Получи документы

Конспект занятия «История русской народной игрушки»

Гавзова Александра Анатольевна
Конспект занятия «История русской народной игрушки»

План-конспект занятия по патриотическому воспитанию детей

Тема: «История русской народной игрушки»

Цель: формирование представлений детей о истории русской народной игрушки.

Задачи:

расширить представления детей о русских народных игрушках, какими они бывают, из чего их делали, как отличались в разных регионах страны.

Публикация «Конспект занятия „История русской народной игрушки“» размещена в разделах

воспитывать у детей интерес к истории русской народной игрушке.

Ход занятия

Приветствие

Слайд №2

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Вводная беседа

Загадки

Слайд №3

Ребята послушайте сейчас две загадки, а отгадав их вы узнаете тему нашего сегодняшнего занятия

Кукла, мячик и скакалка, Самолетик, обезьянка

И машина, и зверюшки. Называются …

***

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой.

Правильно это игрушки. Но я вам расскажу об истории игрушек в нашей стране.

Беседа

Слайд №4

Игрушка – одна из древнейших форм творчества. В ней отражены национальные особенности и своеобразие русской культуры. Многие русские народные игрушки служили не только для игры, но и использовались в обрядах. В основном это были различные свистульки из глины, соломенные и тряпичные куклы

Основная часть

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Слайд №5

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На столе моем игрушки

Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья

Принесли ребята мне.

(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз - мохнатый, мягкий мишка,

Два - зеленый крокодил.

Три - зайчишка-шалунишка,

А четыре - конь один,

Пять - огромная машина

С желтым кузовом большим.

(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)

Я в него свои подарки

Утром рано положил.

(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Беседа с детьми

Рассказ о истории русской народной игрушке

Слайд №6

ИСТОРИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ

Первые игрушки появились задолго до возникновения Руси.

Славянские племена использовали для развлечения младенцев погремушками с зерном, для мальчиков постарше изготавливались простые фигурки из дерева и глины.

Девочки в древние времена играли куколками из соломы или разноцветных тряпочек от старой одежды. Крестьянские дети часто делали игрушки своими руками. Особенно красивые фигурки продавались на праздничных ярмарках.

Слайд №7

ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА ДЕЛАЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ?

Для изготовления игрушек на Руси издавна использовали 4 вида материалов:

Дерево.

Фигурки вырезали из мягких пород: липы, ивы, тополя, ольхи, каштана. Самые простые игрушки представляли собой сучки дерева, только слегка подправленные ножом. Иногда они дополнялись шишками, которые служили руками. Из дерева изготавливали коников, птиц, дудочки и символ России – матрешку.

Слайд №8

Глина.

Одна из наиболее традиционных областей русского народного искусства – глиняная игрушка. Мастера лепили из глины реальные и воображаемые предметы и образы, а затем наносили яркий узор. В разных регионах использовался свой способ лепки, вид глины, цвет красок и орнамент. Многие игрушки были свистульками.

Слайд №9

Ветошь.

Износившуюся одежду, мешки и постельное белье в старину не выкидывали, а делали из них куклы-обереги. Самыми охранными считались куколки, сделанные без ножниц и иголки. Ветошь рвали руками, а потом складывали или перевязывали нитками в определенном порядке. Лицо по традиции оставляли белым.

Слайд №10

Солома.

Почти на каждый праздник древние славяне изготавливали гигантские соломенные фигуры. Яркий тому пример – чучело Масленицы. Маленьких соломенных куколок плели в основном на потеху детишкам. Пучок соломы перевязывали соломенным жгутом (свяслом) так, чтобы получились голова, руки, ноги и туловище.

Д. И. «Из чего какой?»

Слайд №11

«ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?» (образование относительных прилагательных) :

Самолетик из бумаги, какой? (бумажный)

Домик из картона, какой? (картонный)

Робот из железа, какой? (железный)

Лошадка из дерева, какая? (деревянная)

Мишка из плюша, какой? (плюшевый)

Собачка из меха, какая? (меховая)

Кораблик из пластмассы, какой? (пластмассовый)

Лягушка из резины, какая? (резиновая)

Бычок из соломы, какой? (соломенный)

Машинка из металла, какая? (металлическая)

Слайд №12

Русская народная игрушка отличается самобытными узорами и яркими цветами: красным, желтым, зеленым, синим. Ткани для кукол и глиняные фигурки часто белили, чтобы цвета на белом фоне выглядели еще ярче. Побелку готовили из мела и молока, использовали темперные краски, которые замешивались на яйце с квасом. Роспись выполняли палочками и перьями. Также для украшения использовали сусальное золото. Узоры и цвета русских народных игрушек тесно связаны с народными верованиями и символами природы. Что они означают: белый – чистота; зеленый – природа; желтый – жизнь; красный – сила и здоровье; синий – небо; волна – влага; круг – солнце; ромб – плодородие.

Слайд №13

Наиболее часто использовались следующие образы: животные: корова, петух, утка, курица, баран, козел, лошадка, кукушка, медведь, олень; люди: барыня, скоморох, солдат, мужик, деревенская крестьянка, всадник. славянские божества и духи (в основном женского пола).

Д. И. «Один –Много»

Слайд №14

ОДИН – МНОГО»

(образование форм множественного числа существительных в именительном

и родительном падежах) :

мяч – мячи – много мячей

мячик – мячики – много мячиков

кукла – куклы – много кукол

кубик – кубики – много кубиков

мишка – мишки – много мишек

машина – машины – много машин

машинка – машинки – много машинок

собачка – собачки – много собачек

пирамида – пирамиды – много пирамид

пирамидка – пирамидки – много пирамидок

матрешка – матрешки – много матрешек

неваляшка – неваляшки – много неваляшек

робот – роботы – много роботов

самолет – самолеты – много самолетов

Слайд №15

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Русские народные игрушки сильно отличались от региона к региону. Так, по берегам Белого моря, в Вологодской и Архангельской губерниях, на Онежском полуострове были распространены деревянные кони, панки, матрешки и другие игрушки из дерева. В Нижегородской губернии использовали тот же материал, но украшали фигурки невиданной тонкой резьбой. Что неудивительно, ведь здесь издавна были развиты корабельная, домовая резьба и ложкарство. По русской народной игрушке можно легко определить, в каком регионе она сделана. Там, где были залежи хорошей пластичной глины, создавались глиняные фигурки. В регионах, богатых древесиной, умельцы освоили резьбу. Помимо этого, каждая народность через игрушку передавала свои особенные традиции.

Слайд №16,17

ДЫМКОВСКАЯ

Одна из известнейших русских народных игрушек – «дымка» из Вятки (нынешняя территория Кирова). Дымковская игрушка выставляется по всему миру. Ее название произошло от заречной слободы Дымково, где она впервые появилась. Для изготовления умельцы использовали местную ярко красную глину. Ее перемешивали с коричневым песком, лепили фигурки, обсушивали и обжигали в печи. Первые дымковские игрушки были все свистульками и изготавливались к празднику Свистунья. Фигурки белили, покрывали яркими красками и сусальным золотом. Для дымковской игрушки характерна округлая пластика, простые формы и узоры. Она всегда яркая и не повторяется. В фигурках хорошо отражается быт русского народа того времени. Самые часто встречаемые образы: барыня, нянька с детьми, баран с золотыми рогами, водоноска, петух, скоморох.

Слайд №18,19

ФИЛИМОНОВСКАЯ

По данным археологов, филимоновской игрушке больше 700 лет. Промысел сформировался в деревне Филимоново в Одоевском районе Тульской области. Здесь располагаются залежи особой, очень пластичной синей глины. Из нее лепили фигурки зверей, полые внутри. Считалось, что свист, который они издают, отпугивает злых духов. Для филимоновской игрушки характерны вытянутые пропорции. Почти у всех животных длинные шеи, а у барынь непышные юбки с тонким телом, плавно перетекающим в голову. Для росписи использовались в основном 3 цвета: малиновый, зеленый и желтый. Вдоль туловища и шеи животных рисовались разноцветные полосы. Филимоновские игрушки одни из самых пестрых и броских.

Слайд №20,21

БОГОРОДСКАЯ

Родиной богородской игрушки является Московская область, а именно поселок Богородское Сергиево-Посадского района. Традиционно ее вырезали из липы или запаренной осины. Фигурки отличались объемностью и высокой детализацией. Часто они складывались в целые композиции из сказок. Главная особенность богородской игрушки – подвижные детали. Кроме того, образ животного в ней часто очеловечен. Распространенные сюжеты: крестьянские трудовые будни и праздники, дровосеки, музыканты, всадники, плясуны.

Слайд №22,23

КАРГОПОЛЬСКАЯ

Родиной игрушки является район города Каргополя в Архангельской области. Осенью, после уборки урожая, и до самой весны здесь коротали дни за изготовлением глиняной посуды, которую затем продавали. Из остатков глины лепили фигурки медведей, лошадей, крестьян. Карго польские игрушки отличаются грубоватостью форм. Плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают каменных баб. Они не слишком пестрые, но имеют свой оригинальный орнамент

Динамическая пауза

Игра «Грузовик»

Слайд №24

«Грузовик»

Едет, едет грузовик Дети ходят по помещению,

Грузы он везти привык. Держа в руках рули.

Может он остановиться, Останавливаются.

Может он назад поехать, Пятятся назад.

Может вправо повернуть. Поворачивают направо.

И препятствие объехать. Объезжают стул или другие препятствие.

Если кончился

бензин, Не везет машина. Останавливаются.

Скажет он: «Би-бия, би-би! Произнося «и-би, би-би!» нажимают на середину

руля.

Подливай, бензина!» Имитируют действие.

Творческая работа

Раскраски по теме русские народные игрушки

Заключительная часть Беседа с детьми Ребята вам понравились русские народные игрушки?

Из чего же их делали?

Кого они изображали?

А что вы еще запомнили?

Пока жите какие красивые и яркие у вас получились рисунки!

Сегодня вечером обязательно расскажите своей семье о истории русской народной игрушке и покажите им свой рисунок!

Публикации по теме:

Изготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культурыИзготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культуры Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Творчество народных мастеров не только.

Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка»Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка» Конспект занятия по русской народной сказке «Репка» Составил : Новикова Н. А. Цель: способствовать формированию положительного эмоционального.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: - Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Конспект занятия по физической культуре в младшей группе по сюжету русской народной сказки «Теремок» Конспект занятия по физической культуре (по сюжету русской народной сказки «Теремок») Программное содержание: *вызвать у детей эмоциональный.

Конспект занятия по художественной литературе по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»Конспект занятия по художественной литературе по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: - Способствовать эмоциональному.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки  «Заяц-хваста» в старшей группе Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых.

Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок»Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Вызвать.

Конспект занятия с применением техники «оригами» «Лисичка — герой русской народной сказки»Конспект занятия с применением техники «оригами» «Лисичка — герой русской народной сказки» Оригами «лисичка – герой русской народной сказки» Цель: Создание оригами лисичка. Задачи: - развивать фантазию, творчество; формировать.

Конспект занятия в средней группе «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»Конспект занятия в средней группе «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» средняя группа Цель: Обучающая: знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «История русской народной игрушки»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 19:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД