Папки-передвижки

Конспект занятия по хакасскому языку

Дина Кичеева
Конспект занятия по хакасскому языку

Тема: Алыптар ас-тамаа

Оjн кj стее: Олuаннарныy пbлbстерbн тjремbл тилbдbп, оларны аймах - пасха саринаy тоuындырып, кjyнbлерbн кjдbрbп, хакас тbлbнеy чоохтас полчатханына, чоохты оyарчатханына хайыu айландырары. Пос тbлbне хыныс пиктирb, кибbрлерbне кjнbктbрерb .

Пjгb ннер:

1.

2. Сурыuларuа нандырарuа;

3. Олuаннарныy полызар кjгнbлерbн кjнbктbрерb.

Наа сj стер: теербен,тулуп

Кирек ниме-ноолар: хан, талuан, ирбен чай.

Eгредbгнby чjрbмb

Публикация «Конспект занятия по хакасскому языку» размещена в разделах

Занятияныy чjрbмb Тоuыстарны толдырар орынны тимнирb Воспитатель идiглерi Олuаннар идiглерi Психолого-педагогическай оyдайлар

Кbрbс

(организационный и мотивационный момент) Слова – приветствия

Изен ползын таuларыма!

Изен ползын суuларыма!

Изен ползын прайзына!

Изен ползын чирbме!

Сарын ойнапча ат чeгeрчеткен.

Кем-де bзbк тохлатча

Ир кbрче, изеннесче.

На лошаде мальчик алып прискакал.

Изеннесче

Ир Тохчын: Изеннер, олuаннар!

В. Ир Тохчын,ирт, одыр чей bзерге

Ир Тохчын:Сbрерзер читb кeн,читb хараа позымныy чирbмзер ойлатхам. Моол ханныy чирbмнb арачылам. В. Син кем полчазыy?

Ир Тохчын:Мин алып Ир Тохчын.

В: Хайдаu кeстbг алып позыныy чирbн арачылапчатхан. (Какой сильный, мужественный, заботливый богатырь)

В. Давайте дети поиграем с алыпом игру «Трипун тайым» Изеннесчелер

Олuаннар воспитатель соонxа адапчалар

Олuаннар саuыстарынаy eлесчелер

Алып оолах

Игра «Трипун тайым» Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для поддержки речевой активности

Eгредbгнby jjнb

(основная часть)

1. Олuаннар, кем ол алып? Кто такие алыпы?

2. Хызыxахтар паза олаuастар,хайдаu сbрер хакас алыптар пbлчезер? (Каких вы хакасских богатырей знаете)

3. Как вы думаете, почему они были такими сильными?

4. Какие хакасские блюда давали силы богатырям? (Дети потхы, ит., айран, eгре,талuан)

- Хан,eгре, потхы,талган.

- Что такое хан? (Кровяная колбаса). Что такое eгре? (Хакасский суп). Что такое потхы? (Сметанная каша)

5. Пbстby Ир Тохчын майых парuанха тjjй ойын «Арба хоор хоор» ойнапзалар ба.

6. С давних времен существует у нашего народа провожая гостей дают ему с собой тулуп или гостинцев.

А у нас вами нет гостинца для алыпа,давайте мы приготовим для него тулуп.

Хайдаu тулуп тимнеп пирербbс Ир Тохчын алыпuа.

Какой гостинец мы для нашего алыпа Ир Тохчын приготовим?

- Кем пbлче хайди талuан идbлче?

Ответы детей.

Я вам расскажу, как делается талган, из чего делается и чем его можно употреблять в пищу, а вы мне поможете?

-Пbлbп аларuа хынчазар ба?

(хотите узнать)

(да)

-Хызыxахтар паза олаuастар,хайди пу кbxиxек пуuдайнаy,талuан идbп аларuа?

Для получения талuана нам необходимо сначала пожарить пшеницу (пуuдай) на специальной чугуной чаше (хорuыс) Чтобы не подгорело, его непрерывно перемешавали специально мешалкой (пулuас) .Часто делали мешалку из деревянной палочки на конце с куском войлока. Поджаренное зерно толками на ступе (согас) с помощью песта (согас палазы,затем просеивам веялкой (соргаас) и угостить гостей наших. Ощищенную пшеницу мололи на ручной мельнице (теербен). Вмести с детьми делаем талган Талuан ели с молоком, айраном, простоквашей, водой. Зимой замораживаем на масле, сметане. Варили кашу.

-Значение талuана. В древности талuан являлся продуктом повседневного питания хакасов. Талuан очень удобен для питания охотников,чабанов. Талuан очень полезен для здоровья человека.

-Что мы сегодня делали?

-Как вы думаете, чем полезен талuан.

-Какие орудие труда,надо чтобы приготовить талuан (пуuдай,хорuыс, согас,теербен).

Дети угощают алыпа с песней (тахпах)

Тадылыu чыстыu талuнахты

Ноuа даа чbбеxеy

Татхынныu талuанахты

Тадиин пbлbп чbп кjрbyер.

(Дети перечисляют) (Сильные, мужественные,храбрые)

Хосхар алып,Алтын Арыг,Ир Тохчын,Чи

бетей, Айдолай

Потому что пища была богатырская.

Ойын «Арба хоор хоор»

Талuан

Тема: Алыптар ас-тамаа

Оjн кj стее: Олuаннарныy пbлbстерbн тjремbл тилbдbп, оларны аймах - пасха саринаy тоuындырып, кjyнbлерbн кjдbрbп, хакас тbлbнеy чоохтас полчатханына, чоохты оyарчатханына хайыu айландырары. Пос тbлbне хыныс пиктирb, кибbрлерbне кjнbктbрерb .

Пjгb ннер:

1.

2. Сурыuларuа нандырарuа;

3. Олuаннарныy полызар кjгнbлерbн кjнbктbрерb.

Наа сj стер: теербен,тулуп

Кирек ниме-ноолар: хан, талuан, ирбен чай.

Eгредbгнby чjрbмb

Занятияныy чjрbмb Тоuыстарны толдырар орынны тимнирb Воспитатель идiглерi Олuаннар идiглерi Психолого-педагогическай оyдайлар

Кbрbс

(организационный и мотивационный момент) Слова – приветствия

Изен ползын таuларыма!

Изен ползын суuларыма!

Изен ползын прайзына!

Изен ползын чирbме!

Сарын ойнапча ат чeгeрчеткен.

Кем-де bзbк тохлатча

Ир кbрче, изеннесче.

На лошаде мальчик алып прискакал.

Изеннесче

Ир Тохчын: Изеннер, олuаннар!

В. Ир Тохчын,ирт, одыр чей bзерге

Ир Тохчын:Сbрерзер читb кeн,читb хараа позымныy чирbмзер ойлатхам. Моол ханныy чирbмнb арачылам. В. Син кем полчазыy?

Ир Тохчын:Мин алып Ир Тохчын.

В: Хайдаu кeстbг алып позыныy чирbн арачылапчатхан. (Какой сильный, мужественный, заботливый богатырь)

В. Давайте дети поиграем с алыпом игру «Трипун тайым» Изеннесчелер

Олuаннар воспитатель соонxа адапчалар

Олuаннар саuыстарынаy eлесчелер

Алып оолах

Игра «Трипун тайым» Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для поддержки речевой активности

Eгредbгнby jjнb

(основная часть)

1. Олuаннар, кем ол алып? Кто такие алыпы?

2. Хызыxахтар паза олаuастар,хайдаu сbрер хакас алыптар пbлчезер? (Каких вы хакасских богатырей знаете)

3. Как вы думаете, почему они были такими сильными?

4. Какие хакасские блюда давали силы богатырям? (Дети потхы, ит., айран, eгре,талuан)

- Хан,eгре, потхы,талган.

- Что такое хан? (Кровяная колбаса). Что такое eгре? (Хакасский суп). Что такое потхы? (Сметанная каша)

5. Пbстby Ир Тохчын майых парuанха тjjй ойын «Арба хоор хоор» ойнапзалар ба.

6. С давних времен существует у нашего народа провожая гостей дают ему с собой тулуп или гостинцев.

А у нас вами нет гостинца для алыпа,давайте мы приготовим для него тулуп.

Хайдаu тулуп тимнеп пирербbс Ир Тохчын алыпuа.

Какой гостинец мы для нашего алыпа Ир Тохчын приготовим?

- Кем пbлче хайди талuан идbлче?

Ответы детей.

Я вам расскажу, как делается талган, из чего делается и чем его можно употреблять в пищу, а вы мне поможете?

-Пbлbп аларuа хынчазар ба?

(хотите узнать)

(да)

-Хызыxахтар паза олаuастар,хайди пу кbxиxек пуuдайнаy,талuан идbп аларuа?

Для получения талuана нам необходимо сначала пожарить пшеницу (пуuдай) на специальной чугуной чаше (хорuыс) Чтобы не подгорело, его непрерывно перемешавали специально мешалкой (пулuас) .Часто делали мешалку из деревянной палочки на конце с куском войлока. Поджаренное зерно толками на ступе (согас) с помощью песта (согас палазы,затем просеивам веялкой (соргаас) и угостить гостей наших. Ощищенную пшеницу мололи на ручной мельнице (теербен). Вмести с детьми делаем талган Талuан ели с молоком, айраном, простоквашей, водой. Зимой замораживаем на масле, сметане. Варили кашу.

-Значение талuана. В древности талuан являлся продуктом повседневного питания хакасов. Талuан очень удобен для питания охотников,чабанов. Талuан очень полезен для здоровья человека.

-Что мы сегодня делали?

-Как вы думаете, чем полезен талuан.

-Какие орудие труда,надо чтобы приготовить талuан (пуuдай,хорuыс, согас,теербен).

Дети угощают алыпа с песней (тахпах)

Тадылыu чыстыu талuнахты

Ноuа даа чbбеxеy

Татхынныu талuанахты

Тадиин пbлbп чbп кjрbyер.

(Дети перечисляют) (Сильные, мужественные,храбрые)

Хосхар алып,Алтын Арыг,Ир Тохчын,Чи

бетей, Айдолай

Потому что пища была богатырская.

Ойын «Арба хоор хоор»

Талuан

Тема: «Хакас кип-азаа»

Jjн кj стее: олuаннарныy пbлbстерbн тjремbл тилbдbп,оларны аймах- пасха саринаy тоuындырып,кjyнbлерbн кjдbрbп,хакас тbлbнеy чоохтас полчатханына, чоохты оyарчатханына хайыu айландырары. Пос тbлbне хыныс пиктирb,кибbрленbне кjнbктbрерb.

Пjгb ннер:

1. Кип-азах аттарын орта адирuа eгредерi .

2. Тема хоостыра чоох пeдiрерb .

3. Олuаннарны пос чоныныy кип-азаанаy поuдархирuа кjнbктiрерb.

Кирек ниме-ноолар: аудиозапись,сундук,хакас кjгенегb,ир кbзb кjгенегb,кип- азаuтыu кубик,хакас тирbглерb

Воспитатель: Изеннер,олuаннар!

-Изеннер,аарлыu аалxылар!

Кем пbссер килген. Хайдаu кjп аалxылар.

Прайзынаy хада изенiзелер, аалxыларзар айланып.

Изен изен кjк тигiр

Изен изен айас кун

Изен изен чилixек

Изен изен кiчiг аuас.

Изен изен минby чирbм

Прайзаныy изенbсчебbс.

-Звучит хакасская музыка.

Воспитатель: Олuаннар, (вы слышите эту волшебную песню). Хайда -да сарын истbле? Дети где-то слышится хакасская песня.

- Тыyнап кjрелер хайдаy истbлче?

- Послушаем откуда?

- Как вы думаете похож этот предмет на музыкальную шкатулку?

Дети: Нет (Чох)

Воспитатель : Пу ниме полчаy ?

Дети: Сундук. На хакасском языке сундук - это абдыра.

Воспитатель: Это старинный хакасский сундук.

-Интересно, что находится в этом сундуке?

Хайди сbрер саuынчазар пу абдыра ниме полчаy?

Сиспектер тап алзабыс, пbлbп аларбыс.

ниме абдырада чатча.

Кем сиспектер пbлче?

Айдар: «Тeгдeр адай

Чылыu аuылча.

Ээзbн хучахтапча,

Соохтаy чазырча»

Пу ниме полчаy? (Тон)

Кем кибелbс тоннаy чоохтап пирер?

Миша:Тон чылыu кип –азах,

Ол уuаа кирек саuаа.

Хысхы соохта ол синb

Арачылир хаxан даа.

- Хайди саuынчазар ниме сундухта полxаy?

Олu аннар: Кип-азахтар, орта олuаннар.

Воспитатель: Хайдаu кип-азахтар?

- Хакас кип-азахтары. Мыныy алнында пbстby аuаларыбыс,ууxаларыбыс кип-азахтарын сундухсар салчаyнар,иптbг оларнаy тудынчаyнар.

Воспитатели: Кем кип-азах сундухтаy аларuа хынча,ол адапча хайдаu кип- азах?

Кем пу кип-азахтаyар кибелbс чоохтап пирер

Алина кибелb с чоохтапча:

Пар мин кjклjxек,

Аныy ады Чиркеенек.

Иртен турып,изеннесчем,

Анаy аны тонандырчам.

Торuы кjгенек кизbртсем,

Теелбектенерге ол хынча.

Ойын: «Пbс тасхар тимненчебbс

Пbс киптеребbс кисчебbс

Саuаа кип

Саuаа пjрbк

Саuаа jдbк.

Кем кjгенектbyер сиспек чоохтап пирер?

Чертыкова Женя чоохтап пир сиспек:

Минby сbлbг кип- азаам пар.

Аны мин кис салзам,

Аар айланзам – кeн осхаспын,кип – азах

Пеер айланзам – ай осхаспын.

Паза кем кип – азахтаyар кибелbс алай сиспек

Петрова Лера чоохтап пир кибелbс jдbктеyер.

Карина паза Илона

Наа jдbктер кискеннер.

Олар уuаа тыy jрbнчелер,

Jдbктерbне махтанчалар.

Хайда хайда харахтар

Кубиктеy ойын:Кем кубиктb таспапча, хайдаu кип – азах аuаа тeс парuан чоохтапча.

Сасхаан ойын 3 хати чарир.

Воспитатель: Мында хайдаu- да хоостар,кем хайдаu хоос аллар паза аннаy аны чыып чоохтир хайдаu хоос пол парuан.

Олuаннар хоостарны чыып,чоохтапчалар хайдаu хоос.

Кем хынча сарын сарнабызарuа кип –азахтаyар.

Хызыxахтар паза оолаuастар хакас кип – азахтарын хайда ам кjрерге чарир. (музейде,eлeкeнерде).

Вы хорошо потрудились, весело поиграли и я хочу вас угостить вас хакасским национальным блюдом талган.

Публикации по теме:

Конспект занятия по английскому языку на тему «Животные» Тема: «Животные» Цели: активизировать коммуникативные навыки по теме «Мои животные». 1. Образовательная: - тренировать и закреплять лексические.

Конспект занятия по английскому языку в ДОУ «Движения» Тема: «Движения». Занятие проводится в старшей группе, второй год обучения. Задачи: 1. Познакомить детей с новой темой "Движения". 2. Познакомить.

План-программа кружка по хакасскому языку в средней группе Работа кружка обеспечивает реализацию ФГОС с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно-нравственное развития.

Рабочая программа по хакасскому языку РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХАКАССКОМУ ЯЗЫКУ (средняя группа) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Аннотация к рабочей программе…3 2. Пояснительная.

Конспект занятия по русскому языку «Семья» Технологическая карта организованной учебной деятельности Для детей кпп с государственным языком обучения Образовательная область: Коммуникация.

Сказка «Три медведя». Конспект занятия по английскому языкуСказка «Три медведя». Конспект занятия по английскому языку THREE BEARS (A fairy-tale) Characters: FATHER BEAR MOTHER BEAR BABY BEAR LITTLE GIRL AUTOR SCENE I AUTOR: Once upon a time there lived.

Конспект занятия по английскому языку «Colour. Цвет» Занятие 1 Задачи: 1. Познакомить детей с черным, желтым и зелёным цветами на английском языке. 2. Прослушать песню “I see green” 3. Закрепить.

Конспект занятия по английскому языку «Count 1–10» («Счет 1–10») ОД1 Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос “ How many?” 2. Выучить считалку и уметь использовать ее в игре. 3. Развивать память и мышление.

Конспект занятия по английскому языку «Count 1–6» Тема “Count 1-6 “. ОД1 Задачи: 1. Тренировать детей в счёте от 1 до 6. 2. Закреплять названия животных. 3. Заучить рифмовку. 4. Спеть песенку-считалку.

Конспект занятия по английскому языку «Greeting» Тема “Greeting” (Приветствие) Образовательная деятельность1. Задачи: 1. Ознакомить детей с речевыми структурами : “ I hop-hop”, “I jump-jump”,.

Автор публикации:
Конспект занятия по хакасскому языку
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 16:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД