Конспект занятия «Дождь и гроза» в подготовительной группе

Параскун Диана
Конспект занятия «Дождь и гроза» в подготовительной группе

Цель:

Развивать познавательный интерес к явлениям неживой природы.

Задачи:

1. закрепить знания о круговороте воды в природе;

2. закрепить знания об изменениях в природе после грозы;

3. расширить знания о том, какие места есть на Земле, где не бывает дождя;

4. сформировать представления о молнии, громе;

5. развивать умение находить верное решение для сохранения личной безопасности во время грозы.

Оборудование и материалы: чайник или стакан с горячей водой, накрытый холодным блюдцем; картинки с изображениями разных погодных ситуаций; иллюстративно-раздаточный и демонстрационный материал.

Предварительная работа: накануне занятия с детьми заучить загадки о явлениях, происходящих в природе во время дождя.

Ход занятия

Педагог. «Дождь и гроза» — тема нашего занятия. Объявляю конкурс загадок, отгадками которых являются все явления, связанные с дождливой погодой. Назовите, пожалуйста, эти явления. (Ответы детей). Наградой будут громкие аплодисменты и похвала.

Меня часто зовут,

Дожидаются,

А приду —

От меня укрываются. (Дождь)

Посмотрел я утром ввысь —

Горы в небо поднялись!

Эти горы не стоят,

А летят, летят, летят. (Облака)

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

По небесам оравою

Бредут мешки кудрявые.

И бывает иногда-

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой …. (тучи).

Без руг, без ног,

А ворота отворяет.

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (Ветер)

Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром)

Раскаленная стрела тополь свалила у села. (Молния)

По небесам оравою

За рекой над рощей дальней

Бьет кузнец по наковальне.

Бим – бом! Бим – бом!

Искры в небе голубом! (Гроза)

Дождь прошел, а я осталась на дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались на потеху во дворе.

Но до завтрашнего дня солнце высушит меня. (Лужа)

Под осоку на песок

Уронили поясок.

И лежит и не поднять,

И бежать и не поймать. (Ручей)

Воспитатель усаживает детей так, чтобы всем хорошо был виден показ опыта.

Опыт «Отчего идет дождь Внимание!

Дети должны быть предупреждены, что свое место во время опыта никто не покидает.

Горло чайника с горячей водой накрыть холодным белым блюдцем. Через несколько минут блюдце снять, показать, как с него капают капли воды. Дети рассматривают конденсацию пара. Педагог предлагает детям объяснить, почему так происходит.

Педагог предлагает детям рассказать о круговороте воды в природе. Дети выполняют задание.

Педагог. Какое значение имеет дождевая вода для природы? (Ответы детей.) Растения, которые без дождя почти высыхают, после дождя весело поднимаются. Дождевая вода для урожая лучше, чем обыкновенная из-под крана. Приятно пахнет травами после дождя. Вылетают птицы, пчелы и бабочки, которые прятались от дождя. Воздух становится чистым и свежим. Но есть такие места на Земле, где не бывает дождя. Это пустыня. Там никогда не дождя. А там, где нет воды, ничего не растет, там только камень и песок. Есть и такие страны, где почти целый год стоит холодная лютая зима. Мы с вами живем в таких выпадает весной, летом, осенью.

Педагог читает стихотворение.

Добрая вода

День весенний, день румяный,

Тучи в небе ни одной.

Вдруг негаданно - нежданно

Хлынул дождик проливной.

Мама тащит кадки, ведра

И смеется: «Чудеса!

Только что ведь было вёдро,

И откуда он взялся!

Ну, сыночек,не беда:

Это добрая вода.

Гуще вырастет пшеница,

Больше яблок уродится,

Зашумят сады листвой,

Напоенные водой».

Н. Саконская

Педагог. Дождь иногда сопровождается грозой. Когда гремит гром и сверкает молния, говорят, что началась гроза. Гроза! Могучее, грозное явление природы!

Педагог читает стихотворение.

Говорила туча туче.

Говорила туча туче:

- Прочь с дороги,

Пар летучий!

Ты не видишь — я спешу.

Налечу и сокрушу!

Отвечала туча туче:

- Ты сама сверни-ка лучше.

Не уйдешь с дороги прочь —

Разнесу тебя на клочья!

Раскатился смех в ответ:

- Уступить дорогу? Нет!

Гряну саблей громовой —

И простишься с головой!

- Не пугай, на этот случай

У меня заряд гремучий,

Буду биться я с тобой

Электрической стрелой.

. Почернели обе тучи,

Лбы — что каменные кручи.

И, как в поле два быка,

Сшиблись в небе облака.

Вмиг вокруг все потемнело,

В страхе мир закрыл глаза.

Обе тучи то и дело

Мечут огненные стрелы,

Насмерть саблями разя.

Покатил по небу гром,

Сотрясая все кругом,

Тут сверкает, блещет там —

Трах! И небо пополам!

И дрожат леса,поля:

Вдруг расколется Земля!

А. Дитрих

Педагог. Раскаты грома велики, может показаться, будто где- то стреляет пушка. Но они не страшны. Главную опасность представляет молния. Каждая молния несет в себе электрический заряд. Сила его огромна. Молния одним ударом может разнести в щепку могучее дерево, поджечь деревянный дом. В быту мы все сталкиваемся с маленькими, чуть заметными глазу молниями. Кто укрывается одеялом, сотканным из синтетических волокон, или снимает через голову синтетическую рубашку или блузку, может заметить, как с треском скачут крошечные голубые искры. Эти искорки — родные сестры больших небесных молний, а треск - братишка грома. Рубашка трется о тело, при трении вырабатываются электрические заряды. Высоко в небе, внутри облака, мельчайшие частицы пыли и замерзшие капельки воды соприкасаются друг с другом. Каждая частица несет в себе очень маленький заряд электричества, но этих частиц много, их миллиарды. Вот поэтому накапливается заряд огромной мощности. На Землю поступает небольшая часть заряда, и мы видим молнию. Во время грозы (грома и молнии) нужно быть очень осторожными. Если вас застанет гроза в лесу или в поле, никогда не прячьтесь под высоким деревом или отдельно стоящим стогом сена. Это опасно. Люди уже научились себя охранять от удара молнии. Запомним правила.

Педагог формулирует правила поведения во время грозы.

Правила поведения во время грозы:

1. Выключить из сети электрические приборы, если вы находитесь в доме без громоотвода или приборы не имеют заземления.

2. Закрыть окна и форточки (в помещение может влететь шаровая молния).

3. Не прячьтесь под высоким деревом, если гроза застала вас в лесу.

4. Находясь в поле во время грозы, необходимо сесть или лечь на землю.

5. Оказались на холме — постарайтесь быстрее спуститься в низину.

6. Нельзя пережидать грозу в автомобиле.

7. Нельзя во время грозы разговаривать по сотовому телефону.

Игра «Что можно и нельзя делать во время грозы

Каждый ребенок выходит с сюжетной картинкой, на которой изображе-но поведение человека во время грозы, показывает ее остальным игрокам и объясняет, правильные ли действия совершает человек, дает личную оценку его поведению.

Примерное содержание сюжетных картинок: в комнате открыта форточка, человек смотрит на молнию; во время грозы ребенок купается в водоеме; дождь, молния, человек на улице разговаривает по сотовому телефону.

Игра «Найди себе укрытие под дождем».

На полу зала чертят два больших круга — «луг» и «укрытие». В «укрытии» чертятся маленькие круги, в них раскладываются картинки с изображениями укрытий во время грозы (опасных и безопасных). Если водящий показывает картинку с изображением солнца, дети вбегают на «луг» и выполняют любые действия «собирают грибы, ягоды», танцуют и др. Если водящий показывает картинку с изображением тучи с дождем, игроки перебегают в «укрытие», находят себе безопасное место, изображенное на карточке, и занимают место в обозначенных маленьких кружках. Ведущий оценивает правильность избранного ребенком укрытия.

Чтение японской сказки «Человек, который не знал, как укрыть зонт».

«Жил когда-то на свете человек, который никогда в жизни зонта видел. Отправился он гулять. Вдруг дождь. Что делать? Дождь барабанит все сильнее, а спрятаться негде. Пустился человек бежать. Добежал до первого попавшегося дома, под крышу стал. Хозяину дома стало жаль прохожего,он и говорит:

- Хоть мы видимся с вами впервые, но уж больно жалко на

вас смотреть. Дождь идет, а вы без зонта. Возьмите мой. Раскройте зонт поскорей.

А в Японии слова „раскройте зонт поскорей“ и „заткните за пояс“ звучат одинаково. Вот человек, который не знал, как пользоваться зонтом, и решил, что хозяин ему советует зонт за пояс засунуть.

Поблагодарил он хозяина, заткнул зонт за пояс, словно меч, и под дождь выскочил. Долго под дождем шел, совсем продрог.

„Никак, меня обманул этот человек, - думает, - говорит, мол, заткните за пояс, я и заткнул зонт за пояс, а толку никакого, все равно под дождем до костей промок“.

Так он и шел, пока не повстречал старика.

- Ну и ну, - удивился старик. - Вода с тебя так и льет! Возьми зонт. Вот он, раскрой зонт поскорей!

,Хм, вот так штука! И почтенный старик говорит, чтобы я заткнул зонт за пояс“, — подумал человек, который не знал, как пользоваться зонтом. Никак он уразуметь не мог, что же все-таки с зонтом сделать надо. - Как это скверно - мокнуть под дождем, - ворчал он. Теперь за поясом у него торчало уже два зонта. - Разве вам не холодно? Вы же совсем промокли! послышался чей-то голос. Навстречу ему шел прохожий. - Совсем замучил меня этот дождь, — пожаловался человек, который никогда не видел зонта. Добрые люди дали мне два зонта,сказали: засуньте, мол, их за пояс — и дождь будет не страшен. Я так и сделал, как они говорили, но вот видите — все равно промок до нитки. Подошел прохожий к чудаку, вынул у него из-за пояса зонт и раскрыл над головой. Ой! - вскрикнул тот от неожиданности. - Вот что значит волшебство! Раз - и зонт сам собой раскрылся! Теперь дождь мне не страшен!

Итог: Закрепили знания о круговороте воды в природе. У детей сформировалось представление о громе и молнии. Ребята научились находить верное решение для сохранения личной безопасности во время грозы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Идет дождь» Морозова Ольга Анатольевна «Идет дождь». Конспект занятия по художественному творчеству (рисование) в старшей группе Тема: «Идет дождь».

Беседа с детьми старшей и подготовительной группы «Дождь» Ребята! Представьте, что стоит жаркая летняя пора. На лугах расцвели ромашки, колокольчики, в огородах созревают овощи, в садах наливаются.

Конспект НОД «Летний дождь» для младшей группы Цель: Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Развивать умение передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому,.

Конспект ОД с элементами мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа по стихотворению А. Барто «Весенняя гроза» Конспект совместной деятельности по развитию речи с элементами мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа по стихотворению А. Барто.

Конспект урока в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер» Тема: Почему идет дождь и дует ветер? Тип урока: открытие нового знания. Цели урока: - объяснить причины возникновения природных явлений.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Идет дождь» Программное содержание: Учить детей рисовать короткие штрихи и линии, точки, изображая дождик. Знакомить детей с доступными явлениями природы;.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Дождь»Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Дождь» Темой по самообразованию в этом году я выбрала «Нетрадиционные техники рисования», которые часто применяю в работе с детьми. На занятиях.

Рисование в старшей группе «Разноцветный дождь»Рисование в старшей группе «Разноцветный дождь» Цель: Развивать умение детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Задачи: - продолжать знакомить детей с.

«Звездный дождь». Сценарий выпускного утренника в подготовительной группе«Звездный дождь». Сценарий выпускного утренника в подготовительной группе Выпускной праздник 2018 Звучит торжественная музыка. Выходят двое ведущих. 1. Ведущ: Добрый день, дорогие гости - мамы и папы, дедушки и.

Технологическая карта образовательной деятельности по рисованию по замыслу «Весенняя гроза» возрастная группа: подготовительная группа. тема: рисование по замыслу «Весенняя гроза». Задачи: образовательные: - формировать умения детей.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Обитатели водоемов
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия «Дождь и гроза» в подготовительной группе
Опубликовано: 10 октября 2019 в 14:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки