Получи документы

Конспект  занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Почва — живая земля»

Гюзель Сафина
Конспект  занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Почва — живая земля»

Программное содержание: Познакомить детей с почвой как верхним слоем земли : «живая земля», с обитателями почвы (на примере дождевого червя и крота, их особенностями и ролью в ее формировании. Рассказать о значении «живой земли» для жизни растений и необходимости ее охраны. Формировать понимание необходимости бережного отношения к почве и ее жителям.

Методические приемы:

Сюрпризный момент.

Художественное слово.

Беседа.

Опыты.

Вопросы.

Просмотр видеозаписи.

Итог занятия.

Публикация «Конспект  занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений „Почва — живая земля“» размещена в разделах

Предварительная работа :

- Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

- Работа в зимнем саду и на огороде.

Ход занятия

Стук в дверь. Входит морковь: - Я росла много дней, становилась все красней и слаще. Стала я хрустящей, есть зеленый хохолок у меня ребята. Чтобы каждый дернуть мог и вытянуть из грядки. (Морковь.)

Здравствуйте, ребят вы меня узнали. Я загадаю вам загадки.

Круглая, да не мяч

Желтая, да не масло.

Сладкая, да не сахар

С хвостиком, да не мышь. (Репа.)

И зелен и густ, на грядке вырос куст

Покопай немножко, под кустом. (Картошка.)

Сидит дед. Во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. (Лук.)

Над землей трава,

Под землей алая голова. (Свекла.)

Воспитатель: Откуда к нам пришли овощи? Где они растут?

Дети: На огороде.

Воспитатель: Кто выращивает овощи?

Дети: Человек сажает рассаду или семена овощей. Ухаживает, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета получает урожай овощей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с почвой. Что такое почва? Это слой земли, на котором растут растения. Давайте рассмотрим почву (показ на столе). Какая она? Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи? Чем пахнет земля? Когда она бывает влажной, а когда сухой? На какой почве растения растут лучше?

Дети: На удобренной, рыхлой.

Воспитатель: Что будет с растениями, если не возделывать почву?

Дети: Они погибнут или не дадут хорошего урожая.

Воспитатель: Сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого нужно делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода. Чему мы научились)

Дети: Рыхлить землю.

Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю?

Дети: Чтобы вода хорошо уходила в землю, и корням было легче расти в рыхлой земле.

Воспитатель: Чем вы рыхлите землю?

Дети: Палочками. Чтобы не ранить корни.

Воспитатель: Как узнать, что растение надо полить?

Дети: Земля сухая на ощупь, светлая.

Воспитатель: Какой водой поливаем?

Дети: Водой комнатной температуре.

Воспитатель: Для чего ухаживаем за растениями?

Дети: Чтобы были красивыми, хорошо цвели и росли.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почва нужна только растениям?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, в подземном царстве в почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и т. д.). Чем они дышат?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Давайте проверим, есть ли в почве воздух? Берем банку с водой, аккуратно кладем комочек земли в воду? Что мы видим? Появились пузырьки воздуха (дети выполняют задания.)

Вывод: В почве имеется воздух.

Физкультминутка «Кроты».

Воспитатель: А теперь посмотрите на эти две баночки. В первой рыхлая земля, во второй плотно утрамбованная земля с тропинками. Как вы думаете, где воздуха больше, в местах которые любят посещать люди, или там где редко ступает нога человека: (одно- временно опускаем образцы почв в банки с водой и наблюдаем).

Вывод: В образце с рыхлой почвой пузырьков больше.

Воспитатель: Где подземным обитателям будет легче дышать?

Дети: В рыхлой.

Воспитатель: почему воздуха под тропинкой меньше? Когда мы ходи по земле, то давим на ее частички, они сжимаются и воздуха остается меньше. В лесах, парках много тропинок. Где можно увидеть больше живых существ – в земле, под тропинками, или на участках, которые люди не посещают.

Дети: На участках, где люди не ходят.

Воспитатель: Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

Вывод: Чем больше мест в лесу будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей останется, поэтому нужно ходить по дорожкам.

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с кротом (показ слайдов). Крот это маленький зверек с мою ладонь – это настоящий подземный житель. Круглый год он роет в почве ходы. Как вы думаете зачем?

Дети: Ищет пищу.

Воспитатель: Правильно выискивает всякую мелкую живность: дождевых червей, насекомых, личинок. Легко ли ему прокормить себя и рыть землю?

Дети: Трудно.

Воспитатель: Земля плотная, но кроты приспособлены к этим условиям. У них коротка густая шерсть, растет торчком, глаза маленькие почти не видят.

Дети: По запаху. Они чуют их носом.

Воспитатель: У крота необычные лапы, они похожи на лопаты. Они по очереди копают то одной, то другой лапкой. Лишнюю землю выталкиваю на поверхность, поэтому мы можем увидеть в разных местах кучки земли. Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Дети: Чистую.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву (две стеклянные банки с почвой и две банки с водой). Рассмотрите воду в обеих емкостях: в одной чистая дождевая вода, в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Польем землю в банках чистой водой и грязной. Что изменилось?

Дети: в первой банке почва стала влажной, но осталась чистой, она сможет напоить дерево, травинку, а во второй банки не только влажной, но и грязной. Появились мыльные пузыри, потеки (ставим банки рядом, сравниваем).

Воспитатель: Какую среду обитания выберут животные?

Дети: Чистую почву.

Воспитатель: Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной воде?

Дети: Неудобство.

Воспитатель: Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы, если бы умели говорить?

Дети: Чтобы не загрязнили почву.

Воспитатель: Ребята, в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть и «мертвая вода» - грязная. Когда она попадает в почву, подземным жителям приходится плохо: они могут заболеть и даже погибнуть. Откуда берется «мертвая вода». Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (показ таблицы). Во многих местах на планете земля- почва загрязняется, болеет и не может поить кормить растения чистой водой.

Вывод: Всем людям нужно бережно относиться к Подземному царству стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.

Публикации по теме:

Проект: «Апьпийская горка» Образовательные задачи проекта: -Формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязь; -Знакомство со свойствами.

Проект «Наши друзья — подземные жители дождевые черви» Цель проекта: Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект  занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Почва — живая земля»
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 20:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД