Евгения Валькова
Конспект занятия «5 органов чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Интеграция проходит по следующим областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка, физкультурно-оздоровительная работа.
Цель
Закрепить представления детей об основных органах чувств у человека.
Задачи
1. В ходе игровой деятельности детей, расширить знания о функциях органов чувств.
2. Привлечь к бережному отношению к своему телу, здоровью;
Публикация «Конспект занятия „5 органов чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
3. Помочь детям увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;
4. Развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;
5. Применять новые слова в повседневной жизни.
Словарная работа
Новые слова
органы чувств рецепторы
части тела азбука Брайля
аппликатор Кузнецова жесты
ощупь тактильный шрифт
аромат, вонь безвкусный
Предварительная работа
Подвижные игры в повседневной деятельности; в Дни Здоровья обговаривание правил и мер предосторожности к ушам, глазам, носу. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по звуку» - знание музыкальных инструментов (кружок «Хрустальный голосок»). Экспериментирование в режимных моментах (соль, сахар, мука, лимонная кислота)
Оборудование
Карточки с изображением: уха, носа, рук, рта, глаз. Мольберт, лист А3 с двумя колонками, духи. Карточки Брайля; образцы тканей, аппликатор Кузнецова, лед, горячая вода. Пакетики под номерами, сахарная пудра, соль, мука, лимонная кислота; разрезная радуга; звукозапись шум моря, капели, дождя, пение птиц, музыкальные инструменты, ширма.
Предполагаемый результат
Занятие позволит детям узнать, закрепить свои знания:
• о запахах, которые нас окружают;
• о тактильных ощущениях нашей кожи;
• о цветовом спектре;
• о бережном отношении к своему телу, здоровью;
• Увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;
• Позволит развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;
• Позволит применять новые слова в повседневной жизни.
Ход занятия
Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нас, как человеке. Наш организм уникален, он может распознать, увидеть все находящееся вокруг. Это происходит за счет наших органов чувств.
Кто назовет мне, какие органы чувств есть у человека? (дети называют: нос, уши, глаза, рот, руки или кожа)
Правильно, сколько органов чувств у нас получилось? (пять)
Воспитатель подытоживает, показывая картинки. Орган обоняния – нос; орган слуха – уши; орган зрения – глаза; орган вкуса – рот, язык; орган осязания наша кожа – руки.
1. Сейчас мы попробуем исследовать наши органы. Первый орган обоняния – нос (выставляется на мольберт картинка).
Все запахи делятся на приятные и не приятные. Давайте попробуем выяснить, вспомнить, какие запахи являются приятными, а какие нет. Выставляется табличка с двумя колонками, в которые кратко, записываются варианты. Воспитатель опрыскивает себя духами, предлагает детям понюхать.
Скажите, ребята, это какой запах? Приятный. А как еще можно назвать приятный запах? Вкусный, хороший, аромат. Что еще имеет приятный запах? Что может иметь неприятный запах? (ответы детей) Как можно назвать неприятный запах? Что им может оказаться? Ответы детей записываются.
Что вам помогает определить запах? (нос)
А теперь скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы нос оставался здоровым? (нельзя ничего толкать в нос, одеваться тепло, чтобы не было насморка)
По необходимости можно провести игру-разминку или физминутку.
2. Второе наше исследование орган осязания – руки, кожа.
Наша кожа может определять разные виды ощущений. Это колючий – мягкий; шершавый – гладкий; холодный – теплый. Давайте сейчас это попробуем, определим на ощупь некоторые образцы тканей (гладкий шелк, бархат, шерстяную ткань, мех).
Для определения колючего – предлагается детям ногами походить по колючему коврику (Аппликатор Кузнецова).
Для определения холодного – лед; горячего – вода.
«Лиза, какой был лед (холодный) с помощью чего ты смогла определить, что он холодный?» (с помощью рук, потрогала). «Ваня, что ты почувствовал ногами, пройдясь по коврику?» (он колючий).
3. Следующий наш орган исследования - это рот или язык, и наша игра «Угадай на вкус».
На столах лежат пакетики с сахарной пудрой, лимонной кислотой, солью, мукой, под номерами. Детям предлагается взять пакетики, аккуратно развернуть и попробовать.
У всех детей похожий белый порошок, но разный на вкус. Дети пробуют, говорят какой вкус.
- «Подымите руки, у кого был пакетик с номером один? Что это был за порошок, каким вкусом?»
-«У нас получилось четыре вкуса: соленый, сладкий, кислый, безвкусный. А какой еще вкус мы можем ощущать?» (горький)
-«Какие продукты у нас имеют горький вкус, кислый, соленый, сладкий?» (ответы детей)
Ребята, скажите, а за ртом, языком, зубами надо как-то ухаживать? (варианты ответов детей)
По необходимости можно провести игру-разминку «Покажи, что говорю» или физминутку.
4. Следующий наш орган исследования – это глаза. Поиграем с вами в игру «Зеркало». Первый воспитатель, далее дети, кто лучше показывает. Выполняются движения как в зеркале, точное отражение. (дети садятся)
Наши глаза так устроены, что мы видим все цвета радуги в окружающей нас природе. А кто знает, какие цвета у радуги? Давайте их вспомним с помощью считалки: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. У каждого слова начальная буква говорит нам о цвете.
- «Катя, скажи, слово каждый, о каком цвете нам говорит?» (красном)
Дети на доске выстраивают из полосок – радугу, проговаривая цвет.
- Сколько у нас получилось цветов? (семь)
Ребята, теперь закройте глаза, видите, что я показываю (нет).
Есть такие люди с рождения или по другим причинам, которые не видят. Как их называют? (слепые) Как вы думаете, как они читают? (предположения детей) Эти люди изучают специальную азбуку Брайля. Читают пальцами, каждая буква, это определенная последовательность выпуклых точек, тактильный шрифт (показ карточек на примере).
А теперь, скажите, что необходимо делать, чтобы глаза оставались здоровыми? (не смотреть много телевизор, планшет, делать гимнастику для глаз….)
5. И последний наш орган чувств – это слух, ухо. Выставляется картинка уха.
Детям предлагается послушать звукозапись шума моря, дождя, капели, пение птиц.
- «Что вы сейчас услышали?» (дети перечисляют) Смотрите, вокруг нас ничего этого нет, мы не видим, но слышим. Какой орган нам помог это сделать? (уши)
Есть люди, которые ничего не слышат, как их называют? (глухие) Если человек ничего не слышит, то он и не может говорить. Еще таких людей называют глухонемые. Они общаются между собой с помощью жестов. Например, спасибо они показывают вот так. Воспитатель показывает детям, они повторяют.
- А сейчас еще попробуем исследовать ваш слух. Определите на слух, какие музыкальные инструменты играют? Вызывается ребенок, который за ширмой по очереди звучит музыкальными инструментами (муз. треугольник, бубен, барабан, маракас, металлофон). Дети угадывают.
-Ребята, сколько прозвучало музыкальных инструментов? (называют число)
- Максим, а теперь поиграй на любом инструменте, но тихо. Еще одним – громко.
- Ребята, какой инструмент звучал тихо, а какой громко? (ответы детей)
И еще одна игра, с помощью которой хочу проверить ваши ушки «Посчитай и скажи». Детям предлагаются простые примеры на правильный и быстрый счет.
*Сколько рук у человека, сколько ног у человека, сколько ушей у двух человек, сколько ног у пяти человек, сколько глаз у человека, у двух человек и т. д.
Скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы наши уши оставались здоровыми? (не говорить громко, ничего не толкать в уши, чистить)
Вот и подошло к концу наше исследование по органам чувств. Назовите мне их еще раз. Сколько их? Молодцы!