Получи документы

«Звук и буква З». Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе

Елена Маркина
«Звук и буква З». Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе

Тема: «Звук и буква [З]».

Цель: обучение чтению и письму слогов, слов и предложе

ний с буквой [з].

Задачи.

1. Познакомить с печатным и письменным вариантами буквы [з] и закрепить образ буквы.

2. Развивать умения производить полный фонемный и фонемно-буквенный анализ слов типа «ваза, коза, зонты» с использованием схем и кассы букв.

3. Учить читать слоги, слова и предложения с буквой [з].

Публикация «„Звук и буква З“, Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе» размещена в разделах

4. Учить писать строчную букву [з], слова и предложения с этой буквой.

Оборудование: доска, игрушка зайца, волшебная коробка, угощение для детей, прописи, кассы букв и слогов, наборное полотно с буквами, схемы фонемного анализа слов, подручный материал для конструирования буквы из верёвочки и пластилин, карточки с речевым материалом для чтения.

Речевой материал:

1) буквы :

- пройденные: А, У, М, X, О, С, П, К, В, Т, Н;Ы

- новая: З;

2) слоги для чтения: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ.

3) слова для фонемно-буквенного анализа : ваза, коза, зонты;

слова для чтения: ЗОНТ, КОЗА, ТАЗЫ, КОЗЫ, ВАЗА, ТАЗ, ЗАМОК, ЗАНОЗА, ЗАКАТ, ЗВОНОК.

4) предложения для чтения: У мамы таз. У Наты зонт. У Томы ваза. У Вовы замок. У Зазы сынок. У папы зонты. У воза коза. У Таты заноза. У Антона тазы.

5) слоги для записи: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ слова для записи: КОЗА, ЗОНТЫ, ВАЗА

6) предложения для записи: У Томы коза. У Наты зонт.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед (далее по тексту «Л») : Ребята послушайте загадку и скажите, кто придет к нам в гости.

Кто сидит среди травы? Уши выше головы! (Заяц)

А на какой звук начинается имя нашего героя? (на звук З).

Л: зайка принес волшебную коробочку с сюрпризом, но сюрприз он сейчас вам дать не может. Коробочку заколдовала злая волшебница и что бы коробочку расколдовать, то нужно выполнить все задания какие приготовил для вас зайка. Ребята вы готовы выполнять все задания, чтобы в конце занятия чары злой волшебницы исчезли и коробочка открылась?

Дети (далее по тексту «Д») : да!

2. Повторение пройденного:

Л: тогда давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже прошли.

Р; А; У; М; Х; О; С; П; К; В;Т; Н; Ы и ставим новую букву З (дети называют все пройденные буквы, а логопед выставляет их на доске) теперь давайте назовем гласные и согласные звуки.

а) отдельно называем гласные звуки;

б) согласные звуки.

Л: Зайка предлагает сыграть в игру «хлопни» если вы услышите звук З, то нужно хлопнут в ладоши.

3. Игра на фонематическое восприятие:

произносим звуки : А; М; Ы; З; Т; О;З; З; У; В; П; Ы; З.

характеристика звука «З»

А скажите звук «З», он какой?

Д: он согласный во рту встречает преграду зубки. Звук «З» звонкий, твердый и бывает мягкий «З’»

Л: а почему он звонкий?

Д: потому что когда мы произносим у нас дрожит горлышко.

4. Фонемный анализ слов: ваза, коза, зонты.

Л: предлагаю детям выполнить задание: с помощью фишек выложить слова ваза, коза, зонты. Задаем вопросы: где стоит звук «З» (начало, середина, конец).

Выделяем в каждом слове количество гласных, согласных звуков и расставляем ударения.

Л: с этим заданием вы справились, сейчас вас ждет знакомство с печатной буквой «З».

5. Знакомства с буквой «З» печатной.

Рассматриваем букву. На что она похожа?

«З» - не просто завитушка

«З» - пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотрите, как можно изобразить букву с помощью пальцев рук. Постройте её так же из веревочки.

Написать букву пальчиком на ладони.

Куда «смотрит» буква «З»? (Влево).

6. Работа с разрезной азбукой на основе фонемно-буквенного анализа и синтеза :

а) Составление слогов и чтения их (ЗЫ; ЗА; ЗУ; ЗО; ЫЗ; АЗ; УЗ; ОЗ).

б) Составление слов из слогов, данных в беспорядке: ТЫ, ЗА, ЗОН, ВА, КО, ЗА. ( должны получиться слова: зонты, ваза, коза).

7. Чтение

а) Чтение слогов с буквой «З» (на доске) ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ.

б) Чтение слов с доски: ЗОНТ, КОЗА, ТАЗЫ, КОЗЫ, ВАЗА, ТАЗ, ЗАМОК, ЗАНОЗА, ЗАКАТ, ЗВОНОК.

8. Чтение предложений по цепочке (с доски).

У мамы таз. У Наты зонт. У Томы ваза. У Вовы замок. У Зазы сынок. У папы зонты. У воза коза. У Таты заноза. У Антона тазы. ( Задаем вопросы: сколько слов в предложении, почему слова написаны с большой буквы? Что в конце предложения должно стоять и почему)

Л: молодцы вы с заданиями справляетесь хорошо, а сейчас выходите и мы поиграем.

9. Физминитутка.

Зайка приглашает с ним поиграть (говорим текст и выполняем движения соответственно тексту).

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, раз-два, раз-два надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок-скок-скок.

Кто-то зайку испугал

Зайка прыг…. и убежал.

10. Знакомство письменной буквой «З».

Л: осталось совсем немного выполнить заданий для того, чтобы расколдовать нашу коробочку.

а) образец рукописной буквы «З» заглавной и маленькой. Сравниваем с печатной.

б) изображаем букву «З» на руке, в воздухе

в) конструируем из пластилина букву «З».

11. Письмо буквы «З».

Л: а сейчас мы будем писать букву «З».

а) копирование букву в «Прописях».

б) письмо слогов: ЗА,ЗО, ЗУ,ЗЫ.

в) письмо слов: КОЗА, ЗОНТЫ, ВАЗА.

г) письмо предложений: У Томы коза. У Наты зонт.

12. Подведение итогов:

Л: вот мы и подошли к концу наших заданий. Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня работали?

Д: мы сегодня работали со звуком и буквой «З» (она согласная, звонкая, бывает твердой и мягкой) .

Л: Вам понравились задания? Вы сегодня постарались, задания все выполнили хорошо, а давайте посмотрим. Может, чары злой волшебницы исчезли?

Смотрим и коробочка открылась, а в ней лежат угощения в виде печенья «буковки».

Зайка угощает всех детей печеньем.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте в логопедической группе Дата Тема занятия Методы и приемы работы по теме I период 11.09.2013 Обследование речи детей 18.09.2013 Обследование речи детей 25.09.2013.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звук и буква З». Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе
Опубликовано: 1 августа 2014 в 16:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД