Наталья Чекушкина
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Выездновский д/ сад №1
(с. Новый Усад)
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе
Тема:
«Золотая хохлома»
Воспитатель старшей
разновозрастной группы :
Чекушкина Н. А.
-Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством- хохломской росписью, ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.
-Изобразительные задачи :
учить детей составлять узор на готовой форме, располагать узор по всему изделию, рисовать узор в определенной последовательности с основными элементами росписи (ягоды, листья, цветы, бутоны) с второстепенными элементами (ведущая линия, травка, тычки,и отводочной линией.
-Технические задачи:
закреплять способы рисования гуашью.
-Воспитательные задачи:
вызвать интерес детей к народному искусству, вызвать эмоциональное восприятие детьми предметов народного творчества.
-Материал:
детей миски, вырезанные из бумаги, краски гуашь, мягкие кисти.
-Предварительная работа:
повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве.
Ход занятия:
1 часть
У детей на столах расставлены хохломские изделия
-Ребята, перед вами золотая хохлома, как вы думаете, почему эти изделия названы золотыми, ведь они сделаны из дерева?
Дети рассматривают предметы.
-Правильно, потому, что у одних предметов золотой фон, у других золотые узоры.
-А кто знает, почему эти красивые предметы называют хохломскими?
Послушайте рассказ про Хохлому и про одного замечательного мастера - Степана Павловича Веселова.
«В заволжских лесах, в селе Семине и во многих деревнях вокруг издавна процветает хохломской промысел по дереву. Свое название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда мастера свозили для продажи свой товар.
Традиции в изготовлении и росписи изделий передавали из поколения в поколение. «Я от отца, отец от деде, так у нас в Хохломе и велось», - рассказывает Веселов. Работать Степан Павлович начал рано. Уже семи лет заходил в красильню к отцу. «Труд свой полюбил я с раннего детства. Сижу, бывало на лавке около отца, смотрю как он работает. И как-то он спрашивает: «Что, Степашка, писать хочется? – Хочется, тятя, - отвечаю ему. Сделал он мне кисть из беличьих хвостов и краску дал. Напишет отец цветок, а я стараюсь лучше повторить. Когда выучился, стал помогать отцу. Приходят соседи, поглядят, да и скажут: «никак Степашка лучше отца стал писать!»
Уже много лет работает Веселов в артели хохломской росписи. Весь дом его украшен. На стенах панно с птицами. Дверь, ведущая в дом, и даже та с росписью. «Это- чтоб веселей было», - поясняет мастер.
Чаши, миски, шкатулки, вазы сначала вытачивают их дерева. Чтобы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо поверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной в воде глиной. А когда грунт высохнет, обмакнет мастер клок пакли в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и
блестящей. Затем поставит ее в печь, и лишь высохнет – начнет покрывать олифой несколько раз. А затем чашу лудят. Куском овчины натирают порошком алюминия, и чаша становится серебристой. Вот как много работы надо проделать, чтобы подготовить изделие к росписи. Когда все готово, возьмет Степан Павлович «серебряную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове, как изложить на ней рисунок, чтобы роспись сочеталась с ее формой. Больше всего он любит рисовать кудрявую травку.
«Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состоим. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встрепенулась, глядит - озирается». Когда роспись закончена, мастер ставит чаши в печь - калить. От жара серебряная посуда становится золотой. Вот так рождаются замечательные золотые чаши, миски и много другой посуды и изделий. Степан Павлович научил многих хохломскому искусству. Он с радостью делился своими знаниями с молодежью. Он говорил: «Учитесь у стариков да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
-ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о таких замечательных мастерах, как Степан Павлович Веселов?
(«Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит», «Хорошая работа два века живет»)
-Давайте еще раз рассмотрим хохломские изделия. Какие можно выделить основные элементы узора?
(Ягоды, листья, цветы, бутоны);
-Назовите второстепенные элементы росписи?
(ведущая линия, травка, тычки).
-Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с годами, листьями и цветами. Травка занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками. («Как осока под ветром»). В узорах встречаются изображения птиц, рыб. Край, украшенный прямой красной каймой.
-Обратите внимание, в хохломской росписи четыре главных цвета: красный, Черный желтый и зеленый, а золотой – это фон который получается при обжиге посуды, наш серебристый порошок превращается в золотой.
-После небольшого перерыва мы будем учиться хохломской росписи.
2 часть
-Ребята, посмотрите какая у меня есть миска.
-Каким узором она украшена?
-Как вы узнали, что хохломским? (цвет; элементы, узор)
-Сегодня мы будем учиться украшать хохломским узором низкую миску. Рассмотрите на ней узор. Внизу и вверху нарисованы простые полоски - это кайма.
-Из чего состоит узор на миске? (из веток с ягодами, листиками, из завитков и травки) .
-Давайте рассмотрим ветку, как расположены на ветке ягоды и листики – по три, рядом, где расположены завитки и травка (вдоль всей веточки, назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора на золотой миске (Черный, красный, желтый, зеленый)
-Посмотрите, в каком порядке следует рисовать элементы узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем снизу вверх слегка изогнутую ветку, на ней изображают ягоду и листья – по три, затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку (узор должен получиться густым и занять много места на миске).
Еще раз задаем вопросы, чтобы закрепить представления последовательности изображения элементов узора (что сначала, что потом) .
Предлагаем приступить к работе.
В ходе рисования, когда дети нарисуют ягоды и листья предложить дорисовать оживку. Следить, чтобы завитки и травку рисовали кончиком кисти.
При анализе рисунков вместе с детьми отметить наиболее похожие на образец работы, на особенно тонкие элементы.
-Молодцы! У вас получились очень красивые хохломские миски! Может в будущем, кто-нибудь из вас придет на смену хохломским мастерам!
(Рассматривание работ ведется под веселую русскую народную музыку).
-В заключении послушайте стихотворение «Золотая Хохлома»
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата и красива,
Гостю рада от души,
Кубки, чаши и ковши!
И чего здесь только нет:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного цвета
И ромашки луговин.
Все вобрала словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи.