Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [ч], буква Ч»

Фанзиля Валиева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [ч], буква Ч»

Цели:

- способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата;

- упражнять в правильном и четком произнесении звука «Ч» изолированно и

в словах;

- находить место звука в слове;

- закреплять правильность осанки;

- продолжать воспитывать желание помочь окружающим.

Материалы и оборудование к занятию:

- зеркальце на каждого;

- карточка с изображением «Ч»;

- раздаточный материал по обучению грамоте на каждого;

- карточки со словами, в которых пропущены буквы;

- пластилин, дощечки для лепки;

- мешочек с орешками;

- проектор, ноутбук.

Игрушки: Сова, Лисенок и Ежик.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, нам прислали электронное письмо наши общие друзья.

Давайте прочитаем это письмо! (на доске появляется видеоролик, в котором

Лисенок, Ежик и Сова приглашают ребят в «Страну Звуков».

- Ребята, отправимся в путешествие в страну Звуков?

Дети:- Да!

Воспитатель:- Наше путешествие будет увлекательным, но трудным.

Так как мы отправляемся в страну Звуков, давайте подготовим наши язычки,

чтобы чище говорить. Сядем прямо, ножки вместе. (дети выполняют

движения в соответствии с рассказом воспитателя)

Однажды утром язычок проснулся, приоткрыл окно.

Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся, вот так!

Потом язычок пошел на кухню к маме.

Поел язычок блинчиков и решил чаю выпить из своей любимой чашки.

После завтрака язычок почистил зубы, он делал это так.

Потом язычок весь день играл во дворе со своими друзьями.

Молодцы ребята, а теперь- в путь! Мы поедем на паровозике. Я буду

главным вагончиком-локомотивом, а вы будете просто вагончиками,

цепляйтесь за мной! А чтобы было веселей нам ехать, будем повторять

чистоговорку:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо у меня болит плечо.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, буду плакать у врача.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи, помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, ну тогда пойду к врачу.

Ой куда это мы приехали? Как называется эта станция, ребята?

Дети:- «Запоминай-ка!»

Воспитатель:- Кто нас встречает?

Дети:- Ежик!

Воспитатель:- Давайте поздороваемся с ним (здороваются). Ежик хочет

рассказать нам о звуке «Ч». Он приготовил для вас интересные картинки.

Проходите на свои места, рассаживайтесь. Не забывайте, что спина должна

быть прямой, ножки дружат. Что вы видите на картинках? (ответы детей)

Картинка, на которой изображено, как стучат колеса поезда, обозначает звук

«Ч». Как стучат колеса? (ответы детей). (воспитатель показывает звук «Ч» на

большом формате и прикрепляет к доске). А теперь попробуем произнести

этот звук, посмотрев в зеркало. (дети берут заранее приготовленные зеркала).

Произносим звук. Что делает язык во время произнесения звука «Ч»?

Дети:- рот приоткрыт, губы вытянуты, зубы разомкнуты, края язычка

прижаты к боковым зубам.

Воспитатель:-этот звук можно петь? Нет, значит, этот звук какой?

Дети:- согласный.

Воспитатель: Он звонкий или глухой?

Дети:- глухой.

Воспитатель:- Да, этот звук-согласный, глухой, мягкий. А сейчас давайте

выложите слоги с буквой Ч, а Ежик понаблюдает за вами.Слоги: АЧ-ЧА,

ЧО-ОЧ, УЧ-ЧУ, ЧИ-ИЧ. Молодцы! Все справились! Ежик, а нам с

ребятками пора дальше отправляться, спасибо тебе, нам было у тебя в гостях

очень интересно. Ребятки, в путь! (дети встают паровозиком и

проговаривают чистоговорку:

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, молоточком я стучу.

Оч-оч-оч наступила ночь.

Ребята, я вижу станцию! Снижаем скорость! Как называется станция?

Дети:- «Прочитай-ка!»

Воспитатель:- да и нас снова кто-то встречает. Кто же это?

Дети:- Лисенок!

Воспитатель:- Давайте поздороваемся (здороваются). Ребята, Лисенку нужна

наша помощь. Посмотрите, здесь