Лилия Кабанова
Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Тема: «Прощание с осенью».
Цели:
коррекционно-образовательные цели:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Осень»;
- упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.
Публикация «Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку „Осень“ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
- продолжать обучать детей использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом «а» в значении противопоставления при сравнении двух времен года (лето и осень, используя опорные картинки.
- закреплять усвоение глагола «лететь» с различными приставками;
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-развивающие цели:
развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки звукового анализа и дифференциации;
развивать общую моторику;
стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
коррекционно-воспитательные цели:
воспитывать коммуникативные навыки;
воспитывать интерес к живой природе;
воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей;
Оборудование: демонстрационное оборудование и слайды с изображением деревьев, звуковоспроизводящая аппаратура, аудиозаписи шум дождя, крики журавлей, шум вьюги, музыкальное сопровождение, искусственные деревья и пенёчки, игрушечные дикие животные, карточки с предметами, в названиях которых есть звуки [с] и [ш], большой зонт с осенними листьями от разных деревьев, содержащими загадки о деревьях, парные картинки с изображением осенних и летних примет, фланелеграф и картинки для него.
Ход занятия:
Вход под музыку.
Логопед: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки. Затем логопед читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
- Как вы уже догадались, в этом стихотворении говорится об… (об осени).
- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)
- Как можно назвать осень в октябре? (Золотая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)
- Какое время года было перед осенью? (Лето)
Логопед: У нас с вами на столе части осенней картины.
- Давайте с вами придумаем слова – признаки, какая осенью природа, и у нас получится осенний пейзаж.
1. Игра «Подбери признак» - подбор слов-признаков (относительных прилагательных) к существительным. С выставлением картинок на фланелеграфе.
Солнце осенью – осеннее, тусклое.
Небо осенью – осеннее, пасмурное, низкое.
Тучи осенью – осенние, серые, хмурые.
Листья осенью - осенние, яркие, золотые, рыжие, красочные.
Лес осенью – осенний, нарядный, пышный, пёстрый.
Одежда осенью – осенняя, тёплая.
Лужи осенью – грязные, холодные, мокрые, большие.
Животные осенью – занятые, хлопотливые, запасливые, сонные.
Логопед:
-Вот теперь у нас получилась настоящая осенняя картина!
- Ребята, давайте послушаем, из каких звуков состоит осень? (прослушивание фонограммы) Звучит запись дождя, крики улетающих птиц, шуршание листьев.
2. Игра «Найди звук – напиши букву».
- Есть у осени свои звуки : шум дождя, крики улетающих птиц, шуршание опавших листьев, шум ветра. Из этих звуков состоит осенняя погода. Какой из звуков нашей речи похож на шуршание осенних листьев? (звук [Ш], а какой звук напоминает шум дождя? (звук [С]). Логопед предлагает поиграть со звуками – произнести их длительно по команде то тише, то громче. Затем дети берут карточки с предметами со звуками С – Ш, каждый ребёнок определяет позицию согласного в слове и вписывает в схему нужную букву.
3. Игра «Путь птиц» - употребление глаголов с приставками.
Звучит фонограмма «Крики журавлей». Логопед обращает внимание детей на то, что перелётные птицы нас покидают. «Давайте вспомним, какие птицы улетели в тёплые страны» - логопед предлагает детям назвать перелётных птиц. Дети называют их. Затем под фонограмму «Журавлиные крики» логопед читает текст, а дети добавляют нужные по смыслу приставочные глаголы.
- С наступлением осенних холодов (улетают) на юг перелётные птицы. Летят птицы, путь их долгий и трудный. Над лесами (пролетают, над полями (пролетают, через моря (перелетают, высокие горы (облетают). Ненадолго, в самые укромные лесные и болотистые уголки (залетают) на отдых, чтобы покормиться и набраться сил. А лишь только встанет солнце – снова (взлетают) в небо и дальше (летят). Снова горы (облетают, над лесами и городами (пролетают, даже океан (перелетают) и после трудного пути в тёплые страны (прилетают). Не страшны им здесь зимние холода.
- Нам, людям, осень тоже диктует свои правила. Давайте вспомним одно из них!
4. Логоритмическая физминутка «Лужи».
Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам. Ритмичное постукивание ладонями по
коленям.
Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Ритмичное притопывание.
Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Поднять руки вверх и ритмично
встряхивать
кистями.
Оп-оп-оп – вода по спинке. Ритмичное похлопывание ладонями по
спине.
Буль-буль-буль – упала шапка. Выполняют «пружинку».
Ой-ой-ой – кругом вода. Ритмично кружатся.
Да-да-да – себя так жалко. Качают головой.
Одевайтесь в дождь всегда!
Логопед берё т зонт и говорит:
- Да, осенью никак нельзя без зонтика! Есть у меня зонтик, но не простой, а волшебный – раскрывает зонт с осенними листочками внутри и приглашает детей стать вокруг. Затем раскручивает зонтик и листья кружатся вокруг. Затем останавливает.
- Смотрите, какие листочки на моем зонтике! Они разные, у каждого свой силуэт. По силуэту можно догадаться, с какого дерева какой листочек упал, а листочки нам в этом помогут!
5. Игра «Зонтик» Дети должны открепить листок и догадаться, с какого дерева он упал. Для этого логопед на листочках читает загадки, дети должны отгадать и назвать, какой листок. При правильном ответе на экране появляются слайды с изображением деревьев.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён)
- Этот листок упал с клёна – кленовый.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А птицам угощенье. (Рябина)
- Этот листок упал с рябины – рябиновый.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
- Этот листок упал с дуба – дубовый.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
- Этот листок упал с берёзы – берёзовый.
- Этот листок упал с осины – осиновый.
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна. (Липа)
-Этот листок упал с липы – липовый.
То ли с крыши, то ли с неба —
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь)
-Этот лист упал с тополя – тополиный.
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)
-Этот лист упал с ивы – ивовый.
Мы отгадали все загадки и посмотрите – осенний лес приглашает нас в гости! Позади находятся макеты деревьев и игрушечные животные.
Логопед предлагает осмотреться в осеннем лесу и поискать его обитателей.
6. Игра «Звери в осеннем лесу».
Пространственная ориентация, употребление предлогов. Дети отыскивают игрушечных зверей в лесу и называют, кто и где спряталсяи откуда они взяли игрушку, употребляя предлоги НА, С, ПОД, ЗА, ИЗ-ПОД. Затем снова возвращают зверей в произвольном порядке помещают их в «лес».
Логопед: «Да, все лесные жители готовятся к зимним холодам! Жизнь замирает в осеннем лесу. А как здесь было интересно летом! Давайте вспомним и попробуем сравнить лето и осень. И помогут нам вот такие картинки-подсказки».
7. Придумывание сложносочинённых предложений с союзом А по двум опорным картинкам с летними и осенними признаками. Каждый ребёнок составляет предложение с союзом А, сравнивая лето и осень. Пример: Летом солнце светит ярко, а осенью солнце тусклое.
Летом солнце яркое, а осенью солнце хмурое. Приветствуются и более распространённые варианты. Даются следующие пары картинок:
Яркое солнце – тёмное небо и фонари.
Летний день – осенний день.
Радуга – осенний дождь.
Дерево летом – дерево осенью.
Трава летом – растения осенью.
Грибы – клумба с цветами.
Люди в летней одежде – люди в осенней одежде.
8. Окончание, итоги.
- Сегодня мы прощаемся с осенью – она уходит от нас.
Не зря в народе говорят: «Всему свое время». Скоро мы будем встречать ещё одну гостью.
Сюрпризный момент. Звучит запись метели и раздаё тся голос:
- Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу,
Заверчу и закружу,
Белым снегом замету и деревья, и дома…
Узнаёте? Я… - дети отгадывают (ЗИМА)
Логопед: «Узнали, молодцы! Давайте попрощаемся с гостями и пойдём готовиться к встрече зимушки-зимы!»
Дети прощаются с гостями.