Наталья Камаева
Конспект занятия по математике в старшей группе «Спасение Снегурочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №290».
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Ф. И. О. педагога: Камаева Наталья Рамзиевна
Должность: Воспитатель
Образовательная область: «Математика».
Тема: «Спасение Снегурочки».
Программа: Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №290».
Характеристика группы : старшая группа
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Спасение Снегурочки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Предварительная работа: знакомство с героями русских сказок (Снегурочка, Баба Яга, игры на развитие пространственной ориентировки, логические задания с блоками Дьенеша.
Оборудование: Кукла Снегурочка, сундук, конверт с письмом,4 стола, карточки-указатели с изображением розовой, желтой, зеленой, фиолетовой и синей снежинками, волшебная коробочка, раздаточный материал (карточки с заданиями, елочные шары разного цвета, бумажные елочки, цветные карандаши, простой карандаш, мольберт.
Цель: создание условий для закрепления математических знаний.
Задачи образовательной деятельности:
1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги.
2. Закрепить знания детей в порядковом счете в пределах 5 и 10, уточнить знания о прямом и обратном счете;
3. Закрепить знания о геометрических фигурах и классификации их по нескольким признакам (форма,цвет,количество).
4. закреплять умение оперировать цифрами и выполнять простейшие математические действия;
5. Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте способом приложения и наложения.
6. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, работать сообща. Развивать мелкую моторику.
7. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям, инициативность.
Формируемые предпосылки к учебной деятельности в образовательной области «Математика
-умение отвечать на вопросы;
-умение работать по образцу;
-умение ориентироваться в пространстве;
-умение обобщать группы предметов по признакам и числу;
-умение определять связи между числом, цифрой и количеством (до 10);
-умение определять свойства и признаки предметов, геометрических фигур.
Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми:
-отвечать на вопросы воспитателя;
-ориентироваться в пространстве согласно заданным параметрам;
-обобщать предметы по сходным и различным признакам;
-сравнивать предметы определенными способами;
-считать до 10 в прямом и обратном, порядковом счете;
-устанавливать закономерность увеличения или уменьшения количества предметов.
Этапы НОД.
Вводная часть: Создание проблемной ситуации : помочь Снегурочке вернуться домой;
Основная часть: поиск решений и выполнение заданий;
Заключительная часть: рефлексия.
Методы, приёмы, формы взаимодействия: проблемная ситуация, поисковый метод, словесные инструкции воспитателя.
Деятельность воспитанников: ответы на вопросы, поиск решений для выполнения заданий, двигательная деятельность.
Ход совместной образовательной деятельности.
Вводная часть:
Воспитатель показывает детям конверт с письмом и небольшую красивую коробочку. Можно взять маленькую шкатулочку.
Воспитатель:-Сегодня мне пришло письмо и вот такая красивая коробочка. Хотите узнать, что написано в письме?
Дети: -Хотим!
Восп. - Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. У меня приключилось несчастье. Злая Баба Яга похитила меня, унесла за далекие леса, спрятала в сундук под большим замком. Для того чтобы найти меня и открыть сундук, вам нужно пройти испытания и найти 4 слова заклинания, которые отопрут замок. В этом письме я укажу вам ориентиры, по которым вы сможете найти задания и волшебные слова, которые появятся в шкатулке. Также оставила вам подсказки в виде снежинок, чтобы вы смогли найти место для прохождения заданий. Помогите, пожалуйста, найти меня.
Ваша Снегурочка».
-Ну что, ребята, найдем Снегурочку?
Дети: Найдем!
Основная часть:
Задание 1
Восп: -Итак, первое задание. Сделайте все вместе 3 шага вперед, потом 4 шага влево…и т. д. (Можно использовать разные параметры для ориентировки в пространстве) Найдите зеленую снежинку.
(Дети находят стол с зеленой снежинкой, на котором лежат одинаковые карточки по количеству детей и цветные карандаши зеленого, красного и синего цветов на каждого)
Восп: - Занимайте свои места.
(Дети рассаживаются за стол, рассматривают карточки с заданием)
Восп: -Какие геометрические фигуры вы видите?
Дети: -Круг, треугольник, квадрат.
Восп: -Какого они цвета?
Дети: -Синего, красного и зеленого.
Восп: -Посмотрите, одинаковое или разное количество фигур в клеточках?
Дети: - Разное количество.
Восп: Давайте рассмотрим и заполним первый столбик. Под каким номером заполнены клеточки в первом столбце?
Дети:-1,3 и 4.
Восп:-Сколько фигур в 1 -O-4? Кто догадался, как заполнить пустые клеточки? Какую фигуру там нарисуем?
Дети: -Круг
Восп:- Каким цветом (Синим) Сколько? (2, 5)Ваша задача правильно распределить и нарисовать нужным цветом геометрические фигуры в таблице, ориентируясь на их количество. (Рис. 1)
(Дети берут карандаш нужного цвета и рисуют контуры фигур.)
Восп: - Давайте проверим, верно ли вы справились с заданием.
(Воспитатель на мольберте показывает верный вариант выполнения задания).
После выполнения задания из коробочки воспитатель достает бумажку со словом АГИДУС и просит прочесть читающего ребенка, либо зачитывает сам.
Задание 2
Восп: -Ну вот, первое слово из заклинания у нас есть. Давайте найдем второе задание. (Зачитывает из письма). Идите 5 шагов вперед, потом 2 шага назад,1 шаг влево и т. д. Найдите розовую снежинку.
(Дети по заданным ориентирам находят стол, где лежит конверт (мешочек, шкатулочка) с написанными загадками.
Восп:-Здесь нас ждут с вами загадки на смекалку и правильный счет.
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько рогов у двух быков? (4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
-Сколько ушей у трёх мышей(6)
-Сколько лап у двух медвежат(8)
-Сколько орехов в пустом стакане(0) (Ответы детей.)
-Молодцы, вы справились и с этим заданием. И в коробочке появилось слово ВАРИУС. Теперь у нас есть 2 слова из заклинания. Сколько еще осталось найти?
Дети:-Два.
Восп: -Приступим?
Воспитатель зачитывает ориентиры из письма и просит одного из детей пошагать по данным координатам.
Задание 3
Восп: -Пройдите 3 больших шага вправо, потом 3 маленьких вперед…Найдите желтую снежинку.
(Дети находят стол с желтой снежинкой, на котором лежат карточки с заданием и простые карандаши на каждого).
Восп:-Посмотрите на задание. Что вы видите?
Нужно помочь зайчатам найти дорогу к маме-зайчихе. В пропущенных окошечках (облачках) нужно нарисовать столько точек (снежинок, сколько должно быть по порядку при счете. Сколько точек нарисуем в пустом окошечке после числа 1 -O. Давайте сосчитаем все облачка, чтобы зайчата добрались до зайчихи. (Считают вслух от 1 до 10). (Рис. 2)
Восп: -Вы молодцы! Помогли зайчатам найти дорогу к маме. За это в волшебной коробочке появилось новое слово ИВЕНТИС. Какое оно по счету?
Дети:- Третье.
Восп: Сколько слов нам еще осталось найти?
Дети: -Одно.
Восп: -Ну что ж, приступим. Мирослав и Ева покажут нам путь.
Пройдите 4 шага влево, сделайте 2 прыжка вперед,найдите фиолетовую снежинку.
Задание 4.
На столе лежит белый материал (снежная полянка, на котором расположены 8 вырезанных из бумаги елочек. Рядом в корзине 10 елочных шаров разных цветов (из них брала еще 2 одинаковых красных). Елки могут быть разных оттенков зеленого цвета и формы, но при этом 6 из них должны быть одинаковой высоты.
Восп: -Вот мы с вами и очутились в лесу на поляне. Что вы видите?
Дети: -Елочки, елочные шары.
Восп:-Разложите в ряд елочные шары. Сколько их всего?
Дети:-Десять
Восп:- Который по счету розовый шар(8) А синий(4) А красный?
Дети: -Второй и пятый, т. к. их два.
Восп:- Который по счету с конца оранжевый шар? А белый? Положите зеленый шар между синим и желтым. Который он будет по счету? Положите розовый шар перед фиолетовым. Который он теперь по счету? Давайте к каждой елочке положим по одному шарику. Почему шары остались лишние? (потому что их больше, чем елочек). На сколько их больше? (на 2). А на сколько елок меньше? (на 2).Что нужно сделать, чтобы шаров и елочек стало поровну?
Дети: -Нужно убрать два шара.
Восп: -Скажите, елочки одинаковые по высоте или разные?
Дети: -Разные
Восп: -А как можно это проверить?
Дети: -Способом наложения и приложения.
Восп: -Ваня, выбери, пожалуйста, елочки, которые тебе кажутся одинаковыми по высоте. Давай проверим способом приложения, верен ли твой выбор.
(Ребенок приставляет елочки рядом друг с другом и смотрит, одинаковы ли они по высоте). А теперь проверим способом наложения. (Накладывает друг на друга и сравнивает).
Если ребенок на глаз ошибся в выборе одинаковых елочек по высоте, то предлагаем ему еще раз поискать пару для выбранной елки. Таким образом, трое детей должны найти пару по высоте. Парные елочки убираются с полянки. Две елочки остаются без пары.
Восп:-Ребята, а почему у нас две елочки остались на поляне?
Дети: -У них нет пары, т. к. они разной высоты.
Восп:-Вы справились с заданием, и в коробочке появилось новое слово КАРАМБУС. Скажите, которое оно по счету? (4). А сколько слов нам было нужно найти для заклинания? (4). Это значит, что мы справились с заданиями и нашли все слова заклинания. Теперь осталось найти только сундук. И вот у меня появилась еще одна подсказка (Воспитатель достает из коробочки листок, с изображением синей снежинки). Как вы думаете, что это может значить?
Дети:-Нужно найти место с синей снежинкой.
Восп:-Давайте поищем.
Дети исследуют группу и находят место, где стоит карточка с синей снежинкой. Там под платком спрятан сундук.
Восп:-Вот мы и нашли сундук, но он заперт. Чтобы его открыть, нам нужно произнести слова-заклинания. Давайте их вспомним и повторим все вместе.
АГИДУС ВАРИУС ИВЕНТИС КАРАМБУС!
Воспитатель открывает сундук и достает оттуда куклу Снегурочку.
Заключительная часть
Воспитатель говорит от лица Снегурочки :
-Здравствуйте, ребята. Вы такие молодцы. Нашли меня и спасли от Бабы Яги. И теперь к вам придет в гости Новый год. И я приду к вам на утренник и ко всем детям на земле. Расскажите, какие задания вам пришлось выполнить, чтобы спасти меня? (Рассказывают). А какое задание вам показалось самым сложным? А самым интересным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?