Оксана Михеева
Конспект занятия-беседы «Животные родного края» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Жизнь животных в нашем краю.
средняя группа.
Программное содержание: Дать детям представление о животном мире нашего края : медведи и землеройки - бурозубке. Рассказать почему медведь - хозяин тайги, а бурозубка -«патрульная служба». Расширить знания детей о жизни животных в тайге. Воспитывать любознательность и любовь к животному миру нашего края.
Публикация «Конспект занятия-беседы „Животные родного края“ в средней группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Словарная работа: «хозяин тайги», бурозубка, добытчики, берлога, хоботок, санитары, шатун.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о жизни животных в тайге : лисице, кроте, белки, бурундуке. Рассматривание картинок, иллюстраций.
Материал: Иллюстрации и картины; книга Ю. Могутина -«Мудрость Кара - Сагала»; рисунки следов.
Ход занятия : Воспитатель читает стихотворение Ю. Могутина «Зверь и человек».
Воспитатель: О ком это стихотворение? Правильно о медведе. Посмотрите на него и скажите, какой он? Дети рассматривают иллюстрации и рассказывают о медведе.
- Большой, лапы большие, сильный, шкура мягкая, длинная, он умеет реветь и т. д. Воспитатель: Почему медведя называют «хозяином тайги»? Воспитатель слушает ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я расскажу о жизни медведей в нашей тайге:
Знаете ли вы, что писать умеют не только люди, но и звери, птицы и даже насекомые? Один - когтями, другой - хвостом, третий -рогами, четвёртый - клювом.
Лисы пишут не только лапами, но и хвостом. Тянется, петляет, а дальше строчка смазана. Кто же её стёр? Да сама лиса. Перед лисьим следом пролегла другая строчка - торопливая и тонкая. Лиса почуяла запах мышиных следов, хвост её возбуждённо заходил из стороны в сторону, заметая следы лап. Тут лиса мышковала - на снегу краснеет просыпанной брусничкой кровь. Наевшись, она хватала пушистый снег.
Вот тянутся продолговатые, словно створки речной ракушки, следы - это олени шли полизать иней, выступивший ночью на камнях. Это зимой, а летом можно увидеть вывороченные замшелые камни. Это медведь орудовал - разрывал норы у бурундука. У бурундука много нор, в каждой норе клад по восемь - десять килограммов кедровых орехов. Вот медведь и учуял и съел все его запасы, а дальше он разрыл муравьиную кучу и съел личинки муравьев. Эти звери от природы - добытчики. Если он драл кору деревьев, значит искал - добывал личинок короедов. Вот косматому добытчику попалось дерево со множеством следов зубов и когтей. Это дерево - медведя примерочная, подходить к нему опасно человеку, да и медведю у которого сил маловато. Когда медведь видит такое дерево, то приходит в неописуемую ярость. Зубами и когтями старается он отодрать ствол как можно выше. И если ему удаётся содрать кору выше отметки, сделанной до него, он успокаивается и продолжает промышлять уже на правах хозяина участка. Если же достать до указанной отметки не удалось, медведь немедля уходит из этих мест, ибо знает: где-то поблизости жирует более крупный зверь и право сильного на его стороне. Изредка в тайге попадаются упавшие деревья. Высоченные кедры падают совсем не от старости. Осенью медведи валят деревья и у комля дерева под прикрытием узловатых корней, в хорошо замаскированной яме почти в рост человека, он делает жилище - берлогу. Умягчает её ветками, мхом, листьями.
Медведица делает себе жилище попросторнее, потеплее, потому что к весне у неё появляются - слепые малыши, в размер с щенков. Мать медведица выводит их из берлоги тогда, когда медвежата научатся держаться на своих лапах. И начинает их воспитывать и учить: где шлепком, где своим примером. Малыши, как все дети, любят шалить, кувыркаться, лазать по деревьям. Из них вырастают большие медведи, которые уходят от мамы и начинают добывать себе пищу самостоятельно.
Физминутка: Вот идёт большой медведь,
Вот бежит лисица
Прыг, прыг зайка от лисицы,
Спрятался - не видно
Имитация движений. Воспитатель: Живут в тайге не только большие звери, но и совсем крохотные, но без них не возможна жизнь в тайге, а знаете почему? Я вам сейчас расскажу о мышке - землеройке - бурозубке. Почему её так называют? Ответы детей.
Воспитатель: Этот зверёк очень крохотный, весит всего два грамма, длина четыре сантиметра, мордашка вытянута в подвижный хоботок, одет в густую, бархатную шубку. Этот зверёк сущий обжора и очень подвижен, постоянно ищет что-то покушать, (рассматривание картинки землеройки-бурундука). Постоянно роется своим хоботком во мху - отыскивает жучков, паучков и разных личинок, а бывает что и лягушку и мышку-полёвку съест. Она есть больше чем весит - в два, а то и в пять раз. Землеройка очень полезна в лесу и в тайге. Её называют санитаром, или «патрульной службой». Она съедает огромное количество насекомых, личинок которые вредят деревьям: кедру, пихте, а ещё она делает ходы в лесной почве - подстилке, тем самым помогает молоденьким деревьям расти, вот ведь самый маленький обжора. Воспитатель: С кем мы сегодня познакомились?
Кто хозяин тайги, почему?
Есть самые большие звери, но и есть самые
маленькие, кто они? Почему их называют
«санитарами»?
является ли медведь санитаром? Почему?
Нужно ли заботится об этих зверях? Как? Воспитатель предлагает вылепить медведя или мышку-землеройку.