Татьяна Оболенцева
Конспект занятия на тему «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА).
ЦЕЛИ: -Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; активизировать словарь по данной теме; выявить экологические знания детей;
-познакомить с птицами нашего края, занесенных в «Красную книгу»;
Публикация «Конспект занятия на тему „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-расширять представление об особенностях внешнего вида птиц;
-развивать связную и диалогическую речь, коммуникативную функцию речи;
-развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
-совершенствовать навыки чтения;
-развивать чувство партнерства и сотрудничества;
-воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением птиц, слова для чтения конверты с заданиями, магнитофон, аудио запись голосов птиц, загадки о птицах, круги Луллия, презентация.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц. Прослушивание записи пения птиц. Чтение сказок, где встречаются птицы (домашние и дикие).
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, Вы наверное видели игру Поле чудес и сегодня я предлагаю вам в нее поиграть. А общая тема нашей игры это - птицы нашего края. Мы с вами будем крутить «барабан»- круги Луллия и выполнять задания в конвертах, указанные стрелкой, как в игре «Что, где, когда?». В конце игры нас ждет главный приз, о котором мы узнаем в конце занятия, когда выполним все задания.
Перед игрой предлагаю размять наши пальчики: П/Г «Совушка- сова».
А теперь приступим к игре. Дети по очереди крутят «барабан» и выполняют задание в конвертах. (7конвертов).
1 КОНВЕРТ: «Отгадай загадки».
Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
В небе, синем и высоком,
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: "Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Майским вечером, в прохладу,
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке, в роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы. (Соловей)
Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!" (Воробей)
2 КОНВЕРТ: Дид. игра «Подбери слово».
- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
-Аист большой, а соловей … (маленький)
- У соловья серая грудка, а у ласточки (белая)
-У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)
-Аист белый, а грач … (черный).
-У ласточки длинный хвост. Значит, она какая? (Длиннохвостая.)
-У грача острый клюв. Какой он? (Остроклювый.)–
-У ворона чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
З КОНВЕРТ: Дид. игра «Зимующие - перелетные».
На ковре лежат картинки с изображение птиц. Дети должны распределить их по классификации: зимующие и перелетные.
Условные обозначения:
Перелетные птицы : Зимующие птицы :
Ласточка Голубь
Журавль Воробей
Грач Сорока
Скворец Синичка
Жаворонок Дятел
Кукушка Рябчик
Соловей Сойка
Стриж Чиж.
4 КОНВЕРТ: Дид. игра «Путанница».
Ребята, посмотрите здесь слова поделены на слоги. Они поломались и перепутались, их нужно исправить. Для этого у нас есть изображения этих птиц. (голубь, ворона, воробей, сорока, ласточка, лебедь, чайка).
лубь го
ка чай
бедь ле
ро ка со
ка точ лас
ро во на
ро бей во
Индивидуально двое детей отгадывают ребусы:
5 КОНВЕРТ: Физминутка: Скачет шустрая синица.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
6 КОНВЕРТ: БЛИЦ –ОПРОС.
В конверте лежит изображение микрофона. Ребята я сейчас буду корреспондентом и буду брать у вас интервью о том, что вы знаете о птицах из жизни и из сказок. И так приступим:
-Скажите, кого называют птицами? (животных, тело которых покрыто перьями).
-Какие виды птиц бывают? (зимующие, перелетные, домашние).
-Где могут жить птицы? (в лесу, в поле, в горах, в воде).
-Как называются птицы, живущие в поле, в воде? (водоплавающие, полевые).
-Почему улетают перелетные птицы? (плохо переносят холод, нечем питаться, так как исчезли насекомые).
-В какое время года они улетают в теплые края? (осень- время перелета птиц).
-Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы).
Птица, лучший почтальон? (голубь).
-Птица, которая не растит своих птенцов? (кукушка).
-В каких сказках можно встретить птиц? («Гадкий утенок», «Лягушка – путешественница», «Дюймовочка», «Лисичка и журавль», «Серая шейка», «Сказка о кукушке», «Кугочка Ряба», «Гуси Лебеди»).
Какие птицы служили Бабе-Яге? (гуси- лебеди).
-Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко? (курица - это домашняя птица).
С какой птицей дружит Винни-Пух? (с совой).
-В какую птицу превратился гадкий утёнок? (в лебедя).
-Какая птица славится своим необычным хвостом? (павлин).
- Птицы, которые взяли лягушку в теплые края. (дикие утки).
-Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. (дятел).
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек).
- Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушка).
-Кому хвост служит опорой? (дятлу, при передвижении по стволу дерева).
-Какие наши перелетные птицы выводят птенцов на юге? (никакие).
-Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (собирают червей, личинок, жуков).
-Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда).
-Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка).
- Какая птица в мире самая большая? (страус.)
-Какая птица выше всех летает? (орел.)
-Какая птица умело подражает голосам птиц? (скворец).
Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).
- Какие птицы перед дождем летают низко? (ласточки, они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.)
-Птица, призванная лучшим певцом в мире? (Соловей)
7 КОНВЕРТ: В нем находится изображение красной книги.
Воспитатель показывает сделанную красную книгу.
-Кто знает, что за книга у меня в руках? (Красная книга).
-Эта книга не совсем обычная, цвет ее переплета красный. Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (сигнал опасности, тревоги, предупреждения).
-Правильно. В этой книге перечислены животные, растения, птицы, которые могут исчезнуть. И если мы не защитим их, они могут погибнуть. Спасение их невозможно без специальных мер. Как вы думаете каких? (это запрет на охоту, забота об их размножении, охраны в заповеднике).
Ребята, я хочу познакомить вас с некоторыми редкими видами птиц Крымского полуострова, занесенных в Красную книгу.
а) Лебедь – шипун - редкая. Самый красивый и крупный из всех птиц. Это снежно-белая птица с длинной шеей. Охота на них запрещена.
б) Белая цапля – критическая. Знаменита она своими роскошными перьями; с затылка и со спины свисают они пушистыми косицами и придают птице особую красоту.
в) Стрепет - исчезающая.
Осела на Керченском полуострове; мигрирует и зимует в Присивашье, степной зоне Крыма,. Численность в гнездовой период — 30—50 особей.
г) Степной орел – исчезающая.
Залётная. Ещё в конце прошлого века была не только обычной, но также фоновой птицей многих степей, но впоследствии почти полностью исчезла с территории. Последний случай гнездования был зафиксирован в 1980-е годы в Крымском природном заповеднике. В настоящее время является залётной в степной зоне.
д) Черный гриф – редкая.
Долгое время Крымский природный заповедник был единственным местом, где гнездился черный гриф, одна из самых редких птиц Европы. Сейчас гнезда грифов найдены и в Восточном Крыму. Эта необыкновенная птица буквально поражает воображение наблюдателя. Она одна из самых крупных летающих птиц, с огромными, до двух с половиной метров в размахе, крыльями. На вершинах вековых сосен строят грифы свои огромные гнезда. Обладая исключительным зрением, птицы способны увидеть падаль с головокружительной высоты. Без видимых усилий часами парят над горами, используя потоки воздуха. Но самое удивительное, c какой самоотверженностью грифы насиживают свое единственное яйцо и ухаживают за птенцом. Гнезда открытые, незащищенные, птицам приходится терпеть ночной холод, полуденный зной, ливни, град, а иногда и снег, ведь начинают гнездиться они очень рано, в противном случае не успеть выкормить птенца. Долгие четыре месяца продолжается период гнездования. Когда птенец вырастет и вылетит из гнезда, “семья“ не распадается до следующей весны, родители опекают молодого грифа. Черные грифы занесены в Европейский Красный список, как вид, находящийся под угрозой исчезновения в мировом масштабе. Учитывая особое значение в охране черных грифов, Крымский природный заповедник включен в список территорий, важных для сохранения разнообразия птиц.
Воспитатель: - Ребята, а какие еще заповедники есть в Крыму?
-Ялтинский горно-лесной природный заповедник.
- Заповедник Лебяжьи острова.
-Карадагский природный заповедник.
В: - Для чего нужны заповедники? (они нужны для сохранения и изучения многообразного мира фауны и флоры).
Молодцы ребята! Мы с вами выполнили все задания и теперь я предлагаю вам насладиться волшебным пением птиц. (аудио запись с птичьим пением).
1 апреля отмечается всемирный день защиты птиц. Но заботиться о птицах, мы должны не только в этот день, а постоянно. Как?
- Кормить зимой, делать кормушки, скворечники, не разорять птичьи гнезда.
Итог занятия :
– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили, а потом обещанный сюрприз – просмотр мультфильма «Гадкий утенок». (Дети хором рассказывают стихотворение.)
Муса Джангазиев «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!