Светлана Анатольевна Жабина
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Городецкие узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Городецкие узоры. Кони- птицы».
Цель: Развивать интерес к искусству городецких мастеров, воспитывать уважение к творческому наследию.
Задачи:
1. Создавать условия для рисования детьми фантазийных коней- птиц по мотивам Городецкой росписи.
2. Продолжать знакомить с элементами Городецкой росписи, ее колоритом, ее особенностями.
Публикация «Конспект занятия для детей 6–7 лет „Городецкие узоры“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции.
4. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно- прикладном искусстве.
Материалы:
Листы бумаги разного размера и формата желтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы, краски гуашевые, кисти разные, баночки для воды; городецкие игрушки и предметы быта (изображения в иллюстративных картинах).
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям картины с изображением городецких игрушек (конь- качалка) и предметов быта (разделочная доска, короб, декоративная тарелка, прялка) и рассказывает о Городецком промысле (по мотивам сказа А. Рогова «Конь копытом бьет») :
- На реке Волге есть старинный- старинный город Городец. А за ним - леса большие- большие, есть и дремучие. Когда- то в Городце строили большие корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные. Со всякими резными фигурами и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями. Улыбчивые львы на корме. Глаза у этих львов были иногда совершенно человечьи и очень добрые.
И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, они похожи на сказочные терема. И сани и дуги там делали раззолоченные и расписные, каких больше нигде не увидишь.
Сплошь в резных и расписных затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и шкатулки, и др. домашние вещи. Делают в Городце и необыкновенные детские игрушки - из дерева, из глины. Но из глины не расписные, как в других местах, а политые блестящей цветной глазурью. Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел.
Самое же примечательное в Городце - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами: «Конь копытом бьет, удила грызет». Коня рисуют на дверцах шкафов, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких- то сказочных, веселых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы.
Обычных коней рисуют и вырезают из дерева не только в Городце, но и во многих других местах. И делают это с древних- древних времен, потому что конь всегда был главным и лучшим помощником человека. Конями очень дорожили, их очень любили, иногда последний кусок хлеба- коню-работнику. Фигурки коней помещали на прялках, крышах домов (отсюда и название «коньки», детских люльках…
Этих прекрасных коней, которые летят точно птицы, не увидишь нигде, кроме Городца. Их делают настоящие художники, передавая свое мастерство из поколения в поколение. Они так хороши в Городце, потому что здесь всегда любили сказки и мастерили сказочно красивые и корабли, и дома, и разную домашнюю утварь.
Воспитатель:
- Давайте и мы с вами нарисуем сказочных коней- птиц.
Возьмите листы бумаги желтого цвета, будто это крышки деревянных шкатулок или дверцы шкафчиков. Мы украсим разные изделия из дерева красочной росписью, как это делают настоящие мастера из Городца.
Воспитатель показывает детям последовательность изображения Городецкого коня, выставляет технологическую карту и комментирует этапы: сначала рисуем туловище, как у птиц, потом хвост и гриву из удлиненных завитков, после того, как краска подсохнет, украшаем туловище и рисуем мелкие детали- глаза, рот, удила. Воспитатель напоминает, что туловище нужно рисовать всем ворсом кисти, а хвост, гриву и узор- кончиком кисти. Обращает внимание, что кони- птицы мчатся над сказочными цветущими садами и волшебными замками, поэтому внизу и по уголкам можно нарисовать городецкие цветы (показывает их изображение)
Дети выбирают по своему желанию размер и формат бумаги желтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы, еще раз внимательно рассматривают изображение городецкого коня и начинают рисовать коней- птиц, летящих над сказочными цветущими садами (звучит спокойная музыка).
В конце занятия дети выставляют свои работы на доске и сравнивают картины с другими видами декоративно- прикладного искусства, где присутствуют кони и образы птиц.
Ребенок рассказывает стихотворение В. Шипуновой «Чудо - росписи»
Над крышами- куполами,
Под башнями- облаками-
Золотые луковки церквей, пары белокрылых лебедей,
Кони-тройки вихрями летят,
И цветные радуги горят.