МААМ-картинки

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Народные праздники. Масленица»

Нина Пилипчук
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Народные праздники. Масленица»

Тема: Народные праздники. Масленица

Цели: знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям.

Задачи:

• познакомиться с традицией празднования Масленицы, с народными традициями русской культуры;

• раскрыть духовный смысл Масленицы через знакомство с музыкальными произведениями, картинами русских художников;

• способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами;

Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе „Народные праздники, Масленица“» размещена в разделах

• развивать внимание, память, познавательную активность детей;

• прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Форма организации: фронтальная

Методы проведения: словесные, наглядные

Оборудование и материалы: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Масленица», подготовка материала к играм.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «теща», «золовка», «зять»; подготовка детей – «скоморохов» к занятию.

Ход ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово воспитателя:

Слайд 1. «Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины. "

А. С. Пушкин

- Так писал А. С. Пушкин в своей поэме "Евгений Онегин". Конечно, в преддверии праздника сегодня мы будем говорить о Масленице. Это самый веселый праздник, самый народный и сытный, который длится целую неделю.

Воспитатель: Слайд 2. Наши далекие предки - славяне поклонялись языческим богам и блины служили жертвоприношением богу Ярило. В те же далекие времена появилась традиция праздновать весеннее равноденствие, т. е. праздновать Масленицу. Символом Масленицы стали блины.

Слайд 3. Масленица приходится на неделю и буквально переполнена праздничными делами. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.

Слайд 4. Понедельник — встреча.

Воспитатель: В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Слайд 5. Вторник — заигpыш.

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления.

Слайд 6. Среда — лакомка.

Она открывала угощение во всех домах блинами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.

Слайд 7. Четверг — разгул (перелом, широкий четверг)

На этот день приходилась середина игр и веселья.

Слайд 8. Пятница — тещины вечера.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодым парням и девушкам в нахождении себе пары. В этот день зятья посещали своих тещ, для которых они пекли блины и устраивали настоящий пир.

Слайд 9. Суббота — золовкины посиделки.

В субботний день молодые невестки принимали у себя родных.

Слайд 10. Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем» : родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просить прощения за умышленные или случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году.

Слайд 11. При встрече говорили: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». Собеседник отвечал: «Да простит тебя Бог, и я прощаю». После чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Воспитатель: А теперь, ответьте на вопросы

1. Какой день называли целовальником? (воскресенье).

2. Какой из дней именовался "Разгул"? (четверг).

3. В этот день готовили чучело Масленицы… (понедельник).

4. Этот день знаменуется началом веселых игр и именуется "Заигрыш" (вторник).

5. В этот день молодые невестки принимали у себя родных (суббота).

Воспитатель: А сейчас мы пройдем в картинную галерею. Широкую Масленицу мы увидим сегодня глазами известных художников. Многие художники создавали картины на тему «Масленицы», но, самые яркие создали Б. М. Кустодиев и В. И. Суриков.

Слайд 12, 13, 14. Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.

Воспитатель: Ребята, о чем рассказывают нам картины Кустодиева? (ответы детей).

Воспитатель: Слайд 15. А это картина В. И. Сурикова “Взятие снежного городка”.

Снежный городок строился на площади города, села. Обычно он состоял из двух стен с воротами в виде арок между ними. Стены обливались водой. На воротах устанавливались разные фигуры, чаще это был петух. Участие принимали в этой игре мужчины. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Пешие защищали городок, а конные - атаковали. Взять городок можно было только разрушив его. Осаждаемые оборонялись ветками, метлами, лопатами; засыпали врагов снегом. Первый, кто прорывался через ворота, считался победителем.

Воспитатель: Слайд 16. Масленица нашла отражение и в музыке. Великий русский композитор П. И. Чайковский написал музыкальную пьесу «Февраль. Масленица».

1. Как вы думаете, ребята, что хотел передать в музыке автор?

2. Какие картины вы представляете, слушая пьесу?

3. Какое настроение создаёт у слушателя музыка?

Воспитатель: Слайд 17. Посмотрите, ребята, кто к нам в гости пришел. Это скоморохи.

Скоморох (1 ребенок) : Здравствуй, весна-краса!

Скоморох (2 ребенок) : Здравствуйте и вы, люди добрые. Мы скоморохи, пришли веселить да Масленицу праздновать.

Скоморох (1 ребенок) : Приезжай к нам в гости, Масленица,

На широкий двор, на горках покататься,

В блинах поваляться, сердцам потешаться!

Скоморох (2 ребенок) : Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня, на семидесяти семи санях,

На широкой лодочке, в город пировать!

Скоморох (1 ребенок) : Вот мы и позвали вену, а как встречать ее будем?

Скоморох (2 ребенок) : Как, как, а вот так!

Слайд 18. 1 игра «Скоморошки».

«Скоморохи» показывают различные движения: как медведи ходят, как гуси ходят, как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее, а дети повторяют.

2 игра «Сдуй яйцо».

Из числа детей выбираются несколько человек, которым предлагается сдуть через соломинку яйцо со стола.

Воспитатель: Милые скоморохи, вы проверили ребят на силу и ловкость. Теперь проверим их сообразительность!

Загадки:

1. Мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают (хлеб).

2. По небу ходит маляр без кисти. Краской желтой красит (солнце).

3. Все вокруг блины пекут, кушать вдоволь нам дают, и весну к нам созывают! (Масленица)

4. И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки -… (блины)

Скоморох (1 ребенок) : Вот пора пришла прощаться.

Скоморох (2 ребенок) : Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая, да на саночках расписных, да на кониках вороных, живешь, масленица, семь деньков, оставайся с нами семь годков!

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Мы говорили сегодня о веселом весеннем празднике – Масленице. Помните и сохраняйте традиции и обычаи нашего народа. И не забудьте рассказать о них своим родителям.

Ребята, а вам наше занятие о Масленице понравилось? А что понравилось больше всего?

Прикреплённые файлы:

maslenica_1llf6.pptx | 6338,29 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Дикие животные» Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Дикие животные» НОД ФЦКМ на тему: «Дикие животные» Программное содержание: Закреплять знания.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Домашние животные. Ферма» Программные задачи: познакомить с понятием «ферма», животными фермы; расширить представления о труде сельских жителей; пользе домашних животных.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Посуда» Конспект занятия. Тема: «Посуда» (подготовительная группа) Тема: «Посуда». Цели: Коррекционно – образовательные цели: 1. Уточнить и активизировать.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Сезонные изменения осени» Цель: Закрепить представления об осени, учить детей отвечать на вопросы по теме. Программные задачи: Активизация словаря по теме "Осень".

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Домашние животные» Программные задачи: познакомить с понятием «ферма», животными фермы; расширить представления о труде сельских жителей; пользе домашних животных.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Транспорт» Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения Коррекционно-образовательные: - закреплять знания о.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Строительные профессии» Программные задачи: Коррекционно-образовательные: уточнять и расширять знания детей о строительстве и профессиях строителей, активизировать.

Народные праздники на Руси Тема проекта: Народные праздники на Руси. «Масленица и пасха в детском саду» Тип проекта: долгосрочный, творческий, игровой, обучающий.

Народные праздники в ДОУ Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Народные праздники. Масленица»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 21:13
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД