Любовь Бельтикова
«Дело о беспорядке». Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дело о беспорядке. Конспект занятия по образовательной области Познавательное развитие
Предварительная работа:
- просмотр мультипликационного фильма «Маша и медведь». Серия «Запутанная история»;
- проведение опыта «Тонет – не тонет».
Демонстрационный материал: чемоданчик сыщика (лупа, перчатки, пинцет, пакеты, фотоаппарат, графин, клочок шерсти, кувшин с водой, маленький листочек с изображение кота, банка с водой, музыкальный материал: музыка из к/ф «Розовая пантера».
Публикация «„Дело о беспорядке“, Конспект занятия по образовательной области „Познавательное развитие“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Раздаточный материал: галстук (атрибут сыщика) на каждого ребенка, большие кисти для рисования, стаканчики с раствором йода, листы с нарисованными отпечатками лап котов лимонным соком.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Тема: «Дело о беспорядке».
Цель: формирование логического мышления через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные :
-уточнить и расширить знания детей о профессии «Сыщик» («Частный детектив»);
-развивать логические приёмы (анализ, сравнение, обобщение);
-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи.
Развивающие :
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-активизировать умственную деятельность детей.
Воспитательные:
-воспитывать способность к совместной деятельности;
-вызвать у детей интерес и положительные эмоции.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
(Воспитатель приводит детей в музыкальный зал и подводит к столу, на котором беспорядок - сброшенная скатерть, перевернутые кружки, фантики от конфет. С большим удивлением начинает диалог.)
Воспитатель: Ребята вы только посмотрите, какой беспорядок. Кто бы это мог сделать? А давайте все вместе отыщем этого безобразника?
Дети: Да!
Воспитатель: Для того, чтобы найти того кто навёл этот беспорядок мы с вами превратимся в сыщиков. Вы знаете, кто такие сыщики? (говорит загадочно)
Дети: Да! Они ищут то, что пропало.
Воспитатель: Правильно! Сыщики – это люди, которые раскрывают преступления, ищут пропавшие вещи или людей. Я знаю одного такого сыщика, он всегда ходит с черным чемоданчиком. Вот таким! (Показывает). Давайте посмотрим, что же в нем лежит? Вы знаете, что это? Назовите мне эти предметы. Для чего они нужны сыщику?
Дети: Лупа (помогает увеличить мелкие предметы или надписи, перчатки (помогают добывать улики, не оставляя отпечатков пальцев, пинцет (помогает собирать улики, которых нельзя касаться руками, пакет (помогает сохранить улики и доставить их в лабораторию, фотоаппарат (помогает фотографировать место преступления).
Воспитатель: Какие вы молодцы, все знаете, прямо как настоящие сыщики. Пора уже нам ими становиться. А что можно сделать, чтобы мы были похожи на настоящих сыщиков?
Дети: Надеть кепку, значки и т. д.
Воспитатель: У меня, к сожалению, нет ни кепок, ни значков, но есть вот такие галстуки. Сейчас мы их наденем и сможем раскрыть это запутанное дело.
Дети: (Дети из корзинки сами берут галстуки и надевают их).
(Звучит музыка из кинофильма «Розовая пантера»).
Воспитатель: Мы готовы приступить к расследованию «Дело о беспорядке». Для того, чтобы узнать, кто навел беспорядок, нам нужно собрать улики – это предметы, которые помогут опознать безобразника. Но нам нужно запомнить самое главное правило сыщика - улики руками трогать нельзя. Повторите!
Дети: Улики руками трогать нельзя!
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому, что можно повредить улику или оставить свои отпечатки пальцев.
Воспитатель: Давайте осмотрим место преступления. Что вы видите?
Дети: Скатерть лежит на полу, кружки перевернуты. Очень много фантиков от конфет.
Воспитатель: Вот и наша первая улика – фантик от конфет. (Кладет фантик в пакет). Скорее всего беспорядок навел любитель сладенького. Вы знаете такого сладкоежку?
Дети: Да! Карлсон, Винни-пух…
Воспитатель: А вы сами любите конфеты? Значит вы тоже сладкоежки? Беспорядок мог навести кто угодно, может быть даже кто-то из нас. Улик очень мало, рано делать выводы. Будем искать дальше.
Воспитатель: (Подводит детей к столу, на котором стоит пустой графин, на дне которого что-то лежит). Ребята, кажется еще одна улика! Как же нам ее достать? Помните, что улики руками трогать нельзя!
Дети: Надеть перчатки и достать улику, достать улику пинцетом, перевернуть графин.
Воспитатель: (Пробует все эти способы, но ничего не выходит). Ребята, горлышко у графина слишком узкое, поэтому рука не проходит через него, пинцетом тоже не получается достать улику, а перевернув графин, мы можем повредить улику. Что же нам делать? (Обращает внимание детей на кувшин с водой). Может вода нам поможет в этом?
Дети: Надо налить воды в графин. Тогда улика всплывет сама.
Воспитатель: Молодцы! (Наливает воду, пинцетом подбирает улику, всплывшую на поверхность). Что же это такое?
Дети: Клочок шерсти.
Воспитатель: Наш сладкоежка покрыт шерстью. Кто бы это мог быть? Вы уже догадались?
Дети: Мишка, кошка, собака…
Воспитатель: Улик уже больше, но выводы еще рано делать. Пойдем искать дальше.
(Подводит детей к месту, где на полу разбросаны чистые листы бумаги).
Посмотрите, я вижу чистые листы бумаги (берёт в руки, обследует). Ничего не понимаю. Листы белые, ничем не пахнут, ничего на них не написано. Может вы что-нибудь видите? Я вспомнила, меня один знакомый сыщик научил, как при помощи химического раствора обследовать предметы на наличие отпечатков пальцев, проведём такой опыт?
Дети: Да, проведём.
Воспитатель: Возьмите кисть, окуните в банку со специальным раствором и закрасьте лист полностью.
(Дети проделывают опыт, на листах появляются следы)
Воспитатель: Что мы видим? Да это же следы! Интересно, кому они принадлежат?
Дети: Кошке!
Воспитатель: Кажется, мы уже знаем, кого ищем. Но для полной уверенности необходимо отыскать еще что-нибудь, что подтвердит наше предположение.
(Воспитатель и дети идут по залу в поисках улик и находят маленький листок бумаги. На листе что-то изображено, но разглядеть изображение можно только при помощи лупы).
Воспитатель: Ребята, изображение так мало, что разглядеть его невозможно, нам понадобиться лупа.
(Ищет лупу в чемоданчике, но не находит ее там).
Сегодня вокруг творятся загадочные вещи. Вот и лупа куда-то пропала. Как же мы теперь рассмотрим, что изображено на подсказке? Хотя я знаю как! Мой знакомый сыщик меня и этому научил. Нужно посмотреть на предмет сквозь банку или стакан с водой, закрепив его на задней стенке прозрачным скотчем. (Закрепляет листок). У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Что же изображено на подсказке?
Дети: Кошка!
Воспитатель: Точно, кот. Еще и надпись есть «Васька». Должно быть, это листочек случайно упал с ошейника безобразника.
Ребята, давайте посмотрим какие улики у нас есть. Назовем их.
Дети: Фантик от конфеты, клочок шерсти, следы лап, листочек с изображение кота.
Воспитатель: Ну, что ребята, теперь мы можем назвать того, кто навел беспорядок?
Дети: Да! Это кот Васька.
Воспитатель: Какие же вы у меня молодцы! Настоящие сыщики! «Дело о беспорядке» раскрыто. Только вот я бы хотела обратить ваше внимание на первую улику – фантик от конфеты. Мы решили, что наш безобразник – сладкоежка. Но ведь коты не любят конфет. А что они любят?
Дети: Рыбу, молоко…
Воспитатель: Тогда что наш кот делал с фантиком?
Дети: Играл.
Воспитатель: Конечно! Понравилось вам быть сыщиками? А что понравилось больше всего? Я хочу поздравить вас с вашим первым раскрытым делом и вручить вам вот эти медали (раздает медали). А сейчас поищем нашего Ваську, поиграем с ним, пока он не натворил еще что-нибудь.