Приложение МААМ

Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния

Ирина Сорокина
Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния

«Созерцание души. Техники расслабления»

Целевая группа: родители детей с ОВЗ.

Публикация «Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния» размещена в разделах

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды и релаксационных методик.

Задачи:

1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.

2. Создание положительного эмоционального состояния.

3. Облегчение состояния психологического напряжения, переключение энергии напряжения в конструктивное русло.

4. Освоение способности релаксации и расслабления.

Принцип комплектования группы: добровольное участие.

Структура занятия :

1. Ритуал приветствия, вводное слово.

2. Дыхательные упражнения.

3. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты)

5. Ритуал прощания, завершающее обсуждение.

Ход занятия:

1. Вводное слово:

Для многих из нас релаксация – это отдых в конце напряженного рабочего дня. И проходит он для большинства одинаково – у экрана телевизора или монитора домашнего компьютера. Но это далеко не лучший способ снятия эмоционального напряжения, скорее даже, своеобразная иллюзия отдыха. Органы чувств остаются в рабочем состоянии – вы испытываете эмоции, переживаете. С физиологической точки зрения такой способ не подходит для борьбы со стрессом, ведь для полноценного восстановления психических сил, нужно активизировать естественную реакцию релаксации организма.

Освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

1.2. Упражнение «Рассмотри предмет».

Описание:

Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки.

«Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план.

Чем вас заинтересовал этот предмет? Разглядите, каковы его цвет, форма? Каков он на ощупь? Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях. Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд.»

Смысл упражнения:

«Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно — остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного».

Обсуждение:

Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.

2. Дыхательные упражнения.

Глубокое дыхание позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека. В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению этого жизненно важного газа в мозг и во все клетки в нужных объемах.

Упражнения:

2.1. Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Внимательно следите за своим дыханием, за тем как воздух проходит через нос. Сосредоточьтесь на своём дыхании несколько минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

2.2. Попробуйте расслабить плечи и верхние мышцы груди, когда дышите. Делайте это сознательно при каждом выдохе. Дело в том, что в стрессовых ситуациях, когда человек напряжен, для дыхания не используются мышцы диафрагмы. Их предназначение в том, чтоб опускать лёгкие вниз, тем самым расширяя дыхательные пути. Когда мы взволнованы, чаще используются мышцы верхней части груди и плеч, которые не способствуют работе дыхательных в полном объеме.

2.3. Упражнение «Воздушный шарик»

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно.

«Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается. Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается. А потом-надувается вновь. Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения:

Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение:

Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние. Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

3. Мышечная релаксация.

3.1. Упражнение «Самомассаж».

Даже в течение напряжённого дня всегда можно найти время для маленького отдыха и расслабиться. Помассируйте определённые точки тела. Надавливайте не сильно, закрыв глаза. Вот некоторые из этих точек.

- межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

- задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

- челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

- плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;

- ступни ног: если вы много ходите, отдохните и потрите ноющие ступни перед тем, как идти дальше.

3.2. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Всякий раз, испытывая напряжение или беспокойство, которое вы не можете преодолеть, используйте технику «напряжение-расслабление» до тех пор, пока не найдете и не снимите все напряжения в каждой группе мышц. К сожалению, многие из нас почти всю жизнь несут в себе бесполезное, но порой весьма значительное напряжение. Мы ходим, стоим, сидим, жуем, много работаем, используя различные группы мышц, но не придаем этому никакого значения. А между тем в них закрепляется излишнее напряжение, накапливаясь чувством усталости. Подолгу находясь в сидячей позе, наклоняясь вперед в рабочем кабинете, при еде и др., мы фиксируем в мышцах шеи и плечевого пояса остаточное напряжение. Когда мы ходим или стоим, то же происходит с мышцами живота и спины.

Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг. Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.

Упражнения:

- Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начните с правой руки, если левша - левой.

- Ноги. Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бёдер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряжённое состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

- Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

4. Релаксация, медитация

Упражнение-визуализация «Море»

Под релаксационную музыку зачитывается текст медитации-визуализации:

«Сейчас вы сидите удобно, ваши мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное.

Вы находитесь на берегу моря, стоите на теплом прибрежном песке. Песок мягкий и теплый, вы чувствуете его тепло стопами. Вы прислушиваетесь к ощущению тепла, и оно медленно поднимается вверх по вашим ногам. Вы чувствуете, как тепло окутывает ваши голени, колени, поднимается по бедрам.

Теперь, когда ваши ноги полностью теплы, вы обращаете внимание на руки. Кончики пальцев рук становятся теплыми, и тепло медленно поднимается вверх по руке… до локтя… до плеча… разливается по мышцам шеи. Вы чувствуете приятное расслабление.

Вы видите прибой с полоской белой пены, слышите шелест волн, они накатываются на берег и уходят обратно. Вы чувствуете запах моря, он проникает в ваши ноздри вместе со струей воздуха. Вы делаете глубокий вдох и выдох.

Вы ощущаете величие моря, его энергия наполняет ваше тело с каждым новым вдохом.

Мягкий прохладный ветерок подул со стороны моря. Он шевелит ваши волосы, гладит лицо, обвевает шею, плечи, грудь. Вы чувствуете, как мелкие брызги воды долетают до ваших ног.

Вы чувствуете легкость и невесомость во всем теле. Вы спокойны. Напряжение ушло, мышцы расслаблены.

Шелест прибоя, запах моря, теплое солнце – все это помогает обрести душевное равновесие.

Вы прекрасны и неповторимы. Вы молоды и полны сил.

Вы – часть великой природы. Ваша жизнь и ваше будущее в ваших руках.

Несколько энергичных вдохов – выдохов, потянулись, открыли глаза».

5. Завершающее обсуждение.

5.1. Притча «Все в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А если вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках.

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста»Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога»Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога» Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование – функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния.

Рефлексивные техники для гармонизации психоэмоционального состояния педагоговРефлексивные техники для гармонизации психоэмоционального состояния педагогов Мини-тренинг в подгрупповой работе с педагогами. Цель: настроиться на более глубокую проработку и понимания себя, рабочих моментов, любопытных.

«Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике». Рисование песком. Занятие по стабилизации психоэмоционального состояния детей Занятие 10. «Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике» Цель: - стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния
Опубликовано: 27 марта 2024 в 05:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сорокина (УИ 2966512) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД