аня котельникова
Конспект занятия по логопедической ритмике «Зайка-огородник» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по логопедической ритмике «Зайка - огородник»
в старшей группе
Цель: развитие и коррекция двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словом по лексико-грамматической теме «Осень. Овощи».
Задачи:
1. Оздоровительные:
-развивать физиологическое дыхание;
-развивать общую и тонкую моторику, мимику;
-воспитывать чувства равновесия, правильной осанки;
-снимать эмоциональное напряжение.
2. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по логопедической ритмике „Зайка-огородник“ в старшей группе» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Огород. Конспекты занятий
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
-формировать двигательные умения и навыки;
-развивать пространственную организацию движений;
-развивать ловкость, силу, выносливость, переключаемость, координацию движений;
-развивать чувство ритма;
-учить детей координировать речь и движения;
-развивать речевое дыхание;
3. Воспитательные:
-воспитывать выразительность движений;
-формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность;
-формировать умение работать в коллективе.
4. Коррекционные:
-развивать слуховое внимание;
-развивать фонематический слух;
-воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;
-формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию;
-развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
-развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением;
-активизировать словарь по темам: «Осень», «Овощи», «Дикие животные».
План:
1. Игра – приветствие «Здравствуй, друг!».
2. Двигательное упражнение «Прогулка в лес».
3. Пальчиковая гимнастика «Зайка».
4. Чистоговорка «Д – ДЬ» с движениями.
5. Хоровод «Огородная – хороводная».
6. Упражнение «Ёжик».
7. Пальчиковая гимнастика «Сосна».
8. Двигательное упражнение «Медведь».
9. Упражнение на развитие координации речи и движения «Волк».
10. Игра «Зайцы и волк».
11. Логопедическая гимнастика «Волк».
12. Упражнение на развитие мимики.
13. Фонопедические упражнения «Звери».
14. Релаксация.
15. Итог занятия.
Оборудование:
Осенние листья, эмблемы овощей, муляжи овощей, бубен; игрушки: заяц, медведь, белка, ежик, волк; корзина, шапочка волка.
Ход:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Игра – приветствие «Здравствуй, друг!».
Цель: снизить психологическую закрепощенность, учить детей координировать речь и движения, упражнять в правильном, точном проговаривании ритма.
Зашагали ножки прямо по дорожке, движения по тексту
Повстречали друга маленькие ножки.
Здравствуй, здравствуй, здравствуй, милый друг! пружинка, пожать руки
Здравствуй, здравствуй, посмотри вокруг! пружинка, руки в стороны
Здравствуй, здравствуй, мне ты улыбнись! пружинка, качать головой и улыбаться
Здравствуй, здравствуй, головкой поклонись! пружинка, поклон
Побежали ножки прямо по дорожке, движения по тексту
Повстречали друга маленькие ножки.
Здравствуй, здравствуй, здравствуй, милый друг!
Здравствуй, здравствуй, посмотри вокруг!
Здравствуй, здравствуй, мне ты улыбнись!
Здравствуй, здравствуй, головкой поклонись!
Воспитатель: - Ребята, вот и осень к нам пришла. Солнце чаще прячется, и идут дожди. А наш Зайчик - друг не успел убрать свой урожай. Очень просит о помощи. Вы готовы ему помочь? (ответы детей).
- Ну, тогда собираемся в дорогу.
Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
Цель: развивать слуховое восприятие, учить детей координировать речь и движения, формировать двигательные навыки, умение работать в коллективе.
В лес отправимся гулять. маршировать
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем змейка между «кочек»
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали бег на носках
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем ходьба высоким шагом через «кочки»
На кочки не наступаем.
И снова по дорожке маршировать
Мы весело шагаем.
Воспитатель:- Как хорошо и красиво в осеннем лесу! А что же это такое? (Домик.) Перед домом огород. Кто в этом домике живет? Как вы думаете? (Ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Цель: учить координировать речь с движением, интонационную выразительность речи.
Жил – был Зайчик – длинные ушки. показать пальчиками «зайчика»
Он построил домик прямо на опушке. кулак на кулак
Перед домом - огород. руки в стороны
Все у Заиньки растет: руки вверх тремя частями
И капуста, и морковка, загибать пальчики сразу на обеих руках
Свеклы красная головка. по одному пальчику
Огурцы и помидоры –
Все поспеет очень скоро. сжимать – разжимать пальчики
Грядки Зайка поливает, поливать
Сорняки же вырывает. вырывать
Воспитатель: - Давайте поможем зайчику вырвать сорняки.
Чистоговорка Д – ДЬ с движениями
Цель: развивать чувство ритма, учить детей координировать речь и движения, развивать речевое дыхание, развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Да – да – да - в огороде лебеда хлопать в ладоши
Ду – ду – ду - а я вырву лебеду сжимать пальцы в кулак и разжимать
Де – де – де - лейка где? поднимать и опускать плечи
Ды – ды – ды – я налью воды. шлепки ладонями по коленям
Воспитатель: - Все, что летом зеленело, -
Пожелтело, покраснело:
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Пришло время собирать урожай.
- Собирает Зайчик урожай, складывает овощи в корзинку. Урожай каких овощей будет собирать Зайчик? (Урожай моркови, помидор, капусты, гороха и т. д.)
Хоровод «Огородная – хороводная»
слова А. Пассовой
Цель: закреплять знания по теме «Овощи», развивать творческое воображение, фантазию, формировать интерес к танцевально-игровому творчеству.
(выбираются «морковь», «капуста», «лук», «грузовик»)
1. Есть у нас огород дети идут по кругу и поют,
И капуста там растёт. останавливаются
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза) разводят руки в стороны, поднимают вверх
Ты капуста к нам спеши и немножко попляши. «капуста» танцует, дети хлопают
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
2. Есть у нас огород дети идут по кругу и поют,
Там морковка растёт. останавливаются
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза) разводят руки в стороны, поднимают вверх
Ты морковка к нам спеши и немножко попляши. «морковка» танцует, дети хлопают
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
3. Есть у нас огород повторяются движения 1 куплета
Там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
4. Есть у нас грузовик повторяются движения 1 куплета
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)
Воспитатель: - Что же это за звуки? Кто же это к нам приближается? (Ответы детей.)
Упражнение «Ёжик»
Цель: развивать речевое дыхание, координацию речи с движением, ориентировку в пространстве, чувство ритма.
Частым лесом тупы – тап бежать, трясти кистями рук
Мчался ежик со всех лап. остановиться и фыркать: ап-ап-ап
Ежик, еженька, постой сначала одна рука вперед, потом вторая
Расскажи нам, что с тобой? голова в руках: ой-ой-ой
Ежик лапками – туп – туп! хлопки по коленям –уп-уп-уп
Ежик глазками – луп – луп сжимать и разжимать ладони у глаз – уп-уп-уп
А вокруг покой и тишь указательный палец к губам – ш-ш-ш
Лишь елозит в листьях мышь отгонять – кыш-кыш-кыш
Ежик в листьях – тупы-тап медленно загребать ногами: ап-ап-ап
Ежик лапкой мышку цап! хватательные движения: цап-цап-цап
Но попался за хвосток
Лишь березовый листок! поднять и рассмотреть: ох-ох-ох.
Воспитатель: -Подошел Ежик к домику Зайчика. Зайчик угостил его капустой. Нацепил Ёжик кочан капусты себе на иголки, поблагодарил Зайчика и побежал дальше в лес.
- А что же это за звуки? Это Зайкина лесная подружка прискакала. Белочка весь день собирала шишки. Пригодятся они ей зимой. Почему? (Ответы детей.)
- Правильно, в шишках есть семечки. Зимой Белка будет их есть.
Пальчиковая гимнастика «Сосна»
Цель: учить координировать речь с движением.
Знают белочки прижать согнутые руки к груди, кисти вниз
И мишки показать «медвежьи лапы»
Где шумит в лесу сосна покачивать руками вверху над головой
У сосны на ветках шишки руки вверху, сжать в кулаки поочередно
И в иголках вся она. колоться
Воспитатель: - Присела белочка отдохнуть на крылечко заячьего дома. Зайчик угостил ее сладкой репкой. Взяла белочка репку, поблагодарила Зайчика и поскакала к своим бельчатам.
- Что же это такое? Кто же это приближается? Это по лесу шагает медведь.
Упражнение на координацию речи и движения «Медведь»
Цель: учить координировать речь с движением, ориентировку в пространстве, речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Ходит по лесу медведь идти вперевалочку на месте
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть, развести руки в стороны
Чтобы мог медведь присесть? смотреть по сторонам из-под руки
То высок пенек, руки на уровне груди
То торчит сучок, сжать пальцы правой руки в кулак, большой палец в сторону
То мокрый мох, сжимать пальцы
То мох пересох! разворачивая ладони вверх-вниз
Ох! вытереть лоб ладонью
То низкий пень, нагнуться и показать
То густая тень, руки в стороны, смотреть вверх
То узкий ров, показать
То дом муравьев, показать из рук крышу
То кричит сорока, махать руками
То колючки сбоку, широко раздвинуть пальцы
То кустарники, руки в замок
То речка – развести руки в стороны
Нет хорошего местечка. качать головой
Эта сказка о медведе, идти вперевалочку на месте
О медведе – привереде.
