Лучший педагог года 2022

Конспект занятия описание и рассказ по картине, проведенного в старшей группе «Рассказ и описание по картине»

Галина Волкова
Конспект занятия описание и рассказ по картине, проведенного в старшей группе «Рассказ и описание по картине»

Конспект занятия описание и рассказ по картине,

проведенного в старшей группе

Тема. Рассказ и описание по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Цель. Развитие связной речи в ходе составления описательного рассказа по картине «Весна. Большая вода».

Задачи.

Развитие связной речи:

• продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

• формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком;

• умение составлять рассказ по картине;

• воспитывать культуру речевого общения;

• совершенствовать умение использовать в речи разные части речи;

• выслушивать детей; уточнять их ответы, подсказывать слова более точно, отражающие особенности предмета, явления, состояния;

• формировать умение детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.

Развитие словаря:

• пополнять и активизировать словарь детей (половодье

• упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.

Развивающие:

• развивать память, восприятие, воображение, наблюдательность;

• развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

Воспитательные:

• воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать;

• воспитывать у детей умение работать в коллективе.

Материалы. Картина, мнемотаблица, листки бумаги для каждого, кружки разных цветов.

Методы. Беседы, рассматривании картины, рассказывание по картине.

Приемы. Образец

Подпись воспитателя___

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Комментарии

I. Вводная часть

Вводная беседа

Чтение отрывка стихотворения Плещеева «Весна»

Сообщение темы

Артикуляционное

упражнение

«Сказка про язычок»

- Чем вам не нравится весна?

-А чем вам весна нравится? Или какая весна вам нравится?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Какие замечательные строки написал поэт Алексей Николаевич Плещеев.

- Какое настроение хотел донести до нас поэт?

- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.

-Я предлагаю вам рассмотреть картину художника Исаака Ильича Левитана, название картины мы с вами придумаем позже, и узнаем, как называется эта картина.

-В конце нашего занятия, мы составим рассказ по картине.

-Готовы?

-Но давайте для начала подготовим наш артикуляционный аппарат.

- Жил-был язычок

Жил язычок в домике, вокруг домика стоит

крепкий забор с воротами.

Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз

Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика

Набегался, стал прыгать

А теперь пошлёпаем язычок губами

-сыро, пасмурно, идет дождь, грязно, мама не разрешает по лужам ходить, я часто болею, в начале весны деревья без листьев, грустно, т. е. все это ранняя весна

- теплая, солнечная, цветущая, звонкая, веселая, радостная, расцветают почки на деревьев, можно пускать кораблики, солнышко светит и тд.

Радостное, веселое.

показали — спрятали язычок

показали зубы, губы в улыбке

губы «трубочкой»

двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз

провести язычком по губам

цокать

язык на нижней губе, шлё пать губами: пя-пя-пя

Дети сидят на своих местах.

II. Основная часть

Беседа по картине

Объяснение незнакомого слова «половодье»

Физминутка «Веснянка»

Игра Волшебная цепочка»

Рассмотрение мнемотаблицы.

Образец

Рассказы детей

-Посмотрите на эту картину и скажите

-Какое явление природы здесь изображено?

-Так же разлив реки, называют половодьем.

- Когда бывает половодье?

- Как вы думаете, что можно сказать о воде, какая она?

- Как вам кажется, в какой день И. И. Левитан писал этот пейзаж?

-Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- А сейчас ребята более внимательно, детально, рассмотрим эту картину. Возьмите лист бумаги и сверните трубочку. Представим, что это наш бинокль.

-Внимательно рассмотрите картину.

-Что вы увидели?

-елочка пушистая стоит в воде. Она выделяется среди всех деревьев, потому что она одна зеленая, другие деревья еще не распустились

-Кто-то оставил лодку, наверно он приплыл с другого берега. Она без весел и очень старая, наверно дедушкина.

-Обратите внимание на задний план картины. Что вы видите вдалеке?

-Какая погода изображена?

-Посмотрите на небе, какое оно? Есть ли там облака?

-А какое еще дерево кроме ели и березы вы видите?

-Какие тона, краски использовал художник? Какие?

-Давайте подумаем, как можно назвать картину?

-На самом деле, Левитан назвал свою картину так : «Весна. Большая вода».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей

А сугробы тают, тают,

А цветочки расцветают.

-У меня для вас есть интересное задание.

Я говорю вам предложение, а вы добавляете в него новые яркие слова, но слова должны соответствовать цвету, который я покажу.

Например.

На картине изображен день. Я вам показываю желтый цвет – это цвет солнца. а вы сейчас мне скажите какой день?

На картине изображен весенний солнечный день.

-Всем задание понятно?

-По небу плывут облака.

-Березки стоят в воде.

-Вдалеке виднеются домишки.

-В воде стоит ель.

-Чтобы нам было легче составлять описательный рассказ по картине, мы используем мнемотаблицу.

-Вначале нужно сказать кто автор картину и ее название, какео явление тут изображено.

-Далее, опишем реку, какая она, что с ней произошло.

-Опишем деревья, какие они, где стоят. Какие краски использовал художник.

-Что изображено на переднем плане.

-Подумайте, почему там оказалась лодка.

-Что изображено на заднем плане?

-Опишите небо, погоду.

-И скажите какое чувство передает картина, какие у вас возникают чувства.

-Прослушайте сначала, как я буду рассказывать, а потом вы.

- На картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» изображено разлив реки, половодье. Воды очень много, она сильно и широко разлилась, заняла большие территории. Художник показал воду голубой, чистой, прозрачной, зеркальной как небо. Тонкие, гибкие, белоснежные березы, освященные солнцем стоят в воде, отражаясь в реке как в зеркале. Старая осина и пушистая ель тоже затоплены. Художник выделил ель, т. к она имеет теплый, зеленый цвет. На переднем плане, изображена лодка. Возможно кто-то приплыл на ней с другого берега, или река ее принесла. На заднем плане виднеется деревушка на холме, некоторые избы оказались затоплены. Погода солнечная, небо ясное, с легкими, прозрачными облаками. Картина Левитана вызывает у меня чувства радости, праздника от весеннего пробуждения природы.

-Разлив реки,

-Половодье бывает весной, в апреле.

-Прозрачная, спокойная, холодная

-Весенний, апрельский, яркий, солнечный.

-Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло.

-Деревья затоплены.

-В воде стоят березы и ель.

-У берега лодка.

-Вдалеке виднеется холм, на которой стоит деревня, стоят избы, некоторые дома затоплены.

-Ясная, солнечная погода.

-Небо голубое. Плывут легкие, прозрачные облака.

-Старую осину.

-Художник использовал теплые тона. Коричневые, синие, зеленые. Холодные:белый.

Ходьба по кругу

Бег по кругу, на носочках

бегут, взмахивая руками, как крыльями

медленно приседают

встав на носочки и подняв руки, тянутся вверх

-По небу плывут голубые облака.

-Белые березки стоят в воде.

-Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде

-В воде стоит зелена ель

Объяснение незнакомых слов.

Ответы полными предложениями.

У каждого на столе лежат листы бумаги, дети сворачивают их в трубочки.

Даю время, чтобы дети внимательнее рассмотрели картину.

Дополняю ответы детей, придаю окрас предложениям.

Дети дополняют предложения словами. Окрашивают предложения.

Предлагаю образец детям.

Слушаю рассказы нескольких детей.

III. Заключительная часть

-Ребята, с какой картиной мы познакомились?

-Кто автор картины?

-Что мы сегодня делали? Чем занимались?

-Что вам было трудно выполнять?

Публикации по теме:

Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя.

Конспект НОД в средней группе детского сада «Составляем рассказ по картине «Собака со щенятами»» Задачи: • развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине; • активизацию словаря по теме «Домашние животные». Ход НОД Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия описание и рассказ по картине, проведенного в старшей группе «Рассказ и описание по картине»
Опубликовано: 25 января 2023 в 08:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 февраля. День эрудита

 Сегодняшний праздник посвящен людям, которые проявляют всестороннюю образованность и широкие познания в разных областях.  Эрудиты способны не только механически запоминать большие объемы информации, но...

5 февраля. День пирамидки на МААМ

Что такое пирамидка? Это простейший первый конструктор для малышей. Пирамидка устроена таким образом, что неправильно собрать её у ребёнка попросту не получится. Так что можно и нужно дать ребёнку...


Горячие темочки