Светлана Георгиевна Семехина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»
Конспект
занятия по формированию лексико-грамматических категорий
на тему : «Дикие животные и их детеныши»
Провела: Семехина Светлана Георгиевна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории.
г. Клин
2017 год
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: „Дикие животные и их детеныши“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Тема: Дикие животные и их детеныши. Группа детей с ТНР 5-6 лет.
Цель: закрепление названия домашних животных и их детенышей в лексико-грамматических категориях.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь по теме;
- формировать умение изменять имена существительные по числам и падежам;
- учить образовывать притяжательные имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными;
- закрепить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффиксов –ОНОК (-ЁНОК, -АТ (-ЯТ);
- закрепить использование в речи предлогов У, ЗА;
- закрепить употребление в речи простого нераспространенного предложения.
Коррекционные:
- формировать пространственные представления;
- формировать лексико-грамматический строй речи;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес и добрые чувства к животным, бережное отношение к природе.
Словарь:
Существительные: корова, коза, кошка, собака, лошадь, свинья, крольчиха, бык, козёл, баран, кот, пёс, конь, боров, кролик, теленок, козленок, ягненок, котенок, щенок, жеребенок, поросенок, крольчонок, ферма, фермер.
Прилагательные: коровья, овечья, кошачья, собачья, лошадиная, кроличья, длинногривая, рогатая, длинноухий, трудолюбивый.
Глаголы: ржет, жует, грызет, мычит, блеет, мяукает, лает, хрюкает, сторожит, скачет, мяукает, бодает.
Оборудование и материалы: предметные картинки, магнитная доска, фигурки домашних животных и их детенышей; макеты фермы и продуктов; картинки-символы, обозначающие лексико-грамматические игры.
I. Оргмомент.
Игра для формирования пространственных представлений «Расшалился наш зайчонок…»
- Расшалился наш зайчонок: лапку правую поднял, лапку левую поднял, ушко правое чесал, ушко левое чесал, носик вправо повернул, носик влево повернул…
- И послушные ребята найдут свои стульчики. У Насти на стульчике лиса и т. д.
II. Введение в тему.
- Ребята, назовите по порядку свои картинки. Мы повесим их на магнитную доску. А теперь назовем наши картинки одним словом. Кто это?
III. Лексико-грамматические игры и упражнения.
1. «Угадайте, кто это». Игра с использованием символом для обозначения слов-признаков и слов-действий.
Он большой, бурый, стоит, ревет. (медведь)
Он длинноухий, шустрый, скачет, грызет. (заяц)
Он серый, большой, рыскает, воет. (волк)
Она пушистая, рыжая, прыгает, грызет. (белка)
Она пушистая, рыжая, бегает, тявкает (лиса)
Он серый, колючий, ползает, сворачивается. (еж).
Он огромный, рогатый, ходит, жует. (лось)
2. Игра «Один – много»
Будем с вами мы играть
И слова называть.
Назову один предмет,
И кого попрошу,
Назовет их много… (Логопед называет дикое животное, дети образовывают форму множественного числа).
3. Игра «Назови ласково»
Будем с вами мы играть
И слова называть,
Назову я вам предмет,
И кого попрошу,
Скажет ласково. (Логопед называет дикое животное, дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму)
4. Знакомство с лесником, детенышами домашних животных.
- Мы вместе пойдем в лес. Нас встречает лесник.
У каждого зверя в лесу есть свой детеныш-ребенок.
В уютной берлоге живет с медведицей медвежонок,
И трется о маму-волчицу в логове серый волчонок,
А с рыжей мамой-лисой играет в норе лисенок,
Орешки в дупле грызет белкин сыночек – бельчонок.
У каждого зверя в лесу есть свой детеныш-ребенок.
- Ребята, скажите, у кого сынок бельчонок? И т. д.
ФИЗМИНУТКА. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Движения выполняются по тексту стихотворения.
Есть иголки у ежа,
А рога есть у лося,
Ушки длинные у зайки,
Зайка в ямке сидит
И ушами шевелит.
У лисы – пушистый хвост,
А медведь огромный, вот.
5. Игра «Кто где живет?».
- Угадайте, кто живет в берлоге? (в логове, в норе, под кустом, в дупле?
6. Игра «Жадина». С закрытыми глазками выбираем себе детеныша.
Будем с вами мы играть
И слова называть.
Каждый будет жадиной:
Мой, моя, моё, мои,
Всё себе скорей бери. (Логопед показывает символ игры).
7. Цепочка игр: «Чья это морда (уши, хвост?» - «Кто за кустом?» - - «Кого ищет лиса (белка и т. д. ?».
- Ребята, а в лесу мамы ищут своих детенышей. Чья это морда? Кто за кустом? Кого ищет лиса?
IV. Итог занятия.
- О ком мы сегодня говорили?
- Вспомните, с какими детенышами вы гуляли? Настя, кто был у Паши? Илья, кто был у Насти? И т. д.