Елена Васина
Конспект занятия по аппликации «Украшение панара» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения мордовского костюма. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; наклеивать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать ножницами. Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.
Публикация «Конспект занятия по аппликации „Украшение панара“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Методические приемы: рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (украшение панара); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.
Материал: демонстрационный материал (элементы мордовского орнамента; куклы: эрзянка, мокшанка). Заготовки панаров (картон).Клей, цветная бумага, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Наклеивание орнаментов. Обсуждение последовательности выполнение работы. Пополнение словарного запаса.
Ход занятия:
Звучит музыка (мордовская).
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живём (В Мордовии) У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи и традиции.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто -то к нам стучится в дверь. Входите, пожалуйста.
Мордовские дети: Шумбратадо, тейтернеть ды цёрынеть!
Дети: Шумбратадо!
Воспитатель: Здравствуйте Наста и Викай. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях.
Наста: Мы тоже очень рада побывать у вас в гостях.
Воспитатель: Видно солнце с небосвода, дети водят хороводы. В хоровод и ты вставай, веселее подпевай!
Игра «В круги» («Кирькссэ»).
Содержание и правила игры.
Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становится в кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись!
После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
Воспитатель : Дети, посмотрите на костюмы мордовских детей из каких элементов состоит этот орнамент.
Дети : крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полувосьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток).
Воспитатель : Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?
Дети : Красный.
Воспитатель : Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?
Дети: Эрзя, мокша, шокша.
Воспитатель: Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».
Воспитатель: Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?
Дети : Рубахи шьют из холста; вышивают одинаковыми шерстяными нитями; одинаковый крой рубахи.
Воспитатель : А чем различаются?
Дети : Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки -кокошник.
Воспитатель : Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?
Рубаха - панар,
Передник - игельга паця,
Пояс - пулай,
Нагрудное украшение - сюлгамо,
Головной убор - паця коня.
Воспитатель : А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую и украсим орнаментом рубаху-панар. Вспомните, как надо работать с ножницами и клеем.
Воспитатель : Дети, приступайте к работе
Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.
Воспитатель : Заканчивайте работу. Дети выставляют свои работы на выставку.
Воспитатель : Подойдите поближе, полюбуйтесь на панары. Какие цвета вы использовали?
Дети: Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все цвета радуги.
Воспитатель: Чей панар вам понравился больше? Почему?
Викай:А нам понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера.
Воспитатель: наши ребята многое умеют. И любят поиграть.
Мордовская народная игра «Раю-раю»
Для игры выбирают двух детей – они изображают ворота; остальные играющие – Мать с Детьми. Те, кто изображает ворота, поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время Дети, встав паровозиком, за Матерью проходят в ворота. Изображающие ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом называют ему слова-пароли (по одному слову каждый, например один говорит «Щит!», а другой «Стрела»). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому человеку, чей пароль он выбрал. Когда Мать остается одна, Ворота громко спрашивают у нее: «Щит или стрела?» Мать отвечает и встает в одну из команд соответственно. После этого дети, изображающие ворота, встают лицом друг к другу и берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Наста : Мы рады нашему знакомству и предлагаем вам и дальше дружить, переписываться и встречаться.
Угощают детей.
Воспитатель: Я надеюсь, что после сегодняшней встречи ребята не забудут вас и с радостью будут с вами дружить.
Наста и Викай : Мы друг другу на прощанье скажем дружно—
Дети (хором): Вастомазонок (До свиданья)