Лучший педагог года

Конспект занятия по краеведению Ознакомление детей с печкой

Ольга Кочанова
Конспект занятия по краеведению Ознакомление детей с печкой

Цель: Конкретизировать сведения о печке как важнейшем (главном) элементе северного дома; вызвать теплые чувства к быту коми людей.

Задачи:

-Познакомить детей с устройством русской избы, с главной ее достопримечательностью - русской печью;

Публикация «Конспект занятия по краеведению Ознакомление детей с печкой» размещена в разделах

-Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму- сушили грибы и ягоды, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи о секретах печников;

-Побуждать детей определять назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Жикарха» и т. д.

-Обогащать словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

Материал: иллюстрации русской избы с печью, иллюстрации к русским народным сказкам, где присутствует русская печь; кухонная утварь: чугунок, глиняные горшки, кочерга, ухват, лопата для печи, дрова; картинки с изображением лучины и керасиновой лампы; картинка с веником из пихты, картинки с изображением газовой, электрической, микроволновой печки;

Предварительная работа: беседа «Как делают глиняные горшки»,

рассматривание картин с изображением национальных костюмов женщины и мужчины, знакомство с интерьером коми избы, чтение сказок «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Маша и медведь» и т. д.,

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети играют в малоподвижную игру. Воспитатель входит в группу в костюме хозяйки.

-Ребята, сегодня я пришла к вам на занятие вот в таком костюме. Вы знакомы с этим костюмом? Что это за наряд? (национальный наряд женщины).

-Сегодня я нарядилась в костюм коми женщины и хочу вас пригласить в гости к себе домой. (Приглашает детей в уголок переделанный в избу) -Ребята, это мой дом- изба. Присаживайтесь на стульчики. О чем мы сегодня с вами поговорим вы узнаете, отгадав загадку:

*Летом стоит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают - глотает. (печка)

*Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит,

Кашу варит.

Блины жарит. (печка)

-Правильно, это печка. Сегодня мы с вами будем говорить о русской печи.

-Самое главное в деревенской избе это печь. В избе все крутилось вокруг печки. И в нашей избе печка имеется.

-Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали.

• Печь - нам мать родная;

• Без печи хата - не хата;

• Добрая то речь, что в избе есть печь;

-А как вы думаете, для чего нужна печь в избе? (ответы детей).

- В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всей живности - коров, коз, свиней – готовили в печке.

-Поэтому печь называли кормилица.

- Печи делали из разного материала – камень, кирпич, глина. Если печь делали из камня, то она называлась как? (каменная). Из глины? Из кирпича? А сейчас какие есть печки? (газовая, электрическая, микроволновая).

Д. и. «Прошлое и настоящее»

-Я буду вам показывать картинки из прошлого, а вы находить картинки из настоящего времени.

*Русская изба - современный каменный дом;

*Старинный утюг - электрический утюг;

*Веник - пылесос;

*Лошадь- машина;

*Лавка - диван;

Основная часть:

-Давайте мы с вами рассмотрим печку и узнаем из каких частей она состоит и для чего они предназначены.

-Дети, это отверстие печки куда кладут дрова. Интересно, то, что хозяйка обычно кладет дрова с вечера, а только утром зажигает их. А еще печь располагалась таким образом, чтобы был повернут в сторону окна. Как вы думаете почему?

-Правильно, ребята. Раньше электричества не было, помещения освещались лучинками. Посмотрите как она выглядела. Ее прикрепляли к стене избы на специальной подставке. А потом появились керасиновые лампы. (показывает керасиновую лампу).

-Хозяйке надо было видеть, что делается внутри печи. Потому что она готовила еду внутри печи.

-В печи устраивалось большое устье, перед ним площадка - шесток, на который ставили все, что приготавливалось в печи.

-«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?»

- Ребята, подумайте, какую же посуду можно ставить в печь, чтобы она не горела, а пища была вкусной?

Воспитатель показывает чугунок.

- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили суп и другие блюда.

-А чтобы узнать какой еще посудой пользовались люди, отгадайте загадку.

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел. (глиняный горшок)

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришёл — семью кормил.

Воспитатель показывает картинку с глиняным горшком.

- Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол.

-Ребята, из чего делали глиняные горшки (из глины);

-Как вы думаете, в чем хозяйка пекла хлеб?

-Хлеб пекли вот в таких противнях. (показывает детям)

-Сейчас и мы с вами попробуем испечь пирожки. За одно и отдохнем:

Физминутка:

Мы печем пшеничные, пирожки отличные.

Кто придет к нам попробовать?

Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора.

Тесто замесили, сахар не забыли.

Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.

Взяли ложку с творогом,

Пирожок, за пирожком.

Ну-ка печка, дай пирожкам местечко!

-А как хозяйка вытаскивала чугунки, горшки и противни из печки? Ведь печка горячая, руками не вытащить. (высказывают мнения)

-Отгадайте загадку:

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

-Посмотрите, ребята. Этот рогатый предмет называется ухват. Ею вытаскивали из печки чугунки. Почему так назвали этот предмет?

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

-А противни с хлебом вытаскивали вот такой специальной лопаткой. (показывает картинку). Помните в сказке о Жихарке, Лиса хотела его посадить в печь на такой лопатке?

Воспитатель показывает картинку с веником из пихты.

-Ребята, как вы думаете, что это за помощник хозяйкин? (веник) Это не просто веник, это веник из пихты. А для чего он был нужен?

-После того, как печка уже протопилась и остыла, хозяйка обязательно чистила внутри небольшим веником из пихты, который прикреплен на палке. Может кто-то знает почему веник сделан из пихты и прикреплен на длинной палке? (Печка была глубокая и чтоб достать)

-В каждой печке есть задвижка. Она закрывается после того как печка протопилась, чтоб сохранить тепло в избе.

-А чем же топили печь? Дровами, причем только из березы и ольхи. Дыма от таких дров меньше и тепло дольше держится. Если топили печь чем попало, про такого говорили: «Подле леса живет, а печку соломой топит».

-А у кого есть дома печь, которая до сих пор топится дровами?

- Ребята, как вы думаете, чем мешали дрова и золу, когда топили печь?

-Отгадайте загадку:

• Черный конь скачет в огонь.

- Когда печь топили, мешали дрова и золу кочергой. (показ)

Воспитатель достает коробку.

-Ребята давайте теперь поиграем. У меня есть волшебная коробка. В этой коробке перемешались кухонная утварь и предметы современного быта. Ребята, вам нужно разделить их на две группы. На одном столе лежит картинка с печкой, а на другом - современная газовая плита. На стол, где печка кладем картинку с кухонной утварью, там, где газовая плита - современную посуду.

Дети разделяют на группы картинки, проверяют работу.

-Отдохнули немного, а теперь продолжим рассказ о печке.

-Посмотрите внимательно, где содержит хозяйка все необходимые предметы для печки. В отверстии под печью находились ухват, лопатка и кочерга.

-Ребята, у печки есть еще верхняя часть. Там можно отдохнуть, погреться с мороза и даже спать. Можно сушить обувь, носки и рукавички.

-А так же у таких печек есть маленькие и большие полати. На маленьких полатях сушат лук и другие продукты, а на больших полатях отдыхают люди.

-Печка была еще и волшебным целителем, на ней лечились старики и больные, а лечила печка своим удивительным теплом. Но печь не будет настоящей печью, если ее не сложить правильно.

-Кто складывал печь? Как называют человека, который занимается этим ремеслом? (Печник)

- Складывал ее из кирпича удивительный умелец – печник. Потом он обмазывал ее глиной, затем печь белили. Белили ее часто, особенно тщательно к праздникам.

- Благодаря таким умельцам русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печи грелись. Так и говорили: «Лежи на печи, ешь калачи». Но лежать можно было после трудового дня или длинными зимними вечерами. Зимними вечерами, лежа на печке, дети слушали сказки мамы или бабушки, которые сами при этом ткали, вязали или пряли. Под сказки и тихие песни сладко засыпалось. Значит, на печи еще и спали. (иллюстрация)

-А вы сказки знаете? В каких сказках, которые вы слышали, говорилось о печке? («Жихарка», «Гуси-лебеди», «Колобок», «По щучьему веленью», «Маша и медведь») Выставляются иллюстрации к сказкам.

-Как помогала печка героям сказки (В колобке- бабка испекла колобок в печке, Маша и медведь- Маша испекла пирожки в печке, В сказке «По щучьему веленью Емеля ездил на печи, в сказке «Гуси-лебеди» печь спрятала Иванушку и Аленушку от гусей-лебедей.)

- Вижу, любите сказки, тогда я вам тоже сказку расскажу, называется – «Колобок», но по новому. Я буду называть в ней слова из нашей жизни, а вы мне их найдете и назовете.

- Котик лапкой умывается, моя сказка начинается! «Жили - были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего печь-то? Муки нет.

- Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

Старуха так и сделала - намела, наскребла, взбила миксером тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в газовой плите и поставила в холодильник стынуть»

- Какие слова я использовала не из сказки? (миксер, газовая плита, холодильник)

- Молодцы, внимательно слушали.

Заключительная часть:

-Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о русской печке)

-Что нового и интересного вы узнали о печке?

- В какой посуде готовили в печи? (чугунок, глиняный горшок, протиани)

- Чем доставали чугунки, глиняные горшки? (ухватом)

-Чем доставали противни с выпечкой? (деревянной лопатой)

-Чем мешали дрова и золу, когда топили печь?

-Что делали люди в полатях? (спали, отдыхали.)

-Вот как много нового и интересного мы узнали о русской печке. В моей волшебной коробочке есть еще один сюрприз для вас. Но сначала давайте попрощаемся с нашей печкой. Скажем спасибо нашим гостям.

-Спасибо тебе, печь Кормилица, печь Матушка.

Воспитатель приглашает детей к столу, раздает раскраски с изображением печки.

Публикации по теме:

«Родина моя-Кузбасс». Конспект занятия по краеведению«Родина моя-Кузбасс». Конспект занятия по краеведению Родина моя – Кузбасс Конспект занятия по краеведению Цель: Развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по краеведению. Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Россия. Государственные символы России» Составила воспитатель МБДОУ"Детский сад №325".

Конспект занятия по краеведению «Ягоды» в подготовительной группе Задачи: закреплять знания детей о ягодах, продолжать учить детей сравнивать растения по признакам. Развивать связную речь. Воспитывать любовь.

Конспект занятия по краеведению «Тула-мой край родной» Конспект занятия по краеведению в младшей группе «Тула - мой край родной» Наталия Черникова Конспект занятия по краеведению в первой младшей.

Конспект занятия по краеведению в средней группе Тема: Мой родной город Цель: продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: • Познакомить детей с понятиями «город».

Конспект занятия по краеведению «Знакомство дошкольников с Прикамьем» для детей 6–7 лет Конспект занятия по краеведению «Знакомство дошкольников с Прикамьем» Цель: дать общее представление понятию «Прикамье». Задачи: 1. Расширять.

Конспект занятия в старшей группе «Ознакомление детей с народным костюмом Коми» Задачи: 1. Закреплять знания детей об одежде Коми. 2. Развивать интерес к женскому коми наряду. 3. Воспитывать уважение к Коми национальному.

НОД на тему «Наши помощники» (ознакомление с электроприборами для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить детей с бытовыми приборами. - Дать начальные представления об электричестве. 2. Развивающие:.

Перспективный план по самообразованию на 2014–2015 учебный год на тему «Ознакомление детей с народным искусством и культурой» Перспективный план на 2014 – 2015 уч. год по самообразованию на тему «Ознакомление детей с народным искусством и культурой в национальных.

Конспект занятия по краеведению «Мой город Кулебаки» Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет. Тема. Мой город – Кулебаки. НОД в рамках реализации программного содержания.

Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению Ознакомление детей с печкой
Опубликовано: 24 октября 2016 в 09:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД