Мария Зайцева
Конспект занятия для детей старшей группы «Космическое путешествие на планету «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность по обучению грамоте с детьми старшей группы с нарушением зрения
Тема НОД «Космическое путешествие на планету Грамотейка»
Цель НОД Знакомство детей с понятием «Предложение», закрепление навыков чтения слов.
Задачи
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание
- Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Космическое путешествие на планету „Грамотейка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать навыки общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослым.
- Создавать условия для становления положительного отношения к совместной деятельности.
Познавательное развитие
- Стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность.
- Формировать представления о понятии «предложение».
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, космосе.
- Развивать познавательные действия.
Речевое развитие
- Развивать речь как средство общения
- Развивать связную речь
- Обогащать активный
словарь.
Художественно-эстетическое развитие
- Создавать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру, космосу.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие
- Создавать условия для приобретения опыта в развитии координации движения, развития крупной и мелкой моторики обеих рук.
- Способствовать овладению подвижными играми с правилами.
- Создавать условия для становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Ход образовательного мероприятия
I фаза – начало образовательного мероприятия
1 этап – инициация
Процесс - интеракция
Игра «Сигнал»[/i]
- Ребята, я предлагаю вам встать в большой круг и взяться за руки. Я посылаю сигнал по кругу с помощью сжимания рук. Обратите внимание на количество сигналов, т. е. сжимания руки. Нужно правильно передать сигналы по кругу.
- Сколько сигналов вы передавали? (педагог спрашивает у нескольких детей).(Дети стоят в кругу, держась за руки. Педагог передает «сигнал» из нескольких легких нажатий руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой, передает его рядом стоящему - правой рукой. И т. д. по кругу, пока «сигнал» не дойдет до ведущего, который сообщает, какое количество сигналов он получил. То же повторяется в другую сторону).
2 этап – погружение в тему, целеполагание.
Процесс - мотивация
Прием «Письмо от жителей планеты Грамотейка»
(аудиозапись текста послания от жителей планеты Грамотейка)
- Ребята, по электронной почте нам пришло послание (звук).
«Добрый день, наши друзья! Мы живем на планете Грамотейка и очень хотели научиться читать на вашем языке. Космические пираты похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите ее вернуть. Мы очень надеемся на вашу помощь».
- Ребята, что просят жители планеты Грамотейка?
- Как мы можем им помочь? Что для этого нужно сделать?
- Дети, вы знаете, чтобы помочь кому-то, нужно совершать добрые поступки, а также много знать и уметь.
- Вы готовы отправиться на поиски ценной книги, и помочь нашим друзьям?
Для этого вам нужно быть очень внимательными и помогать друг другу.
3 этап – формирование ожиданий и образовательных эффектов.
Процесс – визуализации и мониторинга.
Игра «Ракета» (изображение ракеты с тремя иллюминаторами, картинки с изображением космонавтов)
- Ребята, я предлагаю оценить вам свои силы. Если вы считаете, что легко справитесь со всеми трудностями, то поместите себя (космонавта) в верхнем окне иллюминатора. Если вы считаете, что справляться с заданиями будет очень трудно, то поместите себя (космонавта) в нижнем окне иллюминатора. Если вы считает, что справитесь с некоторыми заданиями, то поместите себя (космонавта) в среднем окне иллюминатора.
(Если большая часть детей поместит космонавтов в верхнем окне иллюминатора, то педагог выражает радость за них. Если большая часть детей поместит своих космонавтов в среднем или нижнем окне иллюминатора, то педагог старается приободрить детей и выразить уверенность в их силах).
- Чтобы мы смогли вернуть книгу жителям планеты Грамотейка, нужно выполнить сложные задания. За каждое выполненное задание жители планеты будут присылать нам звёзды с буквами. Соединив буквы на звездах в слово, мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.
II фаза – работа над темой.
1 этап – интерактивная лекция.
Процесс – коммуникация, визуализация. [/i]
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором, педагог произносить слова, дети повторяют за ним.
- Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды –ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Процесс - визуализация
Игра «Отгадай ребус» (на слайде появляются картинки, в названии которых дети выделяют первый звук) (слайды с картинками, лист бумаги со схемой слова из 6 квадратов, в которые дети вписывают буквы).
- Ребята, на чем мы доберемся до планеты Грамотейка? Попробуем отгадать?
- Сейчас вы увидите - на экране будут появляться картинки. Постарайтесь определить первый звук в каждом слове и запишите его в соответствующую клеточку в виде буквы.
- Какое слово у нас получилось?
На слайде с помощью анимации появляется звездочка, которая исчезает внизу экрана. Внизу экрана прикреплен кармашек или конверт, в который педагог кладет звезду.
- Вот мы и справились с первым заданием, и жители планеты прислали нам первую звезду (А).
Процесс - визуализация
Игра «Найди пару» (разрезные картинки в виде тубы с едой для космонавтов с написанными на них словами)
- Наше путешествие будет долгим, как вы думаете, что нужно взять с собой?
- Все космонавты с собой в дорогу берут еду. Еда находится в тубах. Нам нужно заполнить тубы едой, соединяя их из двух половинок, так, чтобы получилось слово – название еды (тюбики с едой: банан, молоко, каша, мясо, сок, суп, шоколад, борщ, лимон, вишня, хлеб, вода).
- А теперь попробуйте прочитать слова и определить количество слогов. Вы помните наше правило, сколько в слове гласных… (столько и слогов).
- Вы справились с заданием, за это жители планеты прислали нам вторую звезду (З).
Процесс – коммуникация (интеракция как компонент)
Игра «Определи звук» (дети называют свое имя и определяют первый звук: гласный или согласный).
- А теперь нам пора занять свои места в ракете. Сначала это сделают те ребята, имя которых начинается с гласного звука.
- А сейчас в ракету проходят дети, имя которых начинается с согласного звука.
- Полетели (звук запуска ракеты).
Процесс - коммуникация
Игра «Поймай звук» (педагог произносит слова, задача детей хлопнуть в ладоши, если слышат, что в слове звучит звук «з»)
- В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект (Комета)
- На хвосте кометы разместились слова. Сможете поймать эти слова, в которых звучит звук [з]? (телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочёт, астроном, космонавт, полёт, земля, космос, звёздочка, луна, звездопад, планета).
- Благополучно справились с зданием и получаем третью звезду (Б) .
Процесс - визуализация
Игра «Найди букву» (Детям предлагаются карточки с изображением планеты Марс, вокруг которой хаотично расположены буквы, вверху карточки написано слово МАРС, а внизу схема слова с пустыми клеточками. Детям предлагается сначала найти и обвести только те буквы, которые есть в слове Марс, а затем выложить с помощью фишек схему слова)
- А мы отправляемся дальше. - Ребята, посмотрите, что это на нашем пути?
Красная планета
Холодная при этом.
Вспышки на ней видны,
Это отражаются солнца лучи (планета Марс)
- Положите перед собой карточки с картинкой Марса, выберите и раскрасьте те буквы, которые есть в слове Марс.
Процесс - визуализация
Игра «Составь схему слова»
-А сейчас вам понадобятся подносы с фишками. Чтобы сделать задание до конца, нужно определить все звуки в слове. Обратите внимание на нашу схему – помощницу.
- Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Процесс - визуализация
Игра «Прочитай названия созвездий» (На экране появляются созвездия, затем появляются буквы, и дети читают слова (помочь лазерной указкой).
- Ребята, посмотрите, на звездном небе появились созвездия. Чтобы получить следующую звезду, нам нужно прочитать их названия на экране
- И с этим сложным заданием мы справились, и вот еще одна звездочка, ловите (К).
2 этап – проработка содержания темы
Процесс – коммуникация и визуализация
Игра «Составь предложение» (На мягких модулях – кубах размещены слова в неправильной последовательности. На одном из кубов наклеена точка, которую детям нужно расположить в конце предложения. Первое слово в предложение должно начинаться с заглавной буквы).
-Мы приземлились на планете Грамотейка. Посмотрите, вокруг лежат космические камни, но не простые, на них что-то есть (дети подходят и переворачивают их).
- Что это? (слова).
- Как вы думаете, кто их написал? - Жители планеты Грамотейка оставили нам какое-то послание, как нам его прочитать?
- Дети, вы поняли, что здесь написано, как же разгадать эту надпись? (Поставить по порядку, составить предложение - Спасибо вам за помощь).
- С какой буквы начинается предложение? Чем оно заканчивается?
- Прочитайте послание от наших друзей.
- И это сложное задание мы выполнили и получаем последнюю букву (А).
III фаза –завершение образовательного мероприятия.
1 этап – релаксация
Процесс- визуализация.
Гимнастика для глаз
(На экране, анимация звезды) Звучит музыка, дети сидят за столами, следят глазами за движением звезды.
- Я предлагаю вам посмотреть в иллюминатор.
Из небесной из реки
Разлетелись пузырьки
И на небе, на ночном
Засверкали серебром.
Это ночью поздно
Появились (Звёзды)
-Ребята следите глазами за движением звезды, не поворачивая головы.
Процесс – рефлексия, анализ и оценка результатов.
Игра «Составь слово» (Дети переворачивают звездочки, на обратной стороне которых написаны буквы и составляют слово.)
- Ребята, мы выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. Возьмите наши звездочки и расставьте их на мальберте в нужной последовательности. Какое слово получилось? (АЗБУКА).
- Зачем нужна эта книга? Чем она полезна?
- Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка?
- А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
(звучит запуск ракеты)
После окончания образовательного мероприятия, на занятия продуктивной деятельности можно применить полученные знания. Например, подписать подарки для мам или пап, открытки к праздникам. Можно изготовить азбуку своими руками, определив ее тематику.
- Вот мы и вернулись домой.
- Что нового вы узнали сегодня во время путешествия?
- Что сегодня было для вас особенно интересно?
-Что во время путешествия было особенно трудно?
-Как мы справлялись с трудностями?
- Где могут пригодиться наши умения?
- Какой подарок для жителей планеты Грамотейка мы можем изготовить?
Процесс – мониторинг.
Игра «Звездочка» (дети выбирают звездочку соответствующего цвета)
- Жители планеты Грамотейка прислали вам в подарок звездочки разного цвета. Если вы считаете, что у вас все получилось, выберете желтую звездочку. Если у вас еще не все получается или вам было трудно, то возьмите звездочку фиолетового цвета.