Воспитатель:- Угостил Зайчик и Медведя – дал ему сладкой морковки. Поблагодарил Медведь зайчика и пошел дальше в лес.
Воспитатель: - Вдруг рядом с зайкиным огородом раздался страшный вой. Кто же это воет? Правильно, это приближался злой Серый Волк.
Упражнение на координацию речи и движения «Волк»
Цель: учить координировать речь с движением, ориентировку в пространстве, речевое дыхание.
День и ночь по лесу рыщет изображать крадущегося волка
День и ночь добычу ищет прикладывать руки к голове по очереди
Ходит – бродит волк молчком идти крадучись, руки к губам
Уши серый торчком. указательные пальцы к голове.
Воспитатель: - Предлагаю вам поиграть в игру «Зайцы и волк».
Игра «Зайцы и волк»
Цель: учить координировать речь с движением, ориентировку в пространстве, умение работать в коллективе.
Воспитатель:
Скачут зайцы весело под елкой, хоровод вокруг волка
Вот они пустились в пляс.
- Эй, косые, не боитесь волка? ноги на пятки по очереди
Дети:
- Он поймать не сможет нас!
Ха-ха-ха-ха-ха-ха! руки на поясе, поднимать и опускать плечи
- Серый волк, выходи! притопывание одной ногой
Волк:
- Я шапку надеваю! надевает шапку
Воспитатель:
Скачут зайцы весело под елкой, хоровод вокруг волка
Вот они пустились в пляс.
- Эй, косые, не боитесь волка? ноги на пятки по очереди
Дети:
- Он поймать не сможет нас!
Ха-ха-ха-ха-ха-ха! руки на поясе, поднимать и опускать плечи
- Серый волк, выходи! притопывание одной ногой
Волк:
- Я шубу надеваю! надевает шубу
Воспитатель:
Скачут зайцы весело под елкой, хоровод вокруг волка
Вот они пустились в пляс.
- Эй, косые, не боитесь волка? ноги на пятки по очереди
Дети:
- Он поймать не сможет нас!
Ха-ха-ха-ха-ха-ха! руки на поясе, поднимать и опускать плечи
- Серый волк, выходи! притопывание одной ногой
Волк:
- Всех сейчас поймаю вас! потирает руки
Дети – «зайцы» разбегаются. «Волк» старается их поймать.
Воспитатель: -Зайка хотел угостить Волка огурцами. Но серый разбойник отказался:
- На обед самая вкусная еда – это зайчатина! – сказал Волк и показал свои страшные зубы. Вот так.
Логопедическая гимнастика «Волк»
Цель: развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, развивать речевое дыхание, укреплять мышцы рта.
1. «Волк показывает зубы». Челюсти сжаты. Поднимание и опускание верхней губы с показом верхних зубов. Упражнение укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность.
Воспитатель: - Затем Волк решил напугать Зайчика. Вот так.
2. «Волк пугает зайчика». Повороты головы вправо и влево с произнесением звукосочетания (ОУ). Упражнение укрепляет мышцы шеи, вырабатывает движение губ вперед.
Упражнение на развитие мимики
Цель: развивать общую и тонкую моторику, мимику.
Воспитатель: - Зайчик задрожал от страха – вот так. (Дети дрожат.)
Воспитатель: - Плохо бы пришлось зайчику, но друзья пришли к нему на помощь.
Фонопедические упражнения «Звери»
Цель: развивать силу, высоту голоса.
Первым прибежал Ежик.
Он выставил свои иголки и
Грозно зафыркал: ф-ф-ф-ф произносить звук, с коротким выдохом
Белка прискакала и стала
Бросать вниз шишки: баааах
Медведь подошел и сильно толкнул
Волка лапами – вот так: баааам
И вместе они закричали: кыш-кыш!
Воспитатель:- Волк испугался и убежал. А друзья на радостях пустились в пляс.
Релаксация:
Цель: снять эмоциональное напряжение, нормализовать мышечный тонус.
Воспитатель: -Молодцы!
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
С вами мы сейчас играли,
И немножечко устали.
Ах, какие молодцы! глубокие вдохи и выдохи
Вы на месте постоите с подниманием и опусканием рук
Хорошенько подышите.
Воспитатель: (подводит итог занятия) - Ребята, у кого мы были в гостях? Чем помогли Зайке? Как вы думаете, почему животные пришли на помощь Зайке? (ответы детей)
-Какие вы сегодня молодцы! Столько дел переделали! И пели, танцевали, играли. Зайчика из беды выручали. Молодцы! И нам пора попрощаться с лесными друзьями и гостями, и вернуться в детский сад.