Лучший педагог года

Конспект занятия «Уроки человечности» на примере рассказа Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»

Ольга Губер
Конспект занятия «Уроки человечности» на примере рассказа Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»

Цели:

Обучающие: знакомить воспитанников с фактами биографии Е. И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; учить выявлять идею художественного произведения, осознавать авторский замысел.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, навыки работы с книгой.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, нравственные качества (милосердие, сострадание, жалость, самостоятельность

Ход занятия

1. Оргмомент

Упражнение «Передай свою улыбку».

Когда встречаем мы рассвет, то говорим…. (привет)

С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой…. (привет)

Публикация «Конспект занятия „Уроки человечности“ на примере рассказа Е, И, Носова „Как патефон петуха от смерти спас“» размещена в разделах

При встрече через много лет вы крикните друзьям…. (привет)

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…. (привет)

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…. (привет)

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы …. (привет)

-А теперь передайте свои улыбки друг другу.

-Постараемся сохранить наше хорошее настроение.

- Садитесь.

2. Подведение к теме

- На экране вы видите синквейн. Подумайте и определите 1 слово. (слайд)

1.

2. истинная, безграничная

3. достичь, сохранить, дарить

4. в любой ситуации нужно оставаться человечным

5. человеколюбие

О каком качестве человека говорится в синквейне. (ответы детей)

Какими качествами должен обладать человек? (Ответы детей)

Человек должен иметь чистые и добрые мысли, хорошие качества характера (души, доброе и любящее сердце. (ответы детей) (Человек должен быть человечным.)

Так о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

Да, мы будем говорить с вами о таком качестве, как человечность. Тема нашего занятия «Уроки человечности».

Мозговой штурм (1 мин.): ассоциации со словом человечность (пишем на доске)

- Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые можно объединить таким простым и в тоже время ёмким словом человечность (ответы детей, пишем на доске

(уважение к людям, сочувствие, добро, искренность, доброта, хорошее отношение к людям, милосердие, любовь к людям)

Уроки человечности нам преподаст Е. И. Носов. Мы познакомимся с его рассказом «Как патефон петуха от смерти спас»

Все ли слова понятны вам в названии рассказа? (ответы детей). Кто знает, что такое патефон? (ответы детей)

3. Словарная работа

Патефон

Что это за инструмент? (ответы детей)

Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone-звук. Вид граммофона в форме ящика, со скрытым рупором.

4. Целеполагание

«Прогноз по заголовку».

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием? (Ответы детей)

В заглавии имеются три смысловые группы: патефон, петух и смерть. Глагол «спас» говорит о том, что финал рассказа оптимистичный, а существительные в заглавии указывают на то, что действие происходит в деревне.

В целом же заглавие необычно и вызывает интерес читателя.

Как патефон может спасти петуха? (на экране слайд)- ответы детей.

Это возможно? (ответы детей). А что может спасти? (ответы детей). Подвести к проблемному вопросу.

Проблемный вопрос:

Что на самом деле спасло петуха от смерти? К этому вопросу мы вернемся в конце нашего занятия.

5 .Информация о писателе

Евгений Иванович Носов родился недалеко от Курска на берегу реки Сейм. Отец его был мастеровым человеком, работал и молотобойцем, и слесарем, и кузнецом. В сыне своем воспитывал уважение к труду, умение видеть красоту трудового человека.

Мальчик рос очень внимательным и наблюдательным. Любил рисовать все, что видел и наблюдал, а потом и ножницами из бумаги вырезал фигурки животных. Мастерить фигурки Носов начал еще в детстве, вырезая из дерева игрушки для младшей сестренки. За одну из поделок его в 6-м классе наградили путевкой в пионерлагерь «Артек». Хобби осталось на всю жизнь.

Фигурки людей и зверушек писатель мастерил, отдыхая от литературных трудов. И дарил друзьям.

В 18 лет Евгений ушел на фронт, был артиллеристом, бил по вражеским танкам и не однажды смотрел смерти в глаза. Был тяжело ранен, проходил лечение в госпитале, где встретил победу. Так в 20 лет молодой совсем человек стал инвалидом и получал пенсию. Но он решил работать, стал журналистом, а в 1959 году вышла его первая книжка «На рыбачьей тропе».

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. К Евгению Ивановичу это относится как никому другому. Признанный мастер в литературе, он еще и талантливый художник. Сам Мастер признавался, что перед ним стоял выбор: художником быть или писателем.

Евгений Иванович посвятил свое творчество родной земле, ее природе, хорошим людям.

6. Работа с текстом. Чтение с остановками (аудирование)

Чтение первого отрывка до слов «…Витька засел дома на целую неделю».

- Где и когда происходит действие в рассказе?

- Кто является главным действующим лицом?

- Что, по-вашему, произойдет дальше? (ответы детей)

Чтение второго отрывка до слов «…с озабоченностью смотрели на его обмороженную голову».

- Из-за чего с петухом приключилась беда?

- Как бы поступили вы в такой ситуации? Что, по-вашему, произойдет дальше? (ответы детей)

Чтение третьего отрывка до слов «…юркнул в другую комнату и забился в угол».

-Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У «мальчика похолодела спина».

-Какие еще словосочетания передают отношение Витьки к намерению взрослых? Найдите их и прочитайте. («стало жаль петуха»,«Витька съёживался»,«в горле заскребло»,«глаза часто-часто замигали»,«юркнул в комнату и забился в угол»)

- Почему у Витьки похолодела спина и заскребло в горле?

-Как изображен петух? Найдите в тексте описание.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Он был такой красивый и смелый…» до слов «… и громко и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку!».

- Как Витька относился к петуху и почему?

Петух изображен сочно, яркими красками. Зримо представляешь его красоту, отвагу, гордую осанку.

7. Словарная работа

Автор сравнивает петуха с гвардейцем. Гвардеец. Кто это? (ответы детей) слайд.

Гвардеец-военнослужащий гвардии.

Гвардия -отборные, лучшие войска.

- Что, по-вашему, произойдет дальше? (ответы детей)

8. Физминутка. Как бы вы отогревались в такой лютый мороз. (ответы детей).Музыкальная физминутка.

9. Чтение четвертого отрывка до слов «А то башку отрубят».

-Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки? («Сердчишко у тебя больно жалостливое»). Бабушка рада, что внук умеет жалеть, пытается помочь.

- Как бабушка отнеслась к петуху? (Пожалела, посочувствовала, начала ухаживать, лечить.)- ответы детей

Как Витька пытается «утешить» петуха? Найдите в тексте. О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки? (ответы детей)

-Как вы думаете, что сделает Витька для спасения петуха?

- Как поведет себя петух дальше? (ответы детей)

Чтение пятого отрывка до слов «. раза два глотнул и заковылял под печку».

- Как бабушка лечила птицу? Как спасала его? (Смазала гусиным жиром гребень и бороду, насыпала на пол пшена)

- Что, по вашему мнению, чувствует Витька? (ответы детей)

Как поведет себя петух дальше?

Чтение шестого отрывка до слов «…настоящий, живой петушиный голос».

- Почему запел петух?

Сделайте вывод, все ли прониклись бедой петуха? (ответы детей) Какие душевные качества проявили отец и Колька? (равнодушие) это безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Чтение седьмого (последнего) отрывка.

- Что заставило петуха издать воинственный крик (Услышал, как поет петух на пластинке в басне)

10. Словарная работа

Воинственный- обладающий воинским духом, храбрый.

Воинственный дух - готовность к действию

- Сделайте вывод, какое чувство Витьки спасло петуха. (жалость, милосердие, сострадание, чуткость)

Сделайте вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха. (доброта, забота)

11. Итог занятия. Рефлексия.

Какими качествами обладает главный герой? (ответы детей). Скажите, какими качествами главного героя рассказа Витьки хотели бы обладать вы? (ответы детей)

Уроки чего преподнес нам Е. Носов? (человечности: добра, милосердия, сострадания всему живому)

Так о чем же все-таки рассказ? Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Как вы теперь ответите на вопрос занятия? Что на самом деле спасло петуха (Ответы детей: Доброе сердце Витьки, забота бабушки и случайный голос патефона спасли петуха от смерти.)

Самооценка «Восхождение на пик знаний»

Наше занятие- это восхождение на пик знаний. Если вы усвоили уроки человечности на примере рассказа Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас», отметьте флажок на вершине горы знаний. Если вы считаете, что недостаточно усвоили уроки человечности, то чуть ниже слева или справа. (дети отмечают).

Взаимооценка

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на занятии.

Ты мог бы поработать лучше.

«Человеческая доброта, жалость, сопереживание, милосердие способны творить чудеса, спасая все живое вокруг и даря людям счастье».

Стать добрым волшебником (на слайде)

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье любого другого

Одно удовольствие,

Честное слово.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

Прикреплённые файлы:

nosov_eibfg.pptx | 1986,21 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. РумянцеваКонспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. Румянцева Методические задачи:познакомить детей дошкольного возраста с профессией клоуна, на примере Михаилом Румянцевым и его сценическим образом;.

Конспект интегрированного занятия «Медовый спас» Конспект интегрированного занятия «Медовый спас» Цель: Познакомить детей с происхождением меда, его целебными свойствами. Продемонстрировать.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Уроки чарующего лета»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Уроки чарующего лета» Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Физическая культура», «Ребенок и общество» в старшей группе по теме «Уроки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Тема: «Чтение рассказа Н. Носова.

Конспект занятия по аппликации «Домик для зайчика и петуха»Конспект занятия по аппликации «Домик для зайчика и петуха» .

Конспект занятия по математике в старшей группе «Уроки для зайки» Программное содержание : 1. Образовательные задачи: учить детей считать в пределах 10, Называть и узнавать цифры, Учить детей писать цифры.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами конструирования и рисования «Уроки тётушки Совы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами конструирования и рисования «Уроки тётушки Совы» Тема занятия: Уроки тётушки Совы. Возрастная группа: подготовительная к школе. Тип занятия: занятие по ознакомлению с окружающим миром.

Конспект занятия в младшей группе «Уроки общения»Конспект занятия в младшей группе «Уроки общения» Задачи: -формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым, -развивать навыки коммуникативного общения, умение действовать.

Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.

Старый забытый патефонСтарый забытый патефон «Занесло судьбою в третий батальон Старенький коломенский усталый патефон. Пел нам на привалах у чужих дорог Трогательный девичий печальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Уроки человечности» на примере рассказа Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»
Опубликовано: 19 октября 2021 в 09:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД