Зоя Виталиевна Разумная
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с гжельским узором» для средней группы ко Дню Гжели
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с изделиями мастеров гжели, с красотой посуды, необычностью ее формы и назначением.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания о гжели,
учить составлять узор на бумаге – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три).
Развивающие:
развивать умение вырисовывать элементы гжельской росписи,
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности „Знакомство с гжельским узором“ для средней группы ко Дню Гжели» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Средняя группа
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
развивать художественное творчество.
Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус,
воспитывать интерес к русским народным промыслам.
Предварительная работа: рассматривание элементов гжельской росписи, рассматривание посуды, расписанной гжелью. Беседы о гжели.
Материалы и оборудование: альбомный лист, акварель синего цвета, кисть, непроливайка с водой, простой карандаш, тарелка.
Ход занятия.
Воспитатель: дети, кто из вас знает, что такое гжель? (ответы детей)
Воспитатель: гжель - это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи.
Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины.. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета. Роспись получила название гжель. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре.
В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.
Гжель очень полюбилась людям. В первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит. Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде.
Гжельская посуда хороша необыкновенно. Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.
Слава о гжельской посуде разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких краях. В других странах многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.
Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями,а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации с гжельским узором.
Воспитатель: сегодня на занятии мы тоже попробуем стать гжельскими мастерами и попробуем нарисовать элементы гжельской росписи.
Воспитатель показывает и рассказывает об элементах гжельской росписи.
Посмотрим на изделия гжельских мастеров и попробуем найти эти элементы.
Воспитатель: какие элементы гжельской росписи вы нарисуете на своих листочках?
(ответы детей)
Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте немного поиграем.
Динамическая пауза «Сеточки Гжели»
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
Практическая деятельность.
Выполнение элементов росписи на листке.
Воспитатель: сейчас попробуем прорисовать элементы гжели в воздухе. Каким цветом вы будете их выполнять? (синим и голубым)
Воспитатель: ребята, а как нам получить голубой цвет?
Самостоятельное рисование.
Воспитатель: приступайте к работе. Перед вами лежат листочки с образцами элементов гжельской росписи. Смотрите внимательно и попробуем повторить элементы на своем листочке.
Подведение итогов. Выставка работ.
Воспитатель: посмотрите на работы и скажите, какой рисунок выполнен легко, нежно.
С каким узором мы сегодня познакомились?