Елена Маркина
«Звук и буква З». Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква [З]».
Цель: обучение чтению и письму слогов, слов и предложе
ний с буквой [з].
Задачи.
1. Познакомить с печатным и письменным вариантами буквы [з] и закрепить образ буквы.
2. Развивать умения производить полный фонемный и фонемно-буквенный анализ слов типа «ваза, коза, зонты» с использованием схем и кассы букв.
3. Учить читать слоги, слова и предложения с буквой [з].
Публикация «„Звук и буква З“, Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Учить писать строчную букву [з], слова и предложения с этой буквой.
Оборудование: доска, игрушка зайца, волшебная коробка, угощение для детей, прописи, кассы букв и слогов, наборное полотно с буквами, схемы фонемного анализа слов, подручный материал для конструирования буквы из верёвочки и пластилин, карточки с речевым материалом для чтения.
Речевой материал:
1) буквы :
- пройденные: А, У, М, X, О, С, П, К, В, Т, Н;Ы
- новая: З;
2) слоги для чтения: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ.
3) слова для фонемно-буквенного анализа : ваза, коза, зонты;
слова для чтения: ЗОНТ, КОЗА, ТАЗЫ, КОЗЫ, ВАЗА, ТАЗ, ЗАМОК, ЗАНОЗА, ЗАКАТ, ЗВОНОК.
4) предложения для чтения: У мамы таз. У Наты зонт. У Томы ваза. У Вовы замок. У Зазы сынок. У папы зонты. У воза коза. У Таты заноза. У Антона тазы.
5) слоги для записи: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ слова для записи: КОЗА, ЗОНТЫ, ВАЗА
6) предложения для записи: У Томы коза. У Наты зонт.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед (далее по тексту «Л») : Ребята послушайте загадку и скажите, кто придет к нам в гости.
Кто сидит среди травы? Уши выше головы! (Заяц)
А на какой звук начинается имя нашего героя? (на звук З).
Л: зайка принес волшебную коробочку с сюрпризом, но сюрприз он сейчас вам дать не может. Коробочку заколдовала злая волшебница и что бы коробочку расколдовать, то нужно выполнить все задания какие приготовил для вас зайка. Ребята вы готовы выполнять все задания, чтобы в конце занятия чары злой волшебницы исчезли и коробочка открылась?
Дети (далее по тексту «Д») : да!
2. Повторение пройденного:
Л: тогда давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже прошли.
Р; А; У; М; Х; О; С; П; К; В;Т; Н; Ы и ставим новую букву З (дети называют все пройденные буквы, а логопед выставляет их на доске) теперь давайте назовем гласные и согласные звуки.
а) отдельно называем гласные звуки;
б) согласные звуки.
Л: Зайка предлагает сыграть в игру «хлопни» если вы услышите звук З, то нужно хлопнут в ладоши.
3. Игра на фонематическое восприятие:
произносим звуки : А; М; Ы; З; Т; О;З; З; У; В; П; Ы; З.
характеристика звука «З»
А скажите звук «З», он какой?
Д: он согласный во рту встречает преграду зубки. Звук «З» звонкий, твердый и бывает мягкий «З’»
Л: а почему он звонкий?
Д: потому что когда мы произносим у нас дрожит горлышко.
4. Фонемный анализ слов: ваза, коза, зонты.
Л: предлагаю детям выполнить задание: с помощью фишек выложить слова ваза, коза, зонты. Задаем вопросы: где стоит звук «З» (начало, середина, конец).
Выделяем в каждом слове количество гласных, согласных звуков и расставляем ударения.
Л: с этим заданием вы справились, сейчас вас ждет знакомство с печатной буквой «З».
5. Знакомства с буквой «З» печатной.
Рассматриваем букву. На что она похожа?
«З» - не просто завитушка
«З» - пружинка, крендель, стружка.
На эту букву посмотрите, как можно изобразить букву с помощью пальцев рук. Постройте её так же из веревочки.
Написать букву пальчиком на ладони.
Куда «смотрит» буква «З»? (Влево).
6. Работа с разрезной азбукой на основе фонемно-буквенного анализа и синтеза :
а) Составление слогов и чтения их (ЗЫ; ЗА; ЗУ; ЗО; ЫЗ; АЗ; УЗ; ОЗ).
б) Составление слов из слогов, данных в беспорядке: ТЫ, ЗА, ЗОН, ВА, КО, ЗА. ( должны получиться слова: зонты, ваза, коза).
7. Чтение
а) Чтение слогов с буквой «З» (на доске) ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ.
б) Чтение слов с доски: ЗОНТ, КОЗА, ТАЗЫ, КОЗЫ, ВАЗА, ТАЗ, ЗАМОК, ЗАНОЗА, ЗАКАТ, ЗВОНОК.
8. Чтение предложений по цепочке (с доски).
У мамы таз. У Наты зонт. У Томы ваза. У Вовы замок. У Зазы сынок. У папы зонты. У воза коза. У Таты заноза. У Антона тазы. ( Задаем вопросы: сколько слов в предложении, почему слова написаны с большой буквы? Что в конце предложения должно стоять и почему)
Л: молодцы вы с заданиями справляетесь хорошо, а сейчас выходите и мы поиграем.
9. Физминитутка.
Зайка приглашает с ним поиграть (говорим текст и выполняем движения соответственно тексту).
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, раз-два, раз-два надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок-скок-скок.
Кто-то зайку испугал
Зайка прыг…. и убежал.
10. Знакомство письменной буквой «З».
Л: осталось совсем немного выполнить заданий для того, чтобы расколдовать нашу коробочку.
а) образец рукописной буквы «З» заглавной и маленькой. Сравниваем с печатной.
б) изображаем букву «З» на руке, в воздухе
в) конструируем из пластилина букву «З».
11. Письмо буквы «З».
Л: а сейчас мы будем писать букву «З».
а) копирование букву в «Прописях».
б) письмо слогов: ЗА,ЗО, ЗУ,ЗЫ.
в) письмо слов: КОЗА, ЗОНТЫ, ВАЗА.
г) письмо предложений: У Томы коза. У Наты зонт.
12. Подведение итогов:
Л: вот мы и подошли к концу наших заданий. Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня работали?
Д: мы сегодня работали со звуком и буквой «З» (она согласная, звонкая, бывает твердой и мягкой) .
Л: Вам понравились задания? Вы сегодня постарались, задания все выполнили хорошо, а давайте посмотрим. Может, чары злой волшебницы исчезли?
Смотрим и коробочка открылась, а в ней лежат угощения в виде печенья «буковки».
Зайка угощает всех детей печеньем.