Ольга Мамонова
Конспект занятия «Наблюдение за березой» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
- воспитывать бережное отношение к дереву как к живому объекту природы.
Ход наблюдения
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она весну встречает -
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь? (Березка.)
Публикация «Конспект занятия „Наблюдение за березой“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
2. Беседа о березе.
Воспитатель: Мы поговорим сегодня о березе. На участке нашего сада вы можете увидеть несколько этих деревьев. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые дерево дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева.
Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрытые, толстой грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветви развиваются по ветру, словно девичьи косы.
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья. И они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.
Послушайте стихотворение.
Моя береза
Каждый день я вижу
И нет подруги ближе,
Милее, чем она!
Зеленой легкой дымкой
Окуталась весной,
И ветер-невидимка
Колышет лист резной.
А летним днем струится
Она живым шатром,
В листве щебечут птицы,
Порхая за окном.
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем,
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Укрытая снегами,
Стоит она зимой
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной.
Береза - щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню.
А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи во время раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже в воде.
В старину в деревнях темными долгими вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукодельем: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в банях - хворь выгоняли.
Некопаный колодец - сладкий и целебный. Березовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лестных обитателей.
Звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Ответьте на вопросы:
- Как выглядит береза?
- Как использовали березу в старину?
- Что делают люди из бересты?
- Кто любит угощаться березовым соком?
- Что происходит с березой осенью?
Воспитатель предлагает детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.
Список использованных источников
1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - С. 30.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о деревьях и кустарниках с детьми 5-8 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2018. - С. 11-15.