Наталья Родионова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по художественно-эстетическому развитию
«Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?»
(старшая группа компенсирующей направленности)
Составила:
воспитатель
Родионова Наталья Владимировна
Арзамас
2016
Возрастная группа: старшая группа
Тип ООД: художественно-эстетическое развитие
Форма организации: подгрупповая
Цель. Приобщение детей к исконно русскому промыслу. Побуждение детей к художественному творчеству путем постановки интересных, творческих заданий.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?“» размещена в разделах
Программные задачи.
1. Коррекционно-образовательные. Создать условия для свободного эксперементирования с различными художественными материалами для росписи. Формировать умение расписывать фигуру животного, правильно располагать узор, выделяя элементы дымковской росписи. Совершенствовать умение выполнять работу в определенной последовательности. Упражнять в технике рисования. Вводить в речь слово «ярмарка», его значение; говорить полными предложениями; образовывать сложноподчиненные предложения; закреплять употребления предлога «из»; закреплять произношения звуков.
2. Коррекционно-развивающие. Содействовать развитию тонкой моторики, координации речи с движением. Способствовать развитию личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность). Развивать внимание, эстетическое восприятие.
3. Коррекционно-воспитательные. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление самим создавать изделия. Прививать интерес к русским обычаям. Воспитывать положительное эмоциональное отношение у детей к своей художественной деятельности.
Методическое обеспечение. Изделия русского народного промысла («Гжель», матрешки, «Городец», «Хохлома», «Дымка»); фигурки, вылепленные из глины; запись музыки; гуашь, кисточки.
Предварительная работа. Рассматривание дымковских глиняных игрушек, иллюстраций с их изображением; рисование и раскрашивание фигуры «Водоноска»; лепка фигур (курочка, конь, козлик).
Учебно-методический комплект.
1 Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО». – Воронеж, 2008.
2 Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». – Москва, 2003.
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что такое ярмарка?
Дети: На ярмарке собираются разные люди, чтобы пошутить, посмеяться, песни петь. На ярмарке продают и покупают всякие товары. Сюда приходят артисты, музыканты, художники.
Воспитатель: Да, ярмарка – это веселый праздник, где можно повеселиться, продать и купить понравившиеся товары.
(раздается мелодия)
Воспитатель: Слышите, это ярмарка нас приглашает веселой озорной музыкой. Пойдемте?
(встречают два скомороха)
1 Мы – ребята удалые,
Мы – ребята озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Мы игрушки продаем!
2 А на ярмарке товары…
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша,
До чего же хороша!
Воспитатель: Все товары хороши!
Что угодно для души!
Чьи изделия, узнайте!
(Дети проходят на ярмарку. Стоят столы, на которых расположены изделия народного промысла: гжель, хохлома, матрешки, городец, дымка. Дети подходят к каждому столу, рассматривают.)
-Мы – матрешки, мы – сестрички,
Мы – толстушки невелички,
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
- Синяя сказка глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и веселье.
Русская звонкая Гжель!
- Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
- Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
(Дети останавливаются около стола, на котором стоят дымковские игрушки, некоторые из них не расписанные)
Воспитатель: Остановимся здесь, и я вам предлагаю рассмотреть игрушки и высказать, где они были сделаны.
- Лепили здесь из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно расписные.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право!
Воспитатель: Да, все эти животные и птицы сделаны в селе Дымка. Назовите, кто это?
Дети: Индюк, петушок, барышня, кони, курочки, козлики.
Воспитатель: А как вы узнали, что это конь, козлик, курица?
Дети: Это конь, потому что у него изогнутая шея, грива, хвост. Это козлик, потому что у него большие рога. Это курочка, потому что у нее гребешок, хвост.
Воспитатель: Скажите, из каких элементов состоят узоры дымковской росписи?
Дети: Из кругов, из колец, из точек, их полос, из волнистых линий.
Воспитатель: Назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера?
Дети: Красный, оранжевый, желтый, синий и т. д.
Воспитатель: Как много разных ярких красок в узорах! Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Поэтому игрушки такие радостные и веселые даже и в пасмурный день.
Воспитатель: А какая же ярмарка без карусели.
(Проводится игра «Карусели»)
- Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом кругом-кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: На ярмарке не только веселье, но и умение!
Ребята, а не хотите ли вы, чтобы и эти игрушки были яркими и веселыми?
(Дети берут игрушки и присаживаются за столы)
Воспитатель: Я знаю, что вы взрослые и умеете все выполнять точно, аккуратно, с большим вниманием. Вам помогут наши помощники: гуашь, кисточки, зоркие глазки, умелые пальчики.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: Вначале вы выложите узор на трафарете.
(Проводится д/игра «Выложи узор». Воспитатель у каждого ребенка смотрит составленный узор)
Воспитатель: А теперь приступайте к работе. Помните, что игрушка должна получиться нарядной, красочной.
(Во время самостоятельной работы детей воспитатель следит за техникой рисования, за последовательностью выполнения рисунка, при затруднениях советует посмотреть на образец)
Воспитатель: Ну-ка, мастера, покажите свою работу!
(Дети выставляют свои работы на стол, рассматривают)
Воспитатель: Давайте посмотрим, все ли они похожи на дымковские игрушки?
- Что вы скажите про этого коня?
- Что вы думаете об этой игрушке?
- Эта игрушка похожа на дымковскую? И т. д.
(Ответы детей)
Воспитатель: Так скажите нам, откуда появилось это чудо?
Дети: Из села дымка.
Воспитатель: Живет и восхищает людей дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. И невозможно не согласится с теми, кто глядя на любую игрушку, восклицает: «Глазам радость, душе отрада!»
Мне очень понравились ваши игрушки. Разрешите-ка купить их у вас?. Вы игрушки, я вам – сладкое угощение.
Воспитатель: (звенит колокольчиком). Ярмарка закрывается, и нам пора.