Лучший педагог года

Конспект занятия «Дикие животные зимой. Ежик»

Лариса Щеголева
Конспект занятия «Дикие животные зимой. Ежик»

Тема«Дикие животные зимой. Ежик».

Форма: Комплексное занятие

Цель:  обогатить знание детей о диких животных (еж). Учить рассматривать картинки, иллюстрации; отвечать на вопросы в ходе рассматривания; развивать внимание, речь, мышление, желание высказаться по собственной инициативе. Пополнять и активизировать словарный запас глаголами: ходит, бегает, фыркает, сворачивается; словосочетаниями: короткие ушки, короткие лапки, маленькие глазки. Стимулировать речевую активность детей, упражнять в произношении звука «Ф». Воспитывать доброе отношение и любовь к животным. Выполнение основных движений двигательного упражнения «Ежик топал по дорожке». Прослушивание песни «Маленький ежик».

Публикация «Конспект занятия „Дикие животные зимой, Ежик“» размещена в разделах

Задачи:

1. Образовательные: учить рассматривать картинки, иллюстрации; отвечать на вопросы в ходе рассматривания; пополнять и активизировать словарный запас глаголами: ходит, бегает, фыркает, сворачивается; словосочетаниями: короткие ушки, короткие лапки, маленькие глазки.

2. Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, желание высказаться по собственной инициативе. Стимулировать речевую активность детей, упражнять в произношении звука «Ф».

3. Воспитательные: воспитывать доброе отношение и любовь к животным.

Интеграция областей: игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская, музыкально-художественная.

Используемые технологии:

Игровые технологии;

Здоровьезберегающие технологии.

Предшествующая работа: Чтение рассказов Е. Чарушина «Еж», произведений Л. Корчагиной «Еж», загадывание простых доступных для детей загадок:

1.«Ползун ползет, иголки везет».

2.«Словно елка весь в иголках».

3.«Колючий, как елка, но серая иголка».

4.«Живет в лесу, боится лису».

Рассматривание иллюстраций; картин; карточек первые уроки: «Кто где живет?»,  «Лесные животные»; «Дикие животные в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей»;  игрушек. Изобразительная деятельность: рисование иголочек для ежика (нетрадиционная техника-рисование пластмассовой вилкой). Коллективная продуктивная деятельность: лепка ежика с использованием природного материала (семечки подсолнечника); изготовление ежика из фруктов. Прослушивание детской песенки «Маленький ежик».

Методические приемы: игрушка еж, спрятанный в корзинке, рассматривание иллюстраций и фотографий с ежом. Рассказ воспитателя с использованием художественного слова – загадки:

1.«Ползун ползет, иголки везет».

2.«Словно елка весь в иголках».

3.«Колючий, как елка, но серая иголка».

4.«Живет в лесу, боится лису».

Наводящие вопросы: «Угадайте кто таков? Вам знаком такой зверек?»

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением ежа (внешний вид и характерные особенности) с помощью вопросов воспитателя. Физминутка: «Ежик топал по дорожке». Коллективная и индивидуальная работа (знакомство со звуком «Ф»). Словарная работа: еж, иголки колки, фыркает, сопит; словосочетания: короткие лапки, короткие ушки, маленькие глазки.  Поощрения, анализ.

Материалы и оборудование: игрушка ежик, миска с молоком, корзинка, грибок, листок, слайды с фотографиями ежа (презентация, наглядное пособие картинки с изображение ежа.

Планируемы результаты: С интересом рассматривает ежа, отвечает на вопросы, проявляет активность при выполнении основных движений двигательного упражнения  «Ежик топал по дорожке» Слушает песню «Маленький ежик».

Содержание организационной деятельности детей:

1. Организационный момент. Игровая ситуация

Воспитатель рассаживает детей, обращает внимание на осанку.

Основная часть.

Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише! Слышите кто-то фырчит? («фу-фу-фу») Как вы думаете, кто это может быть?

 Хоровые ответы детей.

Воспитатель: По-моему эти звуки раздаются из корзинки, я сейчас посмотрю кто там. Ой, а здесь зверек сидит, видимо в лес шел и заблудился.

Подсказка загадка

«Весь колючий словно елка, только серая иголка».

«Живет в лесу, боится лису».      (Еж)

Вам знаком такой зверек?

Хоровые ответы детей.

Воспитатель: молодцы, сами догадались это ежик.

Достаю из корзинки ежа и напеваю песню:

Маленький ежик, четверо ножек

На спине листок несет, песенку поет:

«Туф ты, туф ты, туф ты, туф –

На спине листок несу,    (прикрепляю к ежику листок)

самый сильный я в лесу

Не боюсь саму лису».

Маленький ежик, четверо ножек

На спине грибок несет, песенку поет:

«Туф ты, туф ты, туф ты, туф –

На спине грибок несу,    (прикрепляю к ежику грибок)

самый сильный я в лесу

Не боюсь саму лису».

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какой красивый ежик к нам пришел из леса. А хотите послушать рассказ о ежике? Хоровые ответы детей.  Тогда, сейчас я покажу вам картинки и фотографии с ежиком и расскажу, как ежик живет.

2. Рассказ о еже, сопровождаемый демонстрацией картинок и презентацией фотографий «Ежик в природе»

ВоспитательЕжик лесной зверек, он живет в лесу. Это дикое животное. Посмотрите на эту картинку, кого вы видите на ней?  

Хоровые ответы детей.

Воспитатель: правильно, это ежик. Уши у ежа маленькие, голова и брюшко покрыты шерстью, а спина и бока колючими иголками. В руки взять его не просто, он очень колючий. Иголки- это единственная защита ежа от врагов. Ни быстро бегать, ни лазать по деревьям он не умеет, но если он чего-то боится или ему грозит опасность, то он быстро сворачивается клубком, выставляя иголки. Если бы у ежика не было иголок, то его в лесу все обижали бы, и лиса и волк могли его съесть. И он бы был совсем не похож на ежика, правда, ребята?

Хоровые ответы детей.

Воспитатель: послушайте стихотворение про это

-Был бы, еж, ты хорош

Только в руки не возьмешь.

-Не хорош? Ну и что ж. Без иголок я не еж!»

                                                                                                                    Л. Корчагина.

Воспитатель: Миша, а что это у ежика?  показываю указкой на глазки. (Глазки).  Правильно, глазки. Посмотрите, какие они маленькие, черненькие, блестят, как бусинки. Маша, какие у ежика глазки? (маленькие, черные). А это что у ежика? Показываю указкой на носик.

Хоровые ответы детей.

Воспитатель: правильно, носик. Он тоже маленький, чуть вытянутый. А на кончике маленький черный шарик, вот он (показываю). А это что у ежика? Показываю указкой на лапки.

Хоровые ответы детей.

Воспитатель: правильно, это лапки. Лапки у ежа короткие,  а на них есть коготки, вот они (показываю). Вика, какие у ежика лапки (коротки). Ежик ест траву, ягоды, грибы, ловит мышей и очень любит пить молоко. Зимой ежик спит в своей норке, как медведь, до весны.

А сейчас я вам покажу фотографии ежика в   живой природе и расскажу, что еще он умеет делать.

Презентация фотографий «Ежик в природе, комментируемая рассказом)

Воспитатель: ежата появляются на свет без иголок, но уже через несколько часов у них появляются белые, пока еще мягкие иголки. Мама ежиха кормит своих ежат молоком. Даже только что появившийся на свет ежонок может уже сворачиваться клубком.

Посмотрите, а вот ежик свернулся в клубок. Ежик ни головы ни ножек.  Попробуй лиса, съешь меня!

«Ежик защищается»

Ежик защищается, выставив иголки,

А они колючие, прямо как у елки!

Шарик из колючек не разжать лисе.

Лапы все уколет, но ежа не съест!

Воспитатель: Смотрите, ребята, а вот ежик спокойно идет, такое впечатление, что он ползет.

  Можно сказать о нем так: «Ползун ползет, иголки везет».

Воспитатель: Когда ежа кто-то рассердит, он начинает сопеть вот так ( показ воспитателя: набираю воздух ртом и маленькими порциями выпускаю его через нос) – это он так сопит, пугает нас. А еще еж умеет фыркать, вот так: «фу-фу-фу». Давай те и мы пофыркаем как ежик : «фу-фу-фу». Посмотрите, как это делаю я (показываю). А теперь давайте все вместе пофыркаем, покажем ежику, как мы умеем. Хорошо, молодцы. Игорь, покажи, как фыркает ежик? Хорошо, молодец.

Ребята, кто к нам из леса в гости пришел? Ответы детей (Ежик). А, какой еж, расскажите? (Колючий, маленький). Что ест ежик? (Траву, грибы, ягоды, молоко). Где живет ежик? (В лесу). Еж дикое животное или домашнее? (Дикое). У ежика колючие иголки или мягкие? (Колючие).  А кого ежик боится? (Лису). Что делает ежик, когда ему страшно? (Сворачивается в клубок). А как он фыркает? (Фу-фу-фу).

3. Физкультминутка:

Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного поиграем (выполнение основных движений под стихотворение «Ежик топал по дорожке»)

Ежик топал по дорожке                           растопыренными пальцами рук

И грибочки нес в лукошке.                   совершаются шагающие движения

Чтоб грибочки сосчитать                     дети загибают по очереди пальцы

Нужно пальцы загибать.                    сначала на левой, потом на правой руке.

                                                                       В конце упражнения

                                                                          руки должны быть сжаты в кулачки.

Ежик, ежик колкий                                    Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки.                                         Движения кистями вправо- влево.

Вот они, вот они, вот они.                              Пальцы выпрямляются,  

                                                                       кисти при этом сложены в замок.

Ежик, ежик колкий                                    Движения кистями 

Спрячь свои иголки.                        с выпрямленными пальцами вправо-влево.

Раз -  и нет иголок.                           Пальцы складываются в замок.

4. Рефлексия

Воспитатель: дети, а что ежик любит пить? (Молоко). Давайте напоим ежика молоком. Дети кормят ежа.

Какое время года у нас сейчас, Маша? (Зима). А зимой ежик что делает? (Спит). Вот и нашему ежику надо спать. Но вот беда, он шел в лес и заблудился. Давай те мы ему поможем? (Хоровые ответы детей - да). Хорошо, мы с вами сейчас пойдем на прогулку и покажем ему дорогу в лес. Он там найдет свою норку и будет в ней спать всю зиму, до весны.

-«Залезай, ежик, в корзинку, мы тебя возьмем с собой на прогулку!»

Воспитатель: Сегодня вы все ребята очень хорошо поработали на занятии, молодцы.  Давайте на прощанье споем ежику песенку (включаю фонограмму песня «Маленький ежик»)

Источник:

1. Александрова Е. «Еж».

2. Бианки  «Еж-спаситель»

3. Бокова Т. «Ежик и елка»

4. Бондаренко Т. М.  «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008 – 272 с.

5. Варанжин В. «Как ежик зиму перезимовал»

6. под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.  - первая младшая группа. Комплексные занятия по программе  «От рождения до школы» Автор составитель О. П. Власенко (и др, издание 2 – е, Волгоград: Учитель, 2013 – 292 с.

7. Винникова Г. И.  «Занятия с детьми 2-3 лет : развитие речи, художественная литература,  изобразительная деятельность» -М. :  ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»

8. Воронько П.  «Хитрый ежик», «Встретил ежика бычок».

9. Вохринцева С.  Дикие животные «Окружающий мир»

10. Заходер  Б. «Что ж ты еж такой колючий?»

11. Корчагина Л. «Еж»

12. Линт Р. «Животные России»

13. Неволина  Е.  «Большая книга о животных»

14. Никольская Л. М.  «Организация познавательной деятельности дошкольников всех возрастных групп» (методическое пособие). ТОО «Перспективы образования»

15. под ред. Парамоновой Л. А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»  – 2 – е изд. перераб. – М. : ОПМА Медиа Групп, 2012. – 512 с. ; 2 л.

16. Романовский  С. «Еж-спаситель»

17. Серова  Е. «Ежик»

18. Усачев А. «Жужжащие стихи»

19. Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» - СПб. :  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО  - ПРЕСС», 2010. – 128 с. илл.

20. Чарушин Е. «Еж»

21. Интернет источник

Публикации по теме:

Беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группеБеседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой. Задачи: - расширять и углублять представления детей о зиме и диких животных;.

Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой» Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. " Цель: Продолжать формировать.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Дикие животные зимой» Тема: «Дикие животные зимой» Цель: Прививать детям любовь к диким животным, птицам; способствовать изучению их образа жизни, повадок; Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру «Как дикие животные живут зимой» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема : «Как дикие животные живут зимой». В подготовительной группе. Цель : Формирование знаний о жизни.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия в средней группе «Дикие животные. Ежик»Конспект занятия в средней группе «Дикие животные. Ежик» Конспект занятия в средней группе «Дикие животные. Серый катится клубок». Цели: способствовать: - развитию эмоциональной лексики; - активизации.

Макет по познавательному развитию «Дикие животные зимой»Макет по познавательному развитию «Дикие животные зимой» Хочу представить вашему вниманию макет по познавательному развитию " Дикие животные зимой". После тематической недели " Дикие животные.

Мастер-класс по рисованию карандашами «Ежик» с детьми 5 года жизни по теме «Дикие животные весной»Мастер-класс по рисованию карандашами «Ежик» с детьми 5 года жизни по теме «Дикие животные весной» Цель: сформировать у детей средней группы умение рисовать ежика, используя два круга разной величины Задачи: - учить обводить маленький.

Игра «Что? Где? Когда?» на тему «Зима. Дикие животные зимой» для старшего дошкольного возрастаИгра «Что? Где? Когда?» на тему «Зима. Дикие животные зимой» для старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепить знания о зиме и о животных лесов зимой; - развивать диалогическую речь; - развивать зрительное и слуховое внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дикие животные зимой. Ежик»
Опубликовано: 16 июня 2024 в 21:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дикие животные зимой. Ежик»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Щеголева (УИ 1262628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных