Татьяна Фирсова
Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе «В гостях у хозяйки медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе
Тема : «В гостях у хозяйки медной горы»
Цель: Развивать познавательный интерес и активность детей.
Задачи:
• Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов.
• Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню.
• Воспитывать бережное отношение ко живой и неживой природе.
Речевое развитие:
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе „В гостях у хозяйки медной горы“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Развивать диалогическую форму речи.
• Закреплять умение отвечать на вопросы.
• Активизация словаря: камень, вулкан, лава, кратер.
Социально-коммуникативное развитие:
• Поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активной деятельности.
• Продолжать формировать умения соблюдать элементарные правила поведения.
Физическое развитие:
• Развивать двигательную активность, координацию движений, умение сочетать слово с движением, ориентироваться в пространстве.
Предварительная работа:
• Рассматривание коллекции камней.
• Беседы об этих объектах природы.
• Чтение художественный произведений (небольших рассказов, сказок).
Методы и приемы:
Практические: исследование, опыты, рассматривание.
Словесные: беседа, ситуативный разговор, чтение, вопросы.
Материалы и оборудование: ,камешки, письмо, трубочки, пемза, тазик с водой, каменный уголь
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам прислали письмо и вот эту посылку.
Хотите узнать, что в ней?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, давайте сядем на стульчики, чтобы всем было слышно,
и я начну читать письмо.
«Здравствуйте дорогие дети!
Я, Хозяйка Медной горы, отправляю вам посылку. Открыть, вы её сможете только тогда, когда отгадаете загадку:
Воспитатель: дети вы готовы отгадать загадку?
Дети: Мы любим отгадывать загадки.
Воспитатель: (читает загадку)
В серёжках у мамы огнём горит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в ройке годиться на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
До встречи!
Дети: Ответы детей. (камешки)
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите в посылке камни. Значит, вы правильно отгадали загадку. Теперь давайте побеседуем и рассмотрим камни.
У нашей с вами, земли есть одежда. Она состоит из камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где много- много камней возвышаются горы. В воде тоже очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. А вы хотите построить маленькую гору в воде?
Ответы детей. Хотим!
(воспитатель поводит детей к столу, где стоит таз с водой и набор камешков и трубочки для коктейлей)
Экспериментирование 1.
Воспитатель: Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровно?
Дети: Потому что в воде они скользкие и гладкие.
Воспитатель: Да правильно, такими их делает вода.
(Дети строят гору)
Воспитатель: Как известно, камень очень прочен, и жизнь его долгая, но всё же не вечная. Камень может появиться на свет с огромной скалой, горой. Но время, вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем в более маленькие камни, камешки, щебёнку и, наконец, песок. Давайте возьмём трубочки, наберём воздуха и создадим бурю на море. Гора начинает разрушаться на глазах у детей.
Воспитатель: А сейчас предлагаю пройти за свои столы. На столах лежат разные камни на тарелочках.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где здесь морские камешки. Какие они? Почему они такие?
Дети: Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Гладкими их сделали морские волны.
Экспериментирование 2.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, пахнут ли камни? Возьмите два крупных камня и постучите ими друг о друга, затем понюхаем.
Дети: (Морские пахнут морем, нечем не пахнут)
Воспитатель: А теперь давайте отдохнём на нашем коврике. Воспитатель стоит в центре ковра и предлагает детям обняться. (звучит музыка, шум волн, ветра, дождика)
Физкультминутка.
Стоит гора высокая, - поднимают руки вверх
Стоит гора широкая. – разводят руки в стороны
Её ветер обдувает, - обмахивают кистями рук
Её дождик поливает, - встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает. - вдох, выдох
Камешки теряет. --- Часть детей отделяется от горы,
Катятся, катятся камешки прочь. --- Отодвигается в сторону: приседают.
Раскатись камешки, и с той поры
Ничего не осталось
От нашей горы! --- Двумя руками показывают на опустевшее место.
Воспитатель: А сейчас давайте подойдем к нашим столикам закроем глаза и представим себя морским камешком, лежащим на береге моря (звучит «Морской прибой»).
Воспитатель: Вам понравилось быть камешком?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: Я хочу познакомить вас с пористым белым камешком. Кто знает, что это за камень?
Ответы детей: (пемза).
Воспитатель: Пемза родом из кратера вулкана. Она так и называется – вулканическая порода. Возникла она во время извержения вулкана. Проснувшийся вулкан выбрасывает в воздух куски затвердевшей лавы и раскалённых газов. Лава застывает почти мгновенно после выброса. А газы, которыми она была перемешена, делают её пористой. Отсюда в пемзе столько много «дырочек». Ребята, как вы думаете, пемза тонет или нет?
Ответы детей. Да, нет.
Воспитатель: мнения у вас разделись, тогда давайте проверим?
Дети: давайте.
Экспериментирование 3.
Воспитатель: Дети берите кусочек пемзы и опускайте её в воду. Почему пемза не тонет?
Дети: пористой пемзы делает её «непотопляемой». (Дети вытирают рук.)
Воспитатель: сейчас я вас познакомлю ещё с одним очень интересным камнем. Но сначала отгадайте загадку.
С виду неприглядный камень.
Это очень – нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.
Дети: (Уголь).
Воспитатель: Да это каменный уголь. Найдите его на тарелочке и возьмите его в руку. Скажите, какой он?
Дети: чёрный, пачкается, шершавый, немножко блестящий.
Воспитатель: Как вы думаете, он прочный? Давайте проверим. Воспитатель разбивает камень. Да каменный уголь твёрдый, но он не такой прочный, как, например морской камешек. Каменный уголь это не просто камень, а это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много, много лет образуется каменный уголь. А что с ним произойдет, когда мы опустим его в воду?
Предположения детей. (раствориться, вода будет черной, утонит. и т. д.).
Экспериментирование 4.
Воспитатель: Давайте проверять, опустим его в стакан с водой. Что произойдёт?
Дети: Каменный уголь утонул. Он тяжёлый.
Воспитатель: Как выдумаете, каменный уголь растворяется в воде или нет? Как можно проверить?
Дети: можно помешать палочкой.
Воспитатель: Меняет ли вода цвет?
Ответы детей (уголь не растворяется).
Воспитатель: Запомните: каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей. А теперь возьмите каменный уголь и попробуйте им нарисовать, что ни - будь на бумаге. Дети: им хорошо рисовать.
Воспитатель: правильно. Углем хорошо рисовать и эти пользуются некоторые художники.
Рефлексия
Воспитатель: сегодня мы познакомились с разными камнями. Кто может мне назвать их?
Ребенок: Морские, пемза, каменный уголь.
Воспитатель: Откуда появилась пемза?
Ребенок: Из кратера вулкана.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Но есть камешки и шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами, есть которые можно рисовать, а есть, которые не тонут – такие как пемза. А что вам особенно запомнилось?
Ответы детей. (ответы могут быть разнообразными)
Воспитатель: мне тоже понравились наши эксперименты и то как вы сегодня работали. Молодцы!