Папки-передвижки

Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Лилия Кабанова
Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Тема: «Прощание с осенью».

Цели:

коррекционно-образовательные цели:

- обогащать и активизировать словарь по теме «Осень»;

- упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.

Публикация «Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку „Осень“ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР» размещена в разделах

- продолжать обучать детей использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом «а» в значении противопоставления при сравнении двух времен года (лето и осень, используя опорные картинки.

- закреплять усвоение глагола «лететь» с различными приставками;

- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-развивающие цели:

развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;

развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки звукового анализа и дифференциации;

развивать общую моторику;

стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

коррекционно-воспитательные цели:

воспитывать коммуникативные навыки;

воспитывать интерес к живой природе;

воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей;

Оборудование: демонстрационное оборудование и слайды с изображением деревьев, звуковоспроизводящая аппаратура, аудиозаписи шум дождя, крики журавлей, шум вьюги, музыкальное сопровождение, искусственные деревья и пенёчки, игрушечные дикие животные, карточки с предметами, в названиях которых есть звуки [с] и [ш], большой зонт с осенними листьями от разных деревьев, содержащими загадки о деревьях, парные картинки с изображением осенних и летних примет, фланелеграф и картинки для него.

Ход занятия:

Вход под музыку.

Логопед: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки. Затем логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

- Как вы уже догадались, в этом стихотворении говорится об… (об осени).

- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)

- Как можно назвать осень в октябре? (Золотая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)

- Какое время года было перед осенью? (Лето)

Логопед: У нас с вами на столе части осенней картины.

- Давайте с вами придумаем слова – признаки, какая осенью природа, и у нас получится осенний пейзаж.

1. Игра «Подбери признак» - подбор слов-признаков (относительных прилагательных) к существительным. С выставлением картинок на фланелеграфе.

Солнце осенью – осеннее, тусклое.

Небо осенью – осеннее, пасмурное, низкое.

Тучи осенью – осенние, серые, хмурые.

Листья осенью - осенние, яркие, золотые, рыжие, красочные.

Лес осенью – осенний, нарядный, пышный, пёстрый.

Одежда осенью – осенняя, тёплая.

Лужи осенью – грязные, холодные, мокрые, большие.

Животные осенью – занятые, хлопотливые, запасливые, сонные.

Логопед:

-Вот теперь у нас получилась настоящая осенняя картина!

- Ребята, давайте послушаем, из каких звуков состоит осень? (прослушивание фонограммы) Звучит запись дождя, крики улетающих птиц, шуршание листьев.

2. Игра «Найди звук – напиши букву».

- Есть у осени свои звуки : шум дождя, крики улетающих птиц, шуршание опавших листьев, шум ветра. Из этих звуков состоит осенняя погода. Какой из звуков нашей речи похож на шуршание осенних листьев? (звук [Ш], а какой звук напоминает шум дождя? (звук [С]). Логопед предлагает поиграть со звуками – произнести их длительно по команде то тише, то громче. Затем дети берут карточки с предметами со звуками С – Ш, каждый ребёнок определяет позицию согласного в слове и вписывает в схему нужную букву.

3. Игра «Путь птиц» - употребление глаголов с приставками.

Звучит фонограмма «Крики журавлей». Логопед обращает внимание детей на то, что перелётные птицы нас покидают. «Давайте вспомним, какие птицы улетели в тёплые страны» - логопед предлагает детям назвать перелётных птиц. Дети называют их. Затем под фонограмму «Журавлиные крики» логопед читает текст, а дети добавляют нужные по смыслу приставочные глаголы.

- С наступлением осенних холодов (улетают) на юг перелётные птицы. Летят птицы, путь их долгий и трудный. Над лесами (пролетают, над полями (пролетают, через моря (перелетают, высокие горы (облетают). Ненадолго, в самые укромные лесные и болотистые уголки (залетают) на отдых, чтобы покормиться и набраться сил. А лишь только встанет солнце – снова (взлетают) в небо и дальше (летят). Снова горы (облетают, над лесами и городами (пролетают, даже океан (перелетают) и после трудного пути в тёплые страны (прилетают). Не страшны им здесь зимние холода.

- Нам, людям, осень тоже диктует свои правила. Давайте вспомним одно из них!

4. Логоритмическая физминутка «Лужи».

Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам. Ритмичное постукивание ладонями по

коленям.

Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Ритмичное притопывание.

Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Поднять руки вверх и ритмично

встряхивать

кистями.

Оп-оп-оп – вода по спинке. Ритмичное похлопывание ладонями по

спине.

Буль-буль-буль – упала шапка. Выполняют «пружинку».

Ой-ой-ой – кругом вода. Ритмично кружатся.

Да-да-да – себя так жалко. Качают головой.

Одевайтесь в дождь всегда!

Логопед берё т зонт и говорит:

- Да, осенью никак нельзя без зонтика! Есть у меня зонтик, но не простой, а волшебный – раскрывает зонт с осенними листочками внутри и приглашает детей стать вокруг. Затем раскручивает зонтик и листья кружатся вокруг. Затем останавливает.

- Смотрите, какие листочки на моем зонтике! Они разные, у каждого свой силуэт. По силуэту можно догадаться, с какого дерева какой листочек упал, а листочки нам в этом помогут!

5. Игра «Зонтик» Дети должны открепить листок и догадаться, с какого дерева он упал. Для этого логопед на листочках читает загадки, дети должны отгадать и назвать, какой листок. При правильном ответе на экране появляются слайды с изображением деревьев.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён)

- Этот листок упал с клёна – кленовый.

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А птицам угощенье. (Рябина)

- Этот листок упал с рябины – рябиновый.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

- Этот листок упал с дуба – дубовый.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

- Этот листок упал с берёзы – берёзовый.

- Этот листок упал с осины – осиновый.

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна. (Липа)

-Этот листок упал с липы – липовый.

То ли с крыши, то ли с неба —

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка? (Тополь)

-Этот лист упал с тополя – тополиный.

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)

-Этот лист упал с ивы – ивовый.

Мы отгадали все загадки и посмотрите – осенний лес приглашает нас в гости! Позади находятся макеты деревьев и игрушечные животные.

Логопед предлагает осмотреться в осеннем лесу и поискать его обитателей.

6. Игра «Звери в осеннем лесу».

Пространственная ориентация, употребление предлогов. Дети отыскивают игрушечных зверей в лесу и называют, кто и где спряталсяи откуда они взяли игрушку, употребляя предлоги НА, С, ПОД, ЗА, ИЗ-ПОД. Затем снова возвращают зверей в произвольном порядке помещают их в «лес».

Логопед: «Да, все лесные жители готовятся к зимним холодам! Жизнь замирает в осеннем лесу. А как здесь было интересно летом! Давайте вспомним и попробуем сравнить лето и осень. И помогут нам вот такие картинки-подсказки».

7. Придумывание сложносочинённых предложений с союзом А по двум опорным картинкам с летними и осенними признаками. Каждый ребёнок составляет предложение с союзом А, сравнивая лето и осень. Пример: Летом солнце светит ярко, а осенью солнце тусклое.

Летом солнце яркое, а осенью солнце хмурое. Приветствуются и более распространённые варианты. Даются следующие пары картинок:

Яркое солнце – тёмное небо и фонари.

Летний день – осенний день.

Радуга – осенний дождь.

Дерево летом – дерево осенью.

Трава летом – растения осенью.

Грибы – клумба с цветами.

Люди в летней одежде – люди в осенней одежде.

8. Окончание, итоги.

- Сегодня мы прощаемся с осенью – она уходит от нас.

Не зря в народе говорят: «Всему свое время». Скоро мы будем встречать ещё одну гостью.

Сюрпризный момент. Звучит запись метели и раздаё тся голос:

- Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу,

Заверчу и закружу,

Белым снегом замету и деревья, и дома…

Узнаёте? Я… - дети отгадывают (ЗИМА)

Логопед: «Узнали, молодцы! Давайте попрощаемся с гостями и пойдём готовиться к встрече зимушки-зимы!»

Дети прощаются с гостями.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Презентация «Золотая осень». Заключительная беседа из цикла «Ранняя осень», для детей средней группы ДОУ Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию"Золотая осень".На протяжении 2-х недель мы с ребятами проводили работу по ознакомлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 18:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по лексико-грамматическому блоку «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Кабанова (УИ 48384) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД