Пошлова Светлана Александровна
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с шахматной доской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с шахматной доской»
Цель:
- вызвать у детей интерес к игре в шахматы;
- познакомить с названиями шахматных фигур;
-создать у детей радостное настроение.
Способствовать привитию интереса к мудрой и полезной для развития игре.
Вызвать интерес к игре в шахматы.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Знакомство с шахматной доской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Развивать ориентирование на плоскости, память.
Воспитывать самостоятельность, самообладание, внимательность.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: игровое шахматное поле, раскраска шахматная доска, карандаши чёрного цвета, интерактивная доска с иллюстрацией шахматной доски.
Ход
Вступительная часть
Воспитатель: Здравствуйте! Сегодня к нам в гости пришёл Король и он хочет узнать в какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догонялки, прятки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в настольные игры лото или домино…
Воспитатель: Король пришёл к нам со своей игрой чтобы научить вас играть в неё (воспитатель показывает шахматы). Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Кто-то из вас, ребята, может быть знаком с этой замечательной игрой. Тогда я вас с ней познакомлю, мы обязательно научимся в них играть. Король хочет вам рассказать легенду о появлении шахмат.
Одна из наиболее известных легенд следующая. Как-то после очередного военного похода Раджа (король) понял, что постоянная череда битв утомила его. Он решил устроить отдых. Однако, чем развлечься не знал и приказал своим мудрецам придумать какую-то новую забаву. Попыток предложить что-то необычное было множество. Однако, никто не мог заинтересовать Раджу, ничего его не привлекало. И вот, однажды, пришёл во дворец брамин (мыслитель, наставник в Индии). Принёс он с собой разрисованную в клетку доску и замысловатые фигурки из дерева. Он объяснил правителю правила этой игры. Раджа очень остался доволен и предложил взять любую награду этому человеку. Однако, пришедший попросил необычное вознаграждение – зерна пшеницы. Но в таком количестве, которое получится, если разложить их по клеткам доски. На первую клетку одно, на вторую – две, на третью — четыре и так далее, увеличивая зерна на каждой следующей клетке вдвое. Позабавила эта просьба правителя вначале. Но самое интересное, что в итоге должно такое количество зёрен получиться, которого во всем мире нет. Ведь клеток на шахматной доске 64. Понял Раджа, что нет у него столько зерна, тогда он отдал просто все свои запасы, какие у него были. Стала игра в шахматы после этой истории популярной в стране.
Воспитатель: А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговорим.
Основная часть.
Воспитатель: Шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. А кто знает, почему же Королевство называется Черно-белым?
Дети: Потому что на доске чёрные и белые клетки.
Воспитатель: Эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть чёрные поля и белые поля. Располагаются поля на шахматной доске по порядку, поочерёдно, белые и чёрные чередуются. На доске 64 поля 32 белых полей и 32 чёрных.
Воспитатель: А каких полей больше чёрных или белых?
Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и чёрных.
Воспитатель: У доски есть один секрет. Её нужно уметь правильно расположить. Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И ещё посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?
Дети: 8.
Воспитатель: А сколько горизонтальных?
Дети: 8.
Воспитатель: Давайте нарисуем шахматную доску. Вот посмотрите, как это сделала я. (Воспитатель рисует светлую клеточку, а рядом с ней – тёмную клеточку) Как вы думаете это похоже на шахматную доску?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, таких клеточек должно быть много. Возьмите карандаши и закрасьте по образцу шахматную доску. Воспитатель: По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия, справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки - поля, а он у каждой клетки - поля свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите, эта клетка – поле имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6)
Заключительная часть.
Воспитатель: Что же, первое знакомство с шахматной доской состоялось. Воспитатель: Проверим как вы внимательно меня слушали для этого Король просит вас ответить вас на несколько вопросов. Какую форму имеет шахматная доска? Дети: Квадрат Воспитатель: Какие цвета любят шахматы? Дети: Белый и чё рный Воспитатель: Для чего на доске нужны буквы и цифры? Дети: Знать точный адрес клетки - поля
Воспитатель: Молодцы, королю вы очень понравились и в следующий раз он обещал прийти и познакомить нас с шахматными фигурами и их расположением на шахматной доске.