Получи документы

Конспект урока «Изучение видов, условий образования и значений болот на примере комплексного заказника «Болото Усинское»

гульназ пинигина
Конспект урока «Изучение видов, условий образования и значений болот на примере комплексного заказника «Болото Усинское»

Изучаемая дисциплина : экология.

Возраст обучающихся: 9-10 лет.

Тип занятия: решение проблемного вопроса.

Цель занятия: решить проблему осушения болот.

Задачи занятия:

обучающие:

- сформировать понятие «болото»;

- ознакомить с видами и условиями образования болот;

- рассмотреть значение болот в природе и для человека.

- дать представление о комплексном заказнике «болото Усинское»;

развивающие:

Публикация «Конспект урока „Изучение видов, условий образования и значений болот на примере комплексного заказника „Болото Усинское“» размещена в разделах

- сформировать навыки работы в коллективе и по группам.

- развить умения составлять опорные конспекты.

воспитательные: воспитание бережного отношения к природе и любви родному краю.

Используемое оборудование, дидактический материал:

- карта «Охраняемые болота Республики Коми»;

- гербарии растений болот;

- фотоиллюстрация видов болот;

- презентация «Охраняемые болота Республики Коми»;

- макет «образования торфа»

Содержание занятия:

У: Добрый день, ребята. Здравствуйте, присаживайтесь. Мы с вами продолжаем изучение природных сообществ. На предыдущих занятиях мы с вами ознакомились с природными сообществами наших лесов и водоемов.

Ребята, загадаю загадку, отгадав которую вы сможете узнать, какое природное сообщество мы будем изучать на сегодняшнем занятии.

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осоки, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

У: Что это?

Д: Болото.

У: Правильно. Это следующее сообщество, с которым мы познакомимся на занятии. Оно посвящается всемирному Дню Водно- болотных угодий, которое отмечается 2 февраля.

У: Ребята, запишем тему. На сегодняшнем занятии мы должны узнать что такое болото, какие виды болот бывают, как они образуются и значение болот.

У: Ребята, я так думаю, что нет среди вас тех, кто ни разу не видел болото. Итак, теперь попробуем, все вместе, дать определение:

Что же такое болото?

Д: Высказывают разные версии.

У: Правильно, ребята. А теперь запишем в тетрадях определение:

Болото- это избыточно- увлажненные участки суши с влаголюбивой растительностью и слоем торфа.

У: Ребята, а как образуются эти болота?

Д: Высказывают варианты.

У: Правильно, болота образуются несколькими способами:

1. Когда-то на место болота был водоем. Его берега густо поросли камышом, рогозом. Каждый год камыш разрастался, переплетались стебли и постепенно закрывали воду. И из переплетенных стеблей, листьев и трав образовался толстый слой - болото.

2. Болото может образоваться на лугу, в лесу, когда там застаивается вода.

У: Теперь, ребята, зарисуем в тетрадях опорную схему образования болот : (приложение 1)

У: Познакомились с условиями образования болот. Теперь посмотрим, какие виды болот бывают. Как вы думаете, ребята, все ли болота одинаковые?

Д: Высказывают варианты.

У: Ребята когда вы идете по болоту, кажется что поверхность ровная. На самом- то деле, вам так кажется. Выделяют выпуклую и вогнутую формы поверхности болот. Учитель записывает и рисует, на доске, формы болот, ребята записывают и зарисовывают в тетрадях схему. (приложение 2).

У: Когда болото имеет выпуклую форму, такие болота называют верховыми. Если болото имеет вогнутую форму- то называют низинными.

У: Республика Коми богата болотами. Много охраняемых и клюквенно- морошковых болот. Охраняется 113 болот, остальные болота- ягодники, служащие для сбора клюквы, морошки, брусники. Усинское болото, верхового типа, залежи сложены сфагновыми торфами, мощность 4-5 метров, расположено в междуречье рек Большая Вяткина и Уса, в 7,5 км на северо-восток от села Усть-Лыжа. Болото протянулось с севера на юг более чем на 40 км и является одним из самых крупных торфяников Европы.

Возраст Усинского более 9 тысяч лет, оно второе по величине в Коми после Океана. Поверхность его вогнутая, как множество огромных чаш. Пейзаж местами совершенно неземной.

Усинское болото содержит огромные запасы пресной воды. Здесь насчитывается около 860 озер, которые являются местами гнездования множества перелетных птиц, в том числе "краснокнижников" (включенных в Красную книгу России) – серого журавля, орлана-белохвоста, лебедя-кликуна. Микроклимат с постоянной температурой и влажностью идеален для выведения птенцов, вокруг полно корма - ягод, насекомых.

Весной здесь можно наблюдать бурное цветение и перелет птиц. Летом – собирать ягоду морошку. Усинское болото охраняется как памятник природы с 1978 г.

С 1984 г. находится под охраной как республиканский комплексный заказник

У: Ребята, на территории Усинского района имеется комплексный заказник «болото Усинское». В заказнике охраняется одна из крупнейших в Европе болото (приложение 3).

У: Ребят, на контурных картах отметьте цветным карандашом месторасположение заказника «болото Усинское».

У: Ребята, как вы думаете, нужны ли нам и природе болота?

Работа в группах.

Первый ряд высказывает варианты ответов, начиная со словами «болото это хорошо, потому что …», а второй ряд высказывают варианты ответов со словами «болото это плохо, потому что…».

У: Таким образом, ребята, мы с вами пришли к следующим выводам, что болота являются необходимыми природными сообществами, потом что они являются:

- хранилищами пресной воды;

- ягодниками;

- источниками торфа;

- источник угля;

- местообитание редких видов птиц;

У: Ребята, на сегодняшнем занятии мы ознакомились с болотами, какие виды болот бывают, как они образуются и значение болот.

А теперь проверим, как вы усвоили эту тему. Проведем небольшое тестирование.

(каждый ученик получает тесты на отдельных листочках, которые сдаются педагогу) (Приложение 4).

У: Ребята, на этом наше сегодняшнее занятие подходит к завершению. Спасибо за внимание. До новых встреч!.

Список используемой литературы и источников:

1. Обедков А. П. Республика Коми: прошлое, настоящее, перспективы. – Сыктывкар: КГПИ, 2001.

2. Мильков Ф. Н. Общее землеведение. - М. : Высш. шк., 1990.

3. Карлович И. А. Геология. - М. : Академический Проект, 2003.

Приложение

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Тесты.

1. Избыточно увлажненный участок суши, с влаголюбивой растительностью и слоем торфа называется:

А) болото

Б) озеро

В) родник

2. Когда отмечается День Водно- болотных угодий?

А) 2 февраля

Б) 14 февраля

В) 23 февраля

3. Болота состоят из :

А) воды

Б) растений

В) торфа

4. Болота бывают :

А) верховые

Б) низинные

В) боковые

Публикации по теме:

Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельностиРеализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ с. Березовка» группа дошкольного образования Энгельсский район Саратовская область[/b].

Система индивидуального взаимодействия с воспитанниками ДОУ на примере применения механизма инклюзивного образования Конспект индивидуального занятия с воспитанником ЗПР по физической культуре. Тема: " Веселый мяч…». Цель : Способствовать сохранению и.

Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования Доклад Андреева Н. Н. музыкальный руководитель МБДОУ №96 г. Читы «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей всистеме дополнительного.

Изучение готовности сотрудников ДОУ к реализации инклюзивного образования Аннотация: В данной статье рассматривается уровень готовности педагогов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования (слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать на 2 заседании районного методического объединения «Обучение детей с.

Конспект урока по изоискусству в учреждении дополнительного образования «Путешествие осеннего листочка» для детей 5 лет Развернутый конспект открытого урока по предмету изобразительное искусство МОУ ДО «Центр эстетического воспитания детей»; педагог Панова.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно их условий повышения качества дошкольного образования Концепция развития российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с.

Конспект урока ИЗО в учреждении дополнительного образования «Как маленькая лисичка про осень узнала» для детей 6 летКонспект урока ИЗО в учреждении дополнительного образования «Как маленькая лисичка про осень узнала» для детей 6 лет Развернутый конспект открытого урока по предмету изобразительное искусство МАУ ДО «Центр эстетического воспитания детей»; Педагог.

Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации комплексной программы модернизации образования Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации комплексной программы модернизации образования «Главный смысл и цель семейной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Изучение видов, условий образования и значений болот на примере комплексного заказника «Болото Усинское»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 00:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД