Мария Дубровина
Конспект занятия «Одежда русских людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Одежда русских людей».
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом;
формирование эмоционально-положительного отношения к одежде русских людей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Одежда русских людей“» размещена в разделах
-формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун);
-вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц;
-обучать способам практического применения знаний.
Оборудование: волшебная палочка, кукла домовёнок Кузя, набор одежды мужского русского национального костюма (для Кузи, демонстрационный материал «Русский национальный костюм», дидактическая игра «Одень Машу в русский национальный костюм».
Ход занятия
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в давние-давние времена. У меня есть волшебная палочка, сейчас мы с вами сядем в машину времени, закроем глаза, я взмахну волшебной палочкой только пока не закончится полёт, глаза не открываем (5,4,3,2,1) звенит колокольчик.
-Открывайте глаза.
-Ребята, мы перенеслись в древнюю Русь. (1 слайд в презентации)
А на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А девочки были «красны девицы», слово «красная» означало красивая девушка в нарядной одежде.
С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами.
Давайте мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Девочки поклонитесь мальчикам: «Здравствуйте, добрые молодцы!» 2 слайд
Мальчики с поклоном девочкам: «Здравствуйте, красны девицы!» 3 слайд
-Молодцы!
-Ребята к нам пришёл домовёнок Кузя.
-Здравствуй, Кузя! (никто не отвечает,давайте все вместе –Здравствуй, Кузя!
Вдруг слышится: «Помогите! Помогите!
-Ребята, это Кузин голос? Где же он? ( дети и воспитатель начинают искать Кузю: встают со стульчиков и смотрят по сторонам, под стульчиками).
Открывают сундук, там сидит Кузя, на нём одет сарафан.
-Кузя, что ты здесь делаешь? Зачем надел сарафан?
Кузя: Меня пригласила в гости Алёнушка, у неё сегодня день рождения. Я хотел красиво нарядиться. Думал-думал и вспомнил, что бабушка, когда собирается, всегда сарафан надевает, Только я в нём запутался и поэтому не могу из сундука выбраться. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель достаёт Кузю из сундука.
-Кузя, ты ведь мальчик! Ребята, разве мальчики и мужчины носят сарафаны?
Дети: нет.
-Ребята, в старину мужчины носили рубаху, подвязывая её поясом и порты. На ногах носила лапти или сапоги. (демонстрационный материал. Рубаха с поясом и порты).4 слайд
-А что носили женщины? (выслушать ответы детей).
-Женщины носили длинные рубахи, поверх которых надевали сарафан. (демонстрационный материал. Женский наряд).5 слайд
Кузя: Я и надел сарафан поверх своей рубахи.
-Нет, Кузя у женщин были совсем другие рубахи: длинные, и сарафаны тоже длинные, до пола, чтобы тепло было. На голове-платок, кокошник. На ногах женщины носили лапти. (демонстрационный материал. Сарафан, кокошник или платок, лапти).6 слайд
Здесь у бабушки в сундуке много разной одежды и для мужчин, и для женщин. Есть праздничная, есть и повседневная. Праздничную одежду люди украшали вышивкой. Рукава, ворот, пояс расшивали узорами. На кокошнике у женщин-бусинки, бисер.
-Кузя, мы с ребятами поможем тебе нарядиться. Вот тебе праздничная рубаха и порты! Подвяжем поясом, расшитым красивыми узорами! На ноги тебе лапти. Посмотри, какой ты стал нарядный и красивый!
Кузя: Но зимой на улице идти в такой одежде будет холодно! Что же носили для тепла русские люди?
-Зипуны и валенки. (картинки зипуна и валенок)7 слайд
Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как прожунки мы присели
И тихонько разом сели. 8 слайд
-Я приглашаю вас поиграть в игру «Одень Машу в русский национальный костюм».
Дидактическая игра «Одень Машу в русский национальный костюм».
Каждый ребёнок надевает на свою куклу нарядную праздничную одежду с вышивкой, украшения: бусы, серьги.
Кузя: Какие красивые бусы у Маши, я такие хочу подарить Алёнушке на день рождения.
-Ребята, что нам делать, как помочь Кузе? Где взять бусы?
(купить, нарисовать, смастерить самим)
-Предлагаю вам сделать бусы для Алёнушки своими руками.
Игра «Бусы для Алёнушки»
-Ребята, посмотрите, у меня есть пример какие бусы можно сделать, давайте его рассмотрим и постараемся сделать такие же.
-У меня есть ниточка и нужно на ниточку надеть бусины. Смотрите от большей бусинки идём к меньшей.
Дети выходят к доске и по очереди и прикрепляют бусинки на верёвочку.
-Спасибо, ребята, вы большие молодцы!
-Что вам сегодня понравилось больше всего?
-В чём у вас были трудности?
-Давайте, попрощаемся с нашем гостем (До свидания Кузя, приходи к нам ещё).
-Ну и нам ребята пора возвращаться в детский сад. Садитесь в машину времени, закрывайте глаза: (5,4,3,2,1) звенит колокольчик.
-Открывайте глаза. Мы вернулись, в наш любимый детский сад.