Получи документы

Конспект занятия «Что мы знаем о грибах» для детей 10–17 лет с ОВЗ (13 фото)

Наталья Гордиенко
Конспект занятия «Что мы знаем о грибах» для детей 10–17 лет с ОВЗ

Конспект занятия «Что мы знаем о грибах» для детей 10–17 лет с ОВЗ

Цель: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов, их значение в природе и жизни человека.

Задачи:

1.Развивать умение узнавать грибы по описанию, отличать съедобные и несъедобные грибы. Развивать внимание, память.

2.Расширить представления детей о грибах, их особенностях существования и развития. Закрепить знания детей о грибах, их видах.

Публикация «Конспект занятия „Что мы знаем о грибах“ для детей 10–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах

3.Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, показать ценность природы и её даров для каждого человека.

Методы и технологии:

- словесный: рассказ в соответствии с темой, «Грибная викторина»

- здоровьесберегающие: релаксация «Звуки леса», физкультминутка «В лесу».

-и. к. т: слайды о грибах.

Материал и оборудование: слайды грибов, фонограмма «Звуки леса», карточки с пословицами и поговорками о грибах, белая офисная бумага для написания правил по сбору грибов, ручка, фломастеры, .бумага для рефлексии:красная,зеленая,желтая, простые карандаши.

Рефлексия: «Рисуем настроение»

Возраст 10 - 17 лет.

Ход занятия

-Ребята, кто из вас бывал в лесу?

-Лес – это сказочный мир. Среди деревьев и кустарников можно увидеть разнообразные ягоды и грибы. Он приютил птиц и зверей, ящериц и лягушек, жуков и бабочек.

-Что все любят собирать в лесу?

-Конечно же, грибы.

- Вы наверно догадались, о чем мы поговорим сегодня?

-Сегодня я хочу вам рассказать о некоторых видах грибов.

-Грибы не относятся к растениям, так как у них нет листьев, стеблей, цветков. И к животным они не относятся. Это особое царство живой природы. Изучает грибы особая наукамикология.

-Ученые долго размышляли: куда их отнести – к животным или растениям?

-А вы как думаете?

-К растениям.

-Но ведь они не зеленые, у них нет ни цветов, ни семян. Стеблей, листьев и корней у них тоже нет.

-К животным.

-Но они не умеют передвигаться и заглатывать пищу как большинство животных. Вот и пришлось ученым выделить грибы в самостоятельное царство живого мира, отдельное от растений и животных.

Давайте поближе познакомимся с грибами – интересными и необыкновенно привлекательными представителями живой природы. В нашей стране встречается 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. По питательности грибы превосходят многие известные продукты – мясо, колбасу, рыбу, яйца. В них содержатся необходимые нашему организму белки, углеводы и минеральные соли.

- Грибы удивительны и красивы. Ими любуются, их изучают, описывают, рисуют, о них пишут стихи, рассказы, упоминают в сказках.

-На нашей земле насчитывается около 100 тысяч видов различных грибов. Их изучением занимаются ученые-микологи. Они и установили, что гриб состоит как бы из двух частей — грибницы и самого гриба. Грибница обычно растет в почве. Она почти незаметна для человеческого глаза, потому что состоит из тончайших невидимых нитей, которые можно рассмотреть только под микроскопом. А

Грибы – это не растения, и не животные, поэтому их и называют загадочными созданиями. Их можно встретить везде.

-Как вы думаете где?

-Грибы можно встретить: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в лесу

-Вот идешь по лесу, а тут такая красота. Давайте представим, что мы с вами в лесу. Предлагаю послушать звуки леса.

Релаксация «Звуки леса»

- А теперь рассмотрим некоторые грибы.

Кто знает, что это за гриб?

Подберезовик

Фото «Что мы знаем о грибах»

-Подберезовик получил свое имя потому, что любит селиться рядышком с березой. Шляпка у подберезовика бывает самых разных оттенков коричневого цвета. Ножка тонкая и стройная с едва заметными чешуйками, которые становятся более крупными у грибов большого размера.

Подосиновик.

-Как вы думаете, под каким деревом растет?

Конспект занятия  для детей 10–17 лет с ОВЗ - фото

Конечно, под осиной — вечно дрожащим деревом. За яркую красно-оранжевую шляпку в народе его называют красноголовиком.

А вот белый гриб дружит со многими породами деревьев. От того, с каким деревом подружился этот красивый крепкий грибок, зависит цвет его шляпки. Когда он растет под березами его шляпка светлая, даже беловатая. Под елями и соснами растет белый гриб с коричневой шляпкой.

- Ребята, посмотрите, кто знает этот гриб? Как он называется?.

Белый гриб растёт только в лесу. Его ещё называют боровиком, растёт он на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь (на экране рассматривают гриб). Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, но может быть и желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, желтоватого цвета с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб, действительно, на изломе белый.

- Вот и мы нашли белые грибы. Вот они с белой ножкой и коричневой шляпкой.

Фото №1 Цель формировать у детей знания о грибах и их видах о ценности грибов их значение в природе и жизни человека

-А вот этот удивительный гриб узнали?

-Лисички.

-Как вы думаете, почему он так называется?

-Золотисто-желтые лисички по окраске действительно похожи на рыжую плутовку — лису. Благодаря этому цвету они хорошо заметны среди травы или опавшей хвои. На нижней стороне шляпки у них очень заметны пластинки-складки, которые плавно переходят в ножку.

Фото №2 Развивать умение узнавать

-Лисички — отличные грибы. Всегда без червяков. Грибники очень любят эти грибы еще и за то, что они редко растут по одному, а чаще — большими семейками.

-Шляпка у лисички не отделяется от ножки, как у других грибов, а сливается с ней в одно целое. Есть у лисички очень ценная для грибников особенность. -Ребята, может вы, знаете какая?

-Правильно, они никогда не бывают червивыми. Старые лисички высыхают или загнивают, но в них никогда не поселяются другие насекомые.

-А вы знаете, почему?

- Наверно насекомых просто отпугивает яркий цвет гриба.

-А это что за грибы?

-Рыжики.

Фото №3 Грибы и лесные ягоды грибы по описанию отличать съедобные и несъедобные грибы

-Рыжики – ценные съедобные грибы рода Млечник, на изломе выделяющие обильный оранжево-красный млечный сок. Преимущество этого характерного признака в том, что их нельзя спутать с несъедобными и опасными видами.

-Под какими деревьями растёт рыжик?

-Поблизости от сосны или ели, особенно любит гриб молодую поросль сосняка. Охотнее всего «селится» на опушках и возвышенностях с низкой травой.

.А вот и опята.

-В природе опята растут большими группами на поваленных деревьях и пнях. Это пеньковые грибы, которые активно размножаются на увлажненной древесине лиственных деревьев.

Фото №4 Развивать внимание память Фото №5 Расширить представления детей о грибах их особенностях существования и развития Фото №6 Закрепить знания детей о грибах их видах

Урожайность опят зависит от того, в каком лесу они обитают. Например, в хвойных лесах можно встретить летних представителей группы опят, но только при условии, что местность находится рядом с горами. В другом случае в хвойном лесу опёнок не поселится, ведь ему не будет хватать влаги.

-Срезать их надо аккуратно ножичком.

-Как вы думаете, зачем надо так срезать?

Фото №7 Публикация Конспект занятия Что мы знаем о грибах для детей лет с ОВЗ размещена в разделах Грибы и лесные ягоды Грибы

-Отправляясь в лес за грибами, кроме описания грибов, какие можно, а какие нельзя знать не совсем достаточно. Помимо этого, нужно знать, как правильно собирать грибы – срезать или выкручивать. Главное чтобы при сборе гриба не повредить саму грибницу. Если это все-таки произойдет, на следующий год на этом месте нового гриба уже не появится.

-Если же вырываете гриб с корнем, то нарушаете грибницу и, вероятно, новые грибы на этом месте уже не вырастут. Поэтому каждый раз отправляюсь на поиски грибов берите с собой нож и аккуратно срезайте гриб,стараясь не нарушать его подземную часть. И Тогда,возможно, вернувшись на это место через недельку другую (и несколько дождичков) вы обнаружите новый ’грибной улов’

Физкультминутка «В лесу»

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)

Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли. (Приседание)

На пеньке растут опята. Наклонитесь к ним, ребята. (Наклоны)

Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили. (Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь, дети сели отдохнуть. (Садятся)

-Вы познакомились с грибами, которые вкусны и полезны для человека.

-Как они называются?

-Это съедобные грибы.

-Вот такой получился урожай грибов

Фото №8 Конспекты занятий НОД Конспекты занятий

- Но, к сожалению, не все грибы пригодны в пищу.

Кроме съедобных грибов, в природе встречаются еще какие?

- Много ядовитых. Они очень опасны. Такие грибы надо хорошо знать и научиться отличать их от съедобных грибов.

- Наверно все знаете,что это за гриб?

Фото №9 Все конспекты ОВЗ

-Вот стоит красавец мухомор.

Шляпка ярко-красных тонов с белыми пятнышками, ножка высокая, стройная, украшена воротничком-бахромой. Однако не торопись положить его в корзинку.

- Встретить мухомор можно в ельнике, березняке, осиннике, дубовой роще – везде этот гриб найдет свое место. Также он может образовывать прочный союз и с корнями растений.

-Мухомор – самый нарядный гриб. Его вы ни с чем не спутаете.

-Шляпка у него…ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка.

-А знаете что, мухомор – гриб не такой простой.

-Людям его можно есть?

-Нет, он ядовитый и опасен.

-А вот многим лесным жителям без него не обойтись.

-Почему?

- Ребята, как вы думаете, кто из животных может, есть мухомор?

-Правильно, белочки иногда сушат их на зиму. А ещё не брезгуют мухоморами и сороки. А лоси проглатывают их целиком, иногда несколько штук за один раз. Зачем?

- Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то.

Фото №10 Конспекты занятий НОД Работа с Особыми детьми

-Чаще всего съедобные виды опят путают с ложными опёнками

Слайд: ложные опята

- Главным отличием настоящих грибов являются колечки, которые расположены под шляпкой. А также у ложных опят очень неприятный запах, который больше напоминает гниющее дерево, а не грибной аромат. У ядовитых грибов шляпка более насыщенного цвета (для привлечения внимания) – серно-жёлтого или кирпично-красного оттенков. Кроме того, почти у всех видов съедобных опят есть небольшие чешуйки на шляпке, которых нет у ложных видов. А также нужно обратить внимание на цвет внутренней пластины, ведь у ненастоящих грибов он может быть даже оливковым, а у съедобных – светло-бежевым.

Слайд: бледная поганка

Бледная поганка – «смертельный» гриб из семейства мухоморов. Его яд даже в небольших количествах способен причинить человеку не поправимый отравляющий урон, убивающий даже здорового человека за считанные часы. Опытные грибники всегда обходят стороной эту находку, а если случайно этот гость и попадает в корзину, то в мусор уже идёт не только он, но и все съедобные грибы находящиеся рядом. Бывали случаи сильного отравления от благородных пород, когда рядом лежал даже маленький представитель рода мухоморов. Поэтому, если такая ситуация все же произошла, не стоит жалеть собранные лесные дары, здоровье – важнее!

-Многие думают, что грибы растут сами по себе. Но это не так. Гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибы поодиночке не растут.

- Ребята, а вы знали раньше об этом?

-Многие лесные грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Часто гриб просто не может существовать без дерева.

«Грибная викторина»

1. Можно уничтожать в лесу несъедобные грибы?

2. Какие грибы появляются первыми ранней весной? (Строчки и сморчки.)

3. Когда начинается грибная пора? (Вторая половина лета, осень.)

4. Как правильно собирать грибы? (Не нарушать грибницу, гриб срезать ножом.)

5. Может ли гриб съесть дерево? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)

6. Каким грибом лечится лось? (Мухомором.)

7. Какие грибы светятся в темноте, пугая случайных прохожих? (Старые сморчки).

8. Какие правила надо соблюдать при сборе грибов(. Не брать неизвестные или сомнительные грибы, старые, перезрелые и червивые.)

9. Почему не следует собирать грибы вблизи дорог? (Грибы накапливают вредные вещества, содержащиеся в автомобильных газах.)

10. Какую первую помощь нужно оказать при отравлении грибами (Промыть желудок раствором перманганата калия (марганцовкой, принять активированный уголь, сделать клизму, вызвать врача.)

11. Какие съедобные грибы можно круглый год выращивать в теплице? (шампиньоны)

12. Какие грибы называют «дружные ребята»? (опята)

13. Как размножаются грибы? (спорами)

14. Как называется наука о грибах? (Микология)

15. Какой гриб уважительно называют царем грибов? (Белый гриб.)

16. Какого цвета шляпка у белого гриба? (Цвет шляпки зависит от места, где гриб вырос: светло-бурые шляпки у грибов, выросших под дубами и

березами; красновато-бурые - у выросших в еловом лесу.)

17. Какие грибы чаще всего родятся в березняке? (Подберезовики.)

18. Какие грибы растут на трухлявом пне? (Опята и ложные опята)

19. Какой гриб считается самым опасным для жизни человека? (Бледная поганка.)

Народные пословицы и поговорки про грибы:

-«Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами».

-«Назвавшись груздем, полезай в кузов».

«На окошке грибы не растут»

-«Кто пораньше встает – тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой»

-«Не поклоняясь до земли и гриба не подымешь»

-«Лучше рыжик, чем ничего»

-«Назвался груздем – полезай в кузов»

-«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»

-«Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка»

- Ребята, давайте вместе составим правила сбора грибов.

Основные правила сбора грибов!

1.Никогда не собирайте незнакомые грибы.

2. Не пробуйте их на вкус.

3. Не кладите в корзину старые, перезревшие грибы.

4. Не собирайте грибы в городе: на газонах парков и скверов, вбили заводов и фабрик, вдоль шоссейных и железных дорог, около животноводческих ферм. Помните: грибы способны быстро накапливать в себе вредные вещества.

5. Не уничтожайте ядовитые и незнакомые вам грибы: они приносят пользу деревьям, а некоторыми из них лечатся животные; охотно едят грибы белки, ежи и даже лоси

6.Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие растительные остатки, превращая их в вещества, доступные для питания растений. Не будь грибов, ежегодно опадающие листья, хвоя, ветки накопились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса

7.Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

Итог:

- А теперь давайте проверим, узнаете ли вы грибы в лесу, о которых мы говорили?

- На какие две группы можно разделить все грибы?

Съедобные и ядовитые.

- Грибами, даже съедобными можно отравиться. Чтобы этого не произошло, необходимо знать правила сбора грибов.

- А кто из вас, ребята, сможет сказать, из каких частей состоит гриб?

-Шляпка, ножка, грибница.

- Нам очень важно обсудить и такой вопрос: какую опасность для человека представляет сбор несъедобных грибов?

- При отравлении грибами в первую очередь поражается желудок и кишечник. Это сопровождается рвотой, сильными болями в животе, диарея.

Рефлексия: «Рисуем настроение»

Предлагаю детям кружочки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Дети сами рисуют свой смайлик.

Зеленый - веселый. Занятие понравилось. Все понятно, интересно. Я доволен.

Жёлтый - не все понятно, скучно.

Красный – было очень трудно, непонятно, не понравилось.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

«Что мы знаем о воздухе?» Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в подготовительной группе Интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская.

Конспект занятия «Что мы знаем о птицах»Конспект занятия «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах». Цель: закреплять знания о зимующих птицах,воспитывать заботливое отношение к птицам. Серая ворона. Серая.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Что мы знаем о посуде?»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Что мы знаем о посуде?» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Что мы знаем о посуде?» Цель: расширить представление детей.

Конспект открытого занятия для родителей на тему: «Что мы знаем о времени» Конспект открытого занятия для родителей на тему: «Что мы знаем о времени». Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП Тема:.

Конспект занятия «Что мы знаем о природе» Задачи: Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли. Показать, что человек является частью природы. Продолжать развивать умение.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье»Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье» Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Программное содержание: закрепить представления о правилах ухода за телом, о значении.

Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде»Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде" Цель занятия: Создать комплекс условий,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?» Программное содержание: Закрепить понятие «птицы». Учить самостоятельно, отображать отношения между понятиями на готовой модели. Воспитывать.

Конспект занятия с презентацией для детей 6–7 лет «Что мы знаем о божьей коровке?»Конспект занятия с презентацией для детей 6–7 лет «Что мы знаем о божьей коровке?» Цель и задачи: Расширить и обогатить знания детей о божьей коровке. Познакомить детей с внешним видом и образом жизни божьей коровки. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Что мы знаем о грибах» для детей 10–17 лет с ОВЗ
Опубликовано: 5 июля 2021 в 20:51
+144Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД