Папки-передвижки

Конспект занятия по исследовательской работе в старшей группе детского сада «Для чего птице перья?»

Алла Одинцова
Конспект занятия по исследовательской работе в старшей группе детского сада «Для чего птице перья?»

Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья.

Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.

Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.

Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для : полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.

Публикация «Конспект занятия по исследовательской работе в старшей группе детского сада „Для чего птице перья?“» размещена в разделах

Новизна: комплексная исследовательская деятельность.

Задачи исследования :

- изучить материал в энциклопедической литературе;

- выяснить особенности оперения птиц;

- изучить строение и назначение перьев птиц;

- сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;

- выяснить значение перьев в жизни птиц.

Организация развивающей среды:

1. Коробка для исследований

2. Перья : маховые, пуховые

3. Камни

4. молнии

5. Емкость с водой, растительным маслом

6. Лупы, проволока, кисточки

7. Ножницы, клеенка

8. Гуашь, силуэты птиц в полете

9. Цветные перья

1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель вносит коробку для исследований

-Ребята как вы думаете, что находится в коробке? (предположения детей).

Загадываю загадку:

«По лесу летало, в воде бултыхалось.

В воду упало и сухим стало

Перо.

Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.

- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.

Дети проходят за столы.

- Чем отличаются птицы от диких зверей?

(Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело звере покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)

Поставить на доску схему оперения птиц.

- Тело птиц покрыто перьями.

- С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета).

Показ крыльев разных птиц.

- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)

2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.

- Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).

- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».

- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)

- Перо легкое или тяжелое?

Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень. Вывод: перо легче, чем камень.

- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)

- Как вы думаете, почему перо легкое? ( Предположения детей: стержень пустой.)

- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера - внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)

- Стержень пустой, поэтому перо легкое.

- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)

- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

- Какие еще перья лежат у вас на столе?

- Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).

Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)

- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)

- Проверим, какое перо легче - перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее - пуховое или маховое?

Предложите ребёнку подуть на перо. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.

- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)

- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)

Давайте проведем эксперимент.

- Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, пипеткой капаем на перо. Вода скатывается каплями.)

«Как с гуся вода»

- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)

Ролик «Экологическая катастрофа»

- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)

- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)

- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.

3 ЧАСТЬ.

- Где в быту нам может пригодиться перо?

- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.

- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.

- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).

ИТОГ.

- Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).

Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья.

Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.

Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.

Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для : полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.

Новизна: комплексная исследовательская деятельность.

Задачи исследования :

- изучить материал в энциклопедической литературе;

- выяснить особенности оперения птиц;

- изучить строение и назначение перьев птиц;

- сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;

- выяснить значение перьев в жизни птиц.

Организация развивающей среды:

1. Коробка для исследований

2. Перья : маховые, пуховые

3. Камни

4. молнии

5. Емкость с водой, растительным маслом

6. Лупы, проволока, кисточки

7. Ножницы, клеенка

8. Гуашь, силуэты птиц в полете

9. Цветные перья

1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель вносит коробку для исследований

-Ребята как вы думаете, что находится в коробке? (предположения детей).

Загадываю загадку:

«По лесу летало, в воде бултыхалось.

В воду упало и сухим стало

Перо.

Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.

- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.

Дети проходят за столы.

- Чем отличаются птицы от диких зверей?

(Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело звере покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)

Поставить на доску схему оперения птиц.

- Тело птиц покрыто перьями.

- С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета).

Показ крыльев разных птиц.

- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)

2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.

- Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).

- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».

- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)

- Перо легкое или тяжелое?

Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень. Вывод: перо легче, чем камень.

- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)

- Как вы думаете, почему перо легкое? ( Предположения детей: стержень пустой.)

- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера - внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)

- Стержень пустой, поэтому перо легкое.

- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)

- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

- Какие еще перья лежат у вас на столе?

- Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).

Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)

- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)

- Проверим, какое перо легче - перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее - пуховое или маховое?

Предложите ребёнку подуть на перо. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.

- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)

- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)

Давайте проведем эксперимент.

- Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, пипеткой капаем на перо. Вода скатывается каплями.)

«Как с гуся вода»

- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)

Ролик «Экологическая катастрофа»

- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)

- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)

- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.

3 ЧАСТЬ.

- Где в быту нам может пригодиться перо?

- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.

- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.

- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).

ИТОГ.

- Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе детского сада «Как мы делали снег» «Путешествие в Лабораторию. Изготовление искусственного снега» (НОД проведена в игровой форме со всеми детьми в количестве 24 чел; 2 девочки.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Чего не купишь за деньги?» Задачи: • формирование представлений детей о нематериальных ценностях, о том, что не всё можно купить за деньги; • формирование представлений.

Конспект занятия «Осень разноцветная» в старшей группе детского сада Цель: формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Задачи: - закрепить представления.

Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада «Овощная ярмарка»Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада «Овощная ярмарка» Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада, тема «Овощная ярмарка» Автор занятия: воспитатель старшей группы Морозова Н. С.

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского садаКонспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление,.

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Автор:Хасанзянова Зиля Ильясовна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 «Умырзая».

Конспект занятия в старшей группе детского сада «Покормите птиц зимой»Конспект занятия в старшей группе детского сада «Покормите птиц зимой» Конспект занятия в старшей группе детского сада «Покормите птиц зимой» Цель: расширение представлений о зимующих птицах родного края, формировать.

Конспект занятия «Наблюдение за березой» в старшей группе детского садаКонспект занятия «Наблюдение за березой» в старшей группе детского сада Цель: - продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; - воспитывать бережное отношение.

Конспект занятия «Наблюдение за кошкой» в старшей группе детского садаКонспект занятия «Наблюдение за кошкой» в старшей группе детского сада Цель: - закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; - воспитывать гуманные чувства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской работе в старшей группе детского сада «Для чего птице перья?»
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 10:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД