Людмила Прокофьева
Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
Задачи: Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русским народным фольклором, играми. Познакомить детей с избой, жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами: изба, «красный угол», русская печь, горнило, заслонка, «подпечье», ухват, чугунок, коромысло, люлька, лапти, самовар. Развить связную монологическую речь, коммуникативные умения при помощи социо - игровых подходов, закреплять умения отгадывать загадки. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русскому народному фольклору, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору, чувство любви к своей Родине и гордости за свой народ.
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Русская изба“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Средняя группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Словарная работа: изба, печь, подпечье, горнило, ухват, чугунок, деревянные ложки, самовар, красный угол, лапти, коромысло, сундук и т. д.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русской народная колыбельной «Люли, люли», «Ложки», загадки о предметах русского быта, деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка, картинки с изображением предметов русского быта, и их предметами заменителями, для изготовления папки: «Предметы русского быта», бублики.
Ход:
Игра русская народная «Каравай»
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в народную игру Каравай, а хотите узнать какие еще были русские народные игрушки, и как жили наши предки в старину? Для этого нам нужно отправиться в путешествие, а поможет нам в этом волшебный клубок, только ему нужно сказать волшебные слова всем вместе:
Ты катись, катись клубок,
Через лес, через мосток,
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
Воспитатель: А мы пойдем за ним. (Приходят в мини – музей «Русская изба»). Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами пришли? Правильно, в русскую избу.
Раньше в старину, входя в русскую избу, люди здоровались, делали низкий поклон, давайте и мы ребята, поздороваемся с нашими гостями и поприветствуем их, сделаем низкий поклон. Ребята, а хотите узнать, откуда пошла такая традиция, кланяться на Руси?
Собирались мужики на Руси да топоры с собой брали, рубили избы из бревен аж щепки летели, во все стороны, потолки в таких дома были низкие, вот и приходилось всем, кто в избу войдет, кланяться, чтоб головой не удариться, а заодно так и хозяев приветствовали, говорили доброго здоровья хозяюшка или хозяин. Раньше в старину жилища строили из бревен,
и такие дома назывались – избами. В избе жили хозяин, хозяйка с малыми детушками. Русские люди много трудились, делали все своими руками, строили избы, делали мебель. Вам нравится наша изба? В народе говорили:
«Не красна изба иглами, а красна пирогами». «Печка кормит, печка греет, печка мать родная». Без работы и печь холодна.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
А вы знаете, что было главным в избе? Отгадайте загадку?
Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают - глотает (печь).
Это русская печь. Она находилась в центре избы, печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
- Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней, спали.
Ребенок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Детей спать она уложит.
Печь служила местом приготовления пищи, очаг печки назывался «горнило», в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое «горнило» часами хранило тепло, в нем готовили русские блюда (щи, каши, пекли ароматный душистый хлеб, пироги). Поверху горнила в русской печи располагалась лежанка, оно служило для отдыха и сна людей.
- В нижней части печки оставалось свободное пространство – «подпечье», его использовали для хранения печного инвентаря и дров.
- Ребята, чем топили русскую печь? Дровами, посмотрите, а в нашей печи осталось не много дров, давайте поможем хозяину и сходим в лес за дровами, чтобы было чем печь топить.
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно, чтоб дрова пролезли в печку, Разрубаем на дощечки. Вот молодцы, сколько дров нарубили.
Каша блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными. В чем готовили ароматные щи да каши вы узнаете, отгадав загадку:
Он круглая кастрюля, он чумазый не чистюля, где там, в печки уголек, кашу сварит (чугунок). Посмотрите, ребята, какой чугунок, он не бьется, выдерживает высокую температуру, сделан из металла.
Чугунок был незаменимым в хозяйстве, был вместо кастрюли, по весу был очень тяжелый, так как сделан из чугуна, это особый вид метала, который выдерживал любой огонь и никогда не бился. Отгадайте, чтобы не обжечься чем доставали чугунок из печи с кашей, затем убирали чугунок в печь.
Рядом с печкой стоит сват-
Злой да рогатый ухват!
Все из печки он хватает,
Да на стол скорее ставит (Ухват)
А еще в избе, было много предметов – помощников,
которые хозяюшки использовали почти каждый день.
Отгадайте мои загадки.
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисла
Держит ведра… (Коромысло)
Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает… (веник)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети по полати
У печи оставят… (лапти)
А на полочке у нас стоит посуда: крынки, горшки всякой величины.
Одним словом, «Бабий угол».
Есть у меня еще одна загадка:
Всех кормлю с охотою, а сама буротая (ложка деревянная).
Посуду в старину изготавливали из глины и дерева.
С помощью топора, вот такие деревянные ложки,
а мастера умельцы их расписывали.
А вот ложка расписная, такая, что из нее ничего ни прольется, щи из нее вкуснее, да каша добрее, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили чугунок и каждый член семьи из него ложкой кашу. Когда солдаты уходили на войну, они брали с собой из дома ложку, чтобы было чем есть, и еще ложка была частичкой своего дома – как память. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.
Давайте на них поиграем.
Русская народная песня «Ложки»
/Дети играют на ложках/.
Возле русской печи традиционно ставили детскую кроватку, называлась она «колыбель», или подвешивали к потолку на крюк детскую «люльку», чтобы ребенок не болел, так как это считалась самым теплым местом в русской избе, так же в люльку клали куколку оберег «пеленашку», чтобы ребеночек рос здоровым.
Ребята, послушайте кто - то плачет в люльке. А как успокоить малыша? Покачать, спеть колыбельную песню.
Люли, люли, люли, прилетели гули.
Сели гули, на кровать, стали гули ворковать
Стали гули, ворковать, мою дочку усыплять:
«Спи малютка, засыпай, глаз своих не открывай».
Ребята, посмотрите, какие красивые вышивки в нашей избе.
Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт; свое жилище. Украшением избы были вышитые гладью или крестиком картины да рушники, бережно хранились, и передавалась по наследству, так как все делалось своими руками (шитье, вышивка).
Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный – значит, главный, красивый! В том углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял, выпуская пар, деревянный чайник (самовар).
Стоит толстячок, блестит бочек,
Шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)
Вот из такого самовара любили русские люди собираться всей семьей
за большим столом и пить чай с бубликами и баранками. Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар был символом семейного уюта и дружеского общения.
Д/и «Что стало – что было»
Кастрюля – чугунок
Плита – печь
Туфли – лапти
Чайник – самовар
Дом – изба
А еще ребята, поиграем в игру «Найди предмет старины»
( изготовление папки: «Предметы русского быта»).
Русские люди всегда славились своим гостеприимством, любили угощать пирогами, пряниками, караваем.
Сей музей мы покидаем,
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живет русская душа!
Наше мероприятие мы заканчиваем,
Русские традиции храня,
Мы память чтим, и свято бережем,
Все, что досталось от далеких предков
Мы в маленьком музее соберем!
(угостить гостей сушками, и самим угоститься)