстро «бегать» по поверхности воды).

Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые?

Рассматривание песка на берегу через лупу. Какой он? Предложить детям собрать немного песка, камней, чтобы взять с собой (в аквариум, для птиц); измерить скорость течения воды в пруду - пустить соломинку и понаблюдать, станет ли она удаляться; с помощью термометра измерить температуру воды у берега и на глубине, показания сравнить; бросить в воду тяжелый камень и легкий, сравнить звук всплеска. Дети садятся на берегу и слушают голоса водоема с закрытыми глазами.

Как будут себя чувствовать обитатели водоема, если он загрязнен?

Внимание детей привлекают яркие зеленые лягушки и черные, быстрые головастики. С помощью сачка ловится по одному из названных представителей. Дети рассматривают.

Лягушки - это корм для других животных. Ими питаются такие рыбы, как сом, щука. Не будь лягушек, нечем было бы питаться этим рыбам. Что есть у лягушки? Какая у нее кожа? Какой длины задние и передние ноги? Чем интересен язык лягушки (липкий, длинный). Какие у лягушки глаза? Рот? Какого цвета кожа? Лягушки откладывают весной яйца в воду. Они похожи ан маленькие шарики, их называют «лягушачьей икрой». Через две недели из икры появляются головастики и дышат жабрами, как рыбы. Головастики питаются подводными растениями, которые болеют, и этим очищают воду в водоеме. Через некоторое время у хвоста появляются два бугорка, которые затем превращаются в задние лапки, потом отрастают передние ноги, а хвост укорачивается, потом исчезает. Маленькие лягушата могут выпрыгивать из воды и уже сами охотятся за насекомыми.

Вопросы к детям:

Почему лягушки могут жить только вблизи водоемов?

Могут ли страдать лягушки от загрязнения воды?

Чем питаются головастики?

Почему они так называются?

Кто питается головастиками?

Кто питается лягушками?

После наблюдения лягушка и головастик отпускаются, воспитатель организует игры различной физической активности.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»

Дети метают гладыши (маленькие плоские камни) в обозначенную цель в водоеме.

«НАЗОВИ 3 ПРЕДМЕТА»

Предлагается придумать 3 названия ягод, хвойных и лиственных деревьев, насекомых, птиц, животных и т. д., кто больше назовет, тот выиграл.

«К НАЗВАННОМУ ДЕРЕВУ БЕГИ»

Игра проводится на полянке возле деревьев. «Раз, два три, к названному дереву беги!»

«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Воспитатель или ребенок-ведущий описывает задуманное растение, играющие отгадывают, задавая наводящие вопросы.

«ПУТАНИЦА»

Найти вершки и корешки растений.

«КАКОЙ ЛИСТОК?»

Образование имен прилагательных от существительных. Лист березы - березовый.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Воспитатель помещает в мешочек различные предметы (овощи, фрукты, игрушки). Ребенок на ощупь отгадывает, что находится у него в руке.

«НЕ ЗАМОЧИ НОГИ»

Детям предлагается пройти по коряге, при этом дается указание идти, не соступая с нее на землю.

«ОЗЁРНАЯ ФИГУРА»

Проводится по типу «Морской фигуры»

«АИСТЫ И ЛЯГУШКИ»

Дети делятся на две команды. Аисты прыгают на одной ноге, пытаясь запятнать лягушек. Если лягушка встала на одну ногу - ее пятнать нельзя. Запятнанный ребенок становится аистом.

Детям предлагается побегать по берегу, походить по воде.

Читается стихотворение Г. Ладонщикова

«КТО БЫСТРЕЕ»

Видишь - семеро ребят

На лужайке встали в ряд.

Все готовы вдоль реки

Побежать вперегонки.

Если быстро бегать можешь,

Становись к ребятам тоже,

А не можешь - посмотри…

Кто быстрее? Раз, два, три!

Никуда не побегу -

Отдохну на берегу.

Тут тростник стоит высокий,

Рыба плещется в осоке,

Мотыльков веселый рой

Звонко вьется над травой,

И кузнечик маленький

Бьет по наковаленке.

Хорошо на берегу -

Никуда не побегу!

ЗАГАДКИ:

Охраняю я природу,

Санитар озер, болот.

Застоявшуюся воду

Очищаю каждый год (ряска)

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает (бабочка)

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка (гнездо)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик (стрекоза)

(сорока)

Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой (рыба)

Глаза на рогах,

А домик на спине (улитка)

Рос шар бел, ветер дунул,

шар улетел (одуванчик)

Полюбуйтесь еще разок как красиво пруд летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуйте пруд. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на реке.

Перед уходом собираются обитатели водоема и гербарий для уголка природы в детском саду.

Обратный путь преодолевается по тому же маршруту (если есть возможность, то можно идти по сокращенному маршруту). Воспитатель проводит работу над закреплением полученных знаний у детей.

Предлагаются проблемные ситуации, задачи-шутки, загадки:

- что было бы если бы было жаркое и сухое лето и водоем высох?

- что былушка)

- что было бы если бы все время шел дождь?

- что было бы если бы лягушки были размером с кошку?

- что между берегом И рекой?

- в воде родится, а воды боится (соль)

Последующая работа:

Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему - Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок», «В подводном лесу»; Осипов К. «В воде и у воды»; Дмитриев Ю. «Почему утонул плавунец?»; сказка шорцев «Два ручья».

Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.

Коллективное рисование «Наш пруд». Придумывание экологических сказок о водоеме.

Обобщающая беседа «Как живет водоем

Знакомство с произведениями живописи (в подлиннике либо в репродукциях) и внимательное их рассматривание, прослушивание музыкальных пьес, песен и т. д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Рыбки весело резвились

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся-разожмутся,

То зароются в песке.

Вот с насиженной гнилушки

В воду прыгнули лягушки,

Будут квакать ква-ке-ке,

Будет дождик на реке.

Литература:

Учебная программа дошкольного образования. - Минск: НИО, 2012

Стреха, Е. А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, Минск, 2007.- 80 с.

Скребцова, О. Е. Детям о неживой и живой природе: сб. тематических материалов по ознакомлению с окружающим м иром и развитию речи дошкольников / О. Е. Скребцова, Г. В. Трафимова, 2011. – 191с.

Николаева, С. В. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» Цель. Закрепить знания детей о природных зонах, о животных,.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто в домике живёт» для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра" Кто в домике живёт" для старшего дошкольного возраста. Создатели игры: Пензина Ирина Валерьевна Гузеева Людмила Ивановна.

Фотоотчет об экскурсии ребят старшего дошкольного возраста на городской стадионФотоотчет об экскурсии ребят старшего дошкольного возраста на городской стадион Вопрос сохранения здоровья детей, является приоритетным в работе нашего детского сада. Чтобы приобщить больше количество ребят к занятию.

Фотоотчёт о проведении экскурсии в русскую горницу «Встреча с хозяюшкой» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о проведении экскурсии в русскую горницу «Встреча с хозяюшкой» с детьми старшего дошкольного возраста Национальная культура становится первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.

Конспект виртуальной экскурсии «По музыкальной Москве» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект виртуальной экскурсии «По музыкальной Москве» для детей старшего дошкольного возраста Как и обещала, публикую конспект тематической экскурсии по Москве для детей. Такую экскурсию- прогулку можно провести с детьми от 5 лет.

Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: - вызвать интерес к цветущим растениям нашего края; - воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста «Здесь живёт математика»Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста «Здесь живёт математика» Лэпбук"Здесь живёт математика"может быть использован при организации непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП, подгрупповой.

Конспект экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста «Моя мама — повар-кондитер» Видео – экскурсия при помощи программы Skype, с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Моя мама повар – кондитер» Цель: расширение.

Фотоотчет об экскурсии «Мир лошадей» в рамках проекта для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт»Фотоотчет об экскурсии «Мир лошадей» в рамках проекта для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт» «Вот верблюд, а на верблюде возят груз и ездят люди» Владимир Маяковский В рамках проекта «Транспорт», разработанного для детей 6 – 7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии на пруд с детьми старшего дошкольного возраста «Кто в водоёме живёт?»
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 13:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии на пруд с детьми старшего дошкольного возраста «Кто в водоёме живёт?»» (включая файлы) размещена пользователем ольга журухина (УИ 395922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД