Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласные звуки [м]-[м’]. Буква М»

Владимова Елена Станиславовна
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласные звуки [м]-[м’]. Буква М»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе

на тему: «Согласные звуки «М, Мь. Буква М».

Цель: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

Задачи:

- объяснить понятие твердых и мягких согласных звуков;

- научить выделять звук [м] и [м’] в составе слова;

- познакомить с буквой М;

- развивать высшие мыслительные процессы: память, внимание, мышление;

- совершенствовать фонационное дыхание;

- формировать культуру речи.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Согласные звуки [м]-[м’], Буква М“» размещена в разделах

Ход занятия.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие звуки и буквы мы уже знаем.

Дети: А, О, У.

Логопед: А теперь попробуем угадать, какой звук и букву мы изучим сегодня.

Послушайте внимательно короткое стихотворение:

Медведь мартышке мёд дарил,

Медведь мартышке говорил:

— здоровым будет тот,

Кто ест пчелиный мёд!

Логопед: Кто-нибудь догадался о каком звуке идёт речь?

Дети: Нет

Логопед: Тогда слушаем загадку

Живёт она в норке,

В подполье, в каморке.

Серая малышка,

Кто это?

Дети: мышка

Логопед: Правильно.

Повторите это слово несколько раз.

Какой звук слышится в начале?

Дети: Звук [м]

Логопед:

- Какую категорию он представляет — гласный или согласный?

- Согласный звук, при произношении губы соприкасаются и образуют препятствие

- Этот звук звонкий или глухой?

- Звонкий, появляется сочетание шума и голоса

- Назовите слова, в которых есть звук [м] или [м’]

Дети: Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май

Логопед:

На что похожа буква М?

Что она вам напоминает?

Ответы детей.

Логопед: Давайте выйдем и возьмёмся за руки.

Получилась буква М?

Дети: Да!

Логопед: Теперь громко произнесём этот звук, потом тихо, потом шепотом, и без звука.

Сегодня на занятии познакомимся с новым звуком М.

Артикуляционная гимнастика: взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку, как произносится звук [М]:

— губы сомкнуты, но без напряжения;

— воздух выходит через нос;

— горло «работает».

Логопед: Звук [М] петь не получится, так как губы перекрывают выход воздуха.

Это согласный звук, твердый и звонкий (горло «работает», поэтому мы символизируем его синим кружком с колокольчиком.

Логопед: Ребята отгадайте загадку и ответьте на вопросы:

Голодная — мычит,

Сытая — жуёт,

Всем детям молоко даёт.

Корова «Как мычит корова?»

Дети: «МММ.».

Логопед:

Фонетическое упражнение. Корова мычит: ММММММ. (произносить звук [М] протяжно вслед за взрослым).

Игра «Услышь звук»: если звучит [М] или [М’], хлопаем в ладоши.

Слова: Москва, тир, столица, дом, кремль, один.

Муравей, медведь, метро, самовар.

Логопед: Молодцы ребята

Следующая игра «Твёрдый — мягкий».

Задание: доскажите слово и определите, какой звук в нем твёрдый или мягкий.

а) Наша Таня громко плачет, уронила в речку. (мячик)

б) Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось. (мыло)

в) Без работы хоть убей жить не может. (муравей)

г) На полу скребется. (мышка, спит в берлоге бурый. (мишка)

д) Мальчик мал и очень мил, он водичкой руки. (мыл)

Логопед: Замечательно

Физкультминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. (Присели.) Немного отдохнём,

И домой пешком пойдем (выполнить движения под текст).

Игра «Дополни слоги до слов»:

• ма- (машина, малина, матрёшка, мальки)

• мо- (море, морж, мойка, мост, мох)

• му- (мусор, муха, муравей)

• мы- (мышка, мышь, мысли)

• ми- (мишка, миска, минута, мир)

• ме- (месяц, метр, мебель, мех, мел)

Логопед: Какие же вы молодцы

Игра «Синий — Зелёный».

Давайте поиграем: я буду называть слова, а вы, услышав твёрдый звук, поднимаете синий круг, а при мягком — зелёный.

МАТРЁШКА, МИШКА, МУХА, МАШИНА, МЯЧИК, МАК, МЫЛО, МИСКА, МОЛОКО, МЕЛ, МЕСЯЦ, МЫШКА.

Игра «Посчитай звуки».

Послушайте слова и посчитайте, сколько звуков я произнесу, при помощи фишек – символов составьте схемы.

Будьте внимательны: АМ, МА, ОМ, МО, УМ, МУ.

Логопед: Какие же вы внимательные

Выложите букву из счётных палочек.

Палочка и палочка,

Между ними галочка,

И понятно всем сразу,

Получилась буква «М».

Итоги занятия.

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Что нового узнали на занятии?

- Что показалось трудным?

Всем спасибо за работу!

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласные звуки [м]-[м’]. Буква М»
Опубликовано: 21 июля 2025 в 14:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Согласные звуки [м]-[м’]. Буква М»» (включая файлы) размещена пользователем Владимова Елена Станиславовна (УИ 49342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных