Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»

Юлия Ионова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»

Конспект

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе №7 «Сюрприз»

«Лаборатория воды»

Воспитатель: Ионова Юлия Петровна

Интеграция образовательных областей «Познание развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Речевое развитие».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

1. Образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Лаборатория воды“» размещена в разделах

• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.

• помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды : течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

• развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2. Развивающие задачи:

• Способствовать развитию любознательности;

• Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3. Воспитательные задачи:

• Продолжать воспитывать культуру поведения;

• Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

• Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

- карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребё нка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, яблочный сок, молоко, киндер игрушка, блокнот лаборанта.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Беседа; Сюрпризный момент, Вопросы; Загадки;

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность); Игра.

Ход занятия

Первая часть: (информационно-познавательная)

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

- Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток А так как воды на земле больше, чем суши, мы с вами и поговорим об этом веществе в природе.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

2. С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

3. Серебристая Морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз. (Сосулька)

4. Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые… (облака.)

5. Зима. Мороз мосты куёт,

А мы коньками режем (лед).

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.).

Физкультминутка «Речка».

Очень всем нужна вода,

Делай раз и делай два,

Звери у ручья напились

Влево вправо наклонились

Вместе на носочки встали

Тучку ручками достали

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший!

Дождик вдруг полил с утра

За работу нам пора!

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо пройти в нашу лабораторию и занять свои места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

Опыт № 2. «Вода бесцветная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Опыт № 3. «Вода не имеет вкуса».

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт №4. : Вода прозрачная

Ребята, положите в стакан с водой игрушку, видно её? Теперь положите в стакан с молоком. Игрушку. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 5. «Вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком (клубничным).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультминутка «Тихо плещется вода».

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся)- Отдохнули, ребята?

. А сейчас я вам покажу фокусы с водой.

Но сначала вы должны будете отгадать загадку:

Загадка:

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул, наконец.

Так и выскочил жилец. (яйцо.)

Опыт№1

Перед вами два стакана с водой, в один стакан я тихонько опущу сырое яйцо и что мы видим, яйцо утонуло. В другой стакан я насыплю соль,перемешаю соль, чтоб она растворилась и тоже опущу яйцо в стакан, что мы видим, яйцо плавает на поверхности.

Вывод: Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.

ЗАГАДКА

Когда он спит-везде спокойно,

Но если только он проснется,

То сразу гром, землетрясение.

Приносит он и разрушения. (Вулкан)

Опыт №2 «Вулкан в стакане»

В банку с водой необходимо добавить растительное масло, затем с помощью пипетки добавить несколько цветных капель. После в банку с содержимым добавить соль и можно наблюдать удивительное зрелище.

Так происходит, за счет того, что соль тяжелая и оседает на дно стакана, захватывая с собой мелкие капельки масло. В воде, которая находится на дне стакана, соль растворяется и частицы масло, ничем не удерживаемые, снова поднимаются на поверхность.

ЗАГАДКА

Загнут из проволки крючок

Соединит листы в замок, И скрепит листья очень цепко, Ее мы называем скрепка…

Опыт №3 «Волшебная скрепка на поверхности воды» Нам понадобится стакан с водой, канцелярская скрепка и моющее средство.

Для начало опустим скрепку в воду, мы увидим, что скрепка утонула, затем с помощью расправленной скрепки аккуратно опустим еще одну скрепку, и увидим, что скрепка плавает на поверхности воды, еще мы можем увидеть, что поверхность воды немного прогнулась под тяжестью скрепки, как натянутая кожа. Теперь капнем в воду немного моющего средства-скрепка утонула.

Почему так получилось?

У воды действительно есть кожа. Она образуется при контакте воды с другими веществами. Особенно прочная пленка возникает при контакте с воздухом. Мельчайшие частички воды –молекулы - притягиваются друг к другу. Это называется когезией. В толще воды каждую молекулу тянет во все стороны, но на поверхности все иначе. Вес скрепки распределяется по большой поверхности, поэтому она способна удерживаться на плаву. Мыло разрушает пленку на поверхности воды, поэтому скрепка и утонула.

Итог занятия

В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Что запомнилось больше всего? Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто»Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто» Уважаемые коллеги, доброе утро! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Экспериментирование.

Конспект НОД «Научная лаборатория мыльных пузырей» в старшей группеКонспект НОД «Научная лаборатория мыльных пузырей» в старшей группе Цель: изготовить цветной мыльный пузырь, используя классические рецепты. Задачи: 1. Расширить представления о детской забаве – «мыльные.

Конспект НОД «Магнит и некоторые его свойства» по экспериментированию в старшей группе Тема: «Магнит и некоторые его свойства». Цель: Создание социальной ситуации в процессе совместной деятельности: «Магнит и некоторые его.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море»Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой Задачи: Образовательная.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух — богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Конспект занятия в старшей группе «От простой воды и мыла у микробов тают силы» Конспект занятия в старшей группе «От простой воды и мыла у микробов тают силы» Цель: формировать сознательное отношение к выполнению основных.

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Экоурок в 3 классе «Вода России. Лаборатория воды»Экоурок в 3 классе «Вода России. Лаборатория воды» Организаторами урока выступает Минприроды России в рамках Программы «Вода России» при поддержке Движения ЭКА. Цель урока — показать важность.

Конспект НОД по экспериментированию «Удивительный воздух» в старшей группеКонспект НОД по экспериментированию «Удивительный воздух» в старшей группе Конспект Непосредственно организационной образовательной организационной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской.

Занятие по экспериментированию «Вода растворитель. Очищение воды»Занятие по экспериментированию «Вода растворитель. Очищение воды» Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются Задачи: • выявить вещества, которые растворяются в воде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»
Опубликовано: 8 февраля 2021 в 19:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД