Получи документы

Конспект занятия-исследования по формированию целостной картины мира «Волшебные свойства магнита»

Тимошенко Ольга Германовна
Конспект занятия-исследования по формированию целостной картины мира «Волшебные свойства магнита»

Конспект занятия-исследования по формированию целостной картины мира. Предметное окружение.

«Волшебные свойства магнита»

для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи:

• способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;

• учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства;

• развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Публикация «Конспект занятия-исследования по формированию целостной картины мира „Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах

• заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа: беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка» (что такое подземные богатства, из чего делают железо, что внутри шахты); использование детьми в свободной деятельности дидактических игр «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет».

Материалы и оборудование: магниты, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластины и др., лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, «волшебная перчатка» (с магнитом внутри, бумажные кораблики, стакан с водой; иллюстрация северного сияния, изображение планеты Земля в разрезе с показом внутреннего строения, 2 компаса (старого и нового образца,мантия выпускника высшего учебного заведения.

Ход занятия

Воспитатель. (Одета в мантию). Добро пожаловать в нашу лабораторию. Мы не раз уже здесь бывали. И сегодня мы превращаемся опять в юных исследователей, ученых (кто это) и будем работать в нашей лаборатории (что это).

Воспитатель. Чтобы понять, над чем мы будем экспериментировать, работать, вы должны отгадать загадку:

Хватаю в крепкие объятья

Металлических я братьев.

Отгадать загадку вам поможет «волшебная перчатка». Посмотрите, я провела перчаткой над скрепками, и они пристали. Что за чудо!

Дети. Это магнит.

Воспитатель. Верно, это магнит. Но изучать его мы начнем издалека. На протяжении всей истории люди осваивали природные богатства Земли. Они научились добывать уголь, железо, золото, различные руды. Когда-то давно все эти богатства были либо на поверхности земли, либо совсем близко. Некоторые из них были намагничены, т. е. притягивали железные предметы. После такого притяжения они начинали обладать чудесными свойствами. Подвешенный свободно за веревочку гвоздик из намагниченного железа поворачивался строго по направлению «север — юг». Это свойство было использовано при создании компаса.

Посмотрите, у меня в руках 2 компаса, один старенький, другой новый, современный (показ детям компасов). Но отличаются они только внешне, а устроены одинаково. Внутри находится жидкость (глицерин, спирт), в ней укреплена стрелочка из железа, которая свободно вращается, но один конец всегда показывает на север, другой на юг. Это помогает путешественникам, кораблям, самолетам не сбиться с пути, идти в заданном направлении.

А почему компас работает именно так? Ученые узнали, что внутри нашей планеты находится твердое ядро из железа, а вокруг него вращается раскаленное жидкое железо. Из-за такого строения вокруг планеты Земля создается магнитное поле. Оно защищает всех нас от вредных солнечных лучей (у солнца есть и полезные, и вредные лучи) и заставляет работать компас и магниты.

Посмотрите на эти разноцветные картины. Какой художник их нарисовал? (Демонстрирует картинки с полярным сиянием). Оказывается, это происходит благодаря магнитному полю Земли, работу этого поля мы видим в виде полярных сияний.

Физкультминутка

Воспитатель. Теперь давайте исследуем магнит. Какой он на ощупь? (холодный, твердый, тяжелый). Как вы поняли, что такое магнит? (это то, что притягивает к себе железные предметы).

Воспитатель. Давайте проверим. Возьмем магнит и проведем над предметами на столе. (Дети проводят магнитом над предметами, и металлические детали притягиваются).

Воспитатель. Итак, вывод: магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани (делается совместно с детьми).

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как достать затонувший корабль со дна моря? (предположения детей). Сейчас мы попробуем это сделать. (Дети вместе с воспитателем достают скрепку со дна стакана, проводя магнитом по стенке стакана).

Воспитатель. Подводим итог этого опыта: магнит действует через воду.

На столах детей кораблики, сделанные из бумаги.

Воспитатель. Ребята, подскажите, как можно без волшебства заставить кораблики двигаться? (С помощью рук, подуть, с помощью магнита).

Воспитатель. Из какого материала сделаны кораблики? (из бумаги). Но разве магнит притягивает бумагу? (нет, но на кораблике есть скрепки, а они металлические, значит, магнит их притянет).

Дети приводят в движение кораблики, прикладывают магнит под крышку стола, под бумажный кораблик и двигают его магнитом по столу.

Воспитатель. Оказывается, магниту ничего не страшно, он действует сквозь препятствие (стол — это препятствие).

Воспитатель. Давайте продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу его к скрепке, она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь — третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму осторожно пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно — цепочка разорвалась (дети проводят аналогичный опыт самостоятельно).

Воспитатель. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали сами магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Убрав основной магнит, они практически сразу рассыпались.

Воспитатель. Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где мы видим его волшебные свойства (д/и «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», зажим на шкафчики, крепления к доске).

Воспитатель. Хорошо потрудились сегодня ребята — ученые, много узнали о магните. Вы были настоящими исследователями. Давайте же вспомним, какими свойствами обладает магнит.

Воспитатель помогает детям подвести окончательный итог занятия:

1. Магниты притягивают металлические предметы.

2. Магнит действует через воду.

3. Магнит действует сквозь препятствие.

4. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Воспитатель. Спасибо, ребята, за вашу научную работу. Свойства магнита широко используются в жизни человека, и в этом мы еще не раз убедимся. А я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит, и рассказать всем нам об этом.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 2,6–3 лет «Обувь и головные уборы» Цель:Познакомить с обобщающими понятиями «головные уборы»и «обувь» Задачи: Образовательные- дать понять, что одежда и обувь сделаны людьми.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Необъятный космос» Цель: Систематизация знаний о космосе, космонавтах и их работе. Задачи: Обучающие: • вспомнить ранее изученный материал о космосе; • уточнить.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе на тему «Профессии» Конспект по формированию целостной картины мира в младшей группе «Профессии» Цель: расширять знания детей о разных профессиях: повар, врач,.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей с ЗПР «Игрушки» Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей с ЗПР (1 год обучения) Тема: «Игрушки» Цели: расширение и практическое.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе «Кирпичики»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе «Кирпичики» Цели: расширить представления о профессии строителя, совершенствовать умение сравнивать и подбирать предметы по цвету и размеру, закреплять.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в первой младшей группе на тему «Овощи»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в первой младшей группе на тему «Овощи» Конспект занятия по формированию целостной картины мира в первой младшей группе (дети с 1,5 до 3 лет). Тема: «Овощи» Интеграция образовательных.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Виноградная улитка» в подготовительной группеКонспект занятия по формированию целостной картины мира «Виноградная улитка» в подготовительной группе Тема: Виноградная улитка. Дата проведения:13 мая 2019 года. Воспитатель: Степанова Е. В. Цель и задачи: - Формировать представления о живом.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Путешествие в осень» Программные задачи: обобщить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе осенью; развивать внимание, память, логическое.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира НОД «Весна — красна в гости к нам пришла»Конспект занятия по формированию целостной картины мира НОД «Весна — красна в гости к нам пришла» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе. Программные задачи: - Формировать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Помоги Маше» Девиз ТРИЗ: «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-исследования по формированию целостной картины мира «Волшебные свойства магнита»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 19:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД