Баймашкина Н. И.
Конспект занятия «Государственные символы Республики Мордовия» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Государственные символы Республики Мордовия» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать знакомить детей с государственной символикой Республики Мордовия и города Саранска.
Задачи:
1. Обучающие:
Публикация «Конспект занятия „Государственные символы Республики Мордовия“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Республика, область, край. Список городов
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
• Расширять представления детей о Родине, родном крае.
• Формировать представления о малой родине.
• Углублять знания детей о достопримечательностях и государственных символах города Саранска и Республики Мордовия.
2. Развивающие:
• Развивать мышление, внимание, речь, память. развивать связную речь, активизировать словарь по теме.
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике, родному городу.
• Воспитывать познавательный интерес.
• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» ,«Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи».
Материалы и оборудование: иллюстрации достопримечательностей города Саранска, запись гимна Мордовии, карта России
Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае. Знакомство с мордовской народной вышивкой. Знакомство с литературой о Мордовии.
Тип образовательной деятельности: комплексное занятие.
Методические приемы:
• Словесные: беседа, рассказывание, вопросы, чтение стихов.
• Практические: игра, слушание гимна.
• Наглядные: рассматривание, показ.
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей.
1. Вводная беседа и постановка учебной задачи.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
- О чем поется в песне? (о Родине)
- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
2. Основная часть.
Беседа о Родине
- Скажите, что такое Родина?
(Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наша республика Мордовия. Это наш город Саранск - столица Мордовии Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад.
Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки) .
- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется? (Россия)
- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
- В России много городов. Ребята, скажите, а какой город столица Мордовии?
(город Саранск)
(показываю карту Мордовии и г. Саранска)
- Посмотрите – это карта Мордовии. Как вы думаете, наша республика большая или маленькая? (ответы детей)
- Наша республика большая и живут в Мордовии разные народы. Какие народы живут у нас в республике? (русские, татары, мордва) Все они живут в мире и согласии.
Ребё нок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Физминутка:
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
2. Государственные символы Республики Мордовия.
-Но вот и у нашей республики Мордовия есть свои герб, флаг и гимн. Давайте прослушаем гимн Мордовии. (слушаем гимн Мордовии)
-Флаг республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цветов.
Слайд. Флаг республики Мордовия.
Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1\4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1: 2.
В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак маренового цвета, - символ солнца, тепла, доброты.
Итак, флаг РМ означает: жить в духовной чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей плодородной земле.
Герб республики Мордовия. Слайд.
-Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич – избрал французскую форму щита: почти квадрат с сердцевидным заострением внизу. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.
Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует :
- древнее происхождение этносов - мокши и эрзи, проживающих на
нашей территории;
- красоту природы, духовную красоту народа;
- достаток, богатство.
На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов - административных, промышленных, культурных центров республики. Все это обрамляется золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентой цветов флага Мордовии. Колосья в современной геральдике означают экономическую мощь государства, занятия земледелием, национальное единство. Завершается герб солярным знаком в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце. Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле.
- Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина.
Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Ребенок:
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
3. Игра «Наш город Саранск какой?»
- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?
– Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный) .
- Вы любите наш город? (ответы детей)
- За что вы любите его? (Я люблю Саранск за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады)
Вспомним какие достопримечательности имеет город Саранск.
Слайд. Достопримечательности г. Саранска.
III. Итог занятия.
Воспитатель:
Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии? Что особенно понравилось? Что узнали нового? Вы хорошо занимались и я хочу подарить вам раскраски с изображением герба России и Мордовии.