Папки-передвижки

Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Почему у елки острые иголки»

Ольга Ван
Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Почему у елки острые иголки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности

Задачи:

- продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам;

- упражнять в использовании разнообразных методов исследования;

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Почему у елки острые иголки“» размещена в разделах

- упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами описания;

- проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Материал и оборудование:

Картинка с темой исследования – елка; карточки с символическим изображением «методов исследования»

Ноутбук, детские энциклопедии, презентация «Одним цветом зимой и летом»

Ход

I.Мотивация.

Выбор темы

Под музыку из мультфильма появляется Нолик, здоровается с детьми.

Воспитатель. Нолик, а ты почему такой задумчивый?

Нолик. Ребята, на уроке в школе Фиксиков мы выучили скороговорку «У елки иголки колки». Мне стало интересно, а почему у всех деревьев листья, а у елки иголки? (3) Почему они такие колючие?

II. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

Воспитатель. Какой интересный вопрос задал нам Нолик. Ребята, мы можем на него сразу ответить?

Дети. Нет

Воспитатель. Что нам для этого нужно?

Дети. Провести исследование

(на экране появляется изображение ёлки)

Воспитатель. Ребята, где можно встретить елку?

Дети. В хвойном лесу

Воспитатель. Почему лес называют хвойным?

Дети. На ветках вместо листьев растут иголки, хвоя

Воспитатель. Я предлагаю отправиться в лес и на месте разобраться (под музыку зимнего леса дети попадают в хвойный лес) (4)

На столе дети рассматривают картинки хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы, кедра, пихты.

Воспитатель. Как называются эти деревья?

Дети. Пихта, сосна, лиственница, кедр.

Воспитатель. Чем отличаются эти деревья.

Воспитатель. Посмотрите на ветку елки, как вы думаете, зачем елке иголки?

Высказывайте свои предположения (ответы детей). Как ученые называют эти предположения?

Дети: гипотезами, которые необходимо проверить.

Воспитатель: вспомните, с каких слов начинаются гипотезы. (5)

Дети: перечисляют

Предположим, иголки нужны для защиты от вредителей.

Допустим: иголки - это форма листьев.

Возможно: иголки нужны дереву для красоты, иголки – это наряд елки.

III. определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

Воспитатель. Ребята, вспомните и назовите методы, с помощью которых можно проверить ваши гипотезы. (6)

IV. Планирование деятельности

Составление плана исследования

Воспитатель: Что делают ученые, что провести настоящее исследование.

Дети: составляют план исследования.

Воспитатель: составьте план исследования. Определите, в каком порядке будем использовать методы исследования. (7)

Воспитатель: Что у нас получилось? (план исследования) Назовите по порядку методы.

Мы с Вами составили план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем собирать информацию о елочке.

V. Осуществление деятельности

Сбор материала

Воспитатель. А что исследователи делают при сборе информации, чтобы ее не забыть?

Дети: кратко фиксируют результаты в своих папках.

Воспитатель: с помощью чего мы будем это делать?

Дети. с помощью рисунков, значков, символов, схем полученную информацию.

Воспитатель: назовите первый метод

Дети: «Подумать самостоятельно» (8)

Воспитатель. Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о елках?

Дети. Елка всегда зеленая. На ветках растут зеленые иголки, шишки. На елке живут белка и клест.

Воспитатель. Где можно встретить елку? Как называется лес, где растут одни елки?

Дети. Ельник.

(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о ели).

Воспитатель: что мы пометим …. Не забывайте рисовать только самое основное. (9)

Воспитатель. Ребята, давайте обратимся к нашему плану нашего исследования. Назовите второй метод исследования («Посмотреть в книге»). (10)

Как мы можем воспользоваться этим методом?

Дети. Попросить взрослого прочитать в книге, посмотреть картинки.

Воспитатель. Я вам предлагаю послушать отрывок из книги Н. А. Рыжовой «Деревья: от Акации до Ясеня» : «Темные, отдаленные участки елового леса выбирают для зимней спячки медведи. С ельниками связаны многие птицы. Мухоловки-пеструшки ловят на лету насекомых. Зимой семена поедают синицы. Клесты - еловики выковыривают клювом-клещами семена из шишек. Насекомых, спрятавшихся под корой в древесине, ищет большой пестрый дятел. Не прочь отведать семян и белка».

Воспитатель: Какие места выбирают для зимней спячки медведи? Какие птицы связаны с ельником? Какую пользу приносит дятел лесу? Чем питается белка? (11)

Дети: для многих (птиц, животных) обитателей леса елка служит пищей, домом или укрытием) (12).

Воспитатель: зафиксируйте кратко свои результаты (что фиксируем на данном методе (13)

Воспитатель. Ребята, давайте обратимся к плану нашего исследования. Какой следующий метод?

Дети: «Посмотреть фильм» (14)

Воспитатель: Предлагаю посмотреть фильм «Почему у елки иголки (15)

Воспитатель. Какие бывают деревья?

Дети. Хвойные и лиственные.

Воспитатель. Чем они отличаются?

Дети. У лиственных деревьев – листья, а у хвойных иголки. Иголка – это такая форма листа для елки. Иголки тонкие и узкие, очень плотные.

Воспитатель. Что происходит с деревьями осенью?

Дети. Они сбрасывают листья, готовятся к зиме.

Воспитатель. Верно. Листья на деревьях широкие, тяжелые, им требуется много воды. Если лиственные деревья не будут сбрасывать листья - зимой они высохнут. (16)

Физминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши). Ели – елки – елочки (руки вверх, в стороны, вниз). Лежат на елях небеса (руки вверх, встать на носочки). На елках – птичьи голоса (руки в стороны, махи руками). Внизу на елочках – роса (руки вниз – присели).

Воспитатель: переходим к следующему методу. Назовите его. (17)

Дети: «Спросить у другого человека»

Воспитатель. Давайте подумаем, какой вопрос мы зададим? Вспомните, какие гипотезы вы выдвигали, нам нужно их проверить.

Дети: Почему на Новый год украшают елку, а не березу? (18)

Вывод: береза зимой с голыми ветками, выглядит уныло, как и другие лиственные деревья. Ель зимой единственная из всех деревьев пушистая, радует нас зеленым нарядом.

Воспитатель. Кратко зафиксируйте полученную информацию. (19)

Воспитатель. Ребята, давайте обратимся к плану нашего исследования. Назовите пятый метод исследования «Наблюдение» (20)

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, сколько лет живет елка?

Дети: много, елка растет всю жизнь.

Воспитатель: Верно, елка растет всю жизнь, иногда это 200 – 300 лет. В ельнике растут разные растения, и взрослые деревья, и молодые.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли определить возраст ели? Хотите увидеть, как это происходит? Каждый год на елке вырастает новый ярус веток. (21)

Дети: Если посчитать ярусы снизу вверх, то можно определить, сколько елочке лет.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько лет нашей елке.

Какой мы можем сделать вывод - для того, чтобы узнать возраст елки – достаточно посчитать количество крупных веток на стволе дерева.

Воспитатель: кратко зафиксируйте результаты в папках (22).

Воспитатель. Ребята, давайте обратимся к плану нашего исследования. Назовите 6 метод исследования - «эксперимент» (23).

Воспитатель: сейчас мы проведем эксперимент на тему «Почему елка зимой и летом одним цветом» и выясним, почему хвоинки всегда зеленые. Возьмите хвоинки и положите внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Дети. На ткани появились зеленые пятна – хлорофилл (24)

Воспитатель. Верно, это зеленое вещество называется хлорофилл. Оно и окрашивает хвою в зеленый цвет. Осенью, когда на улице становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому они опадают. Хвоинка покрыта специальным воском, влага испаряется с ее поверхности очень медленно. Поэтому зимой, когда воды мало, только такие деревья могут позволить себе сохранить листья и оставаться зелеными. Вот почему ель считали священным деревом и наряжали к празднику.

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы увидеть хлорофилл?

Дети. Да

Воспитатель. Тогда я предлагаю обратиться к пиомощи цифрового микроскопа (слайд с микроскопа).

6. Результат

Обобщение полученных данных (25).

Воспитатель. Мы завершили наше исследование.

Что мы узнали про ель? Потвердились ли наши гипотезы?

Воспитатель. Теперь я предлагаю рассказать о нашем проведенном исследовании. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми.

Вывод: ель – это вечнозеленое растение, которое растет всю жизнь. Иголка – это такой листочек елки, только очень узкий. Благодаря иголкам ели нужно меньше воды, чем лиственным деревьям, поэтому елка остается зеленой и пушистой круглый год. Для многих обитателей леса ель служит пищей, домом или укрытием.

Публикации по теме:

Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Выступление на педагогическом совете МДОУ. В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит проблема развития.

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». В концепции модернизации.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Камни» для детей старшего дошкольного возраста Дорофеева Н. А. воспитатель группа «Пчелки» Цель: продолжать знакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух-невидимка» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Задачи образовательные: - способствовать обогащению.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Почему стакан не разбился?» Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема занятия: Почему стакан не разбился? Цель: Формирование.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности «Идет волшебница зима» Цель: знакомить с жанром живописи «пейзаж». Образовательные задачи: учить самостоятельно придумывать и составлять композицию рисунка; познакомить.

Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений,.

Модель центра исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста .

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса.

Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Почему у елки острые иголки»
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 12:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Почему у елки острые иголки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ван (УИ 115540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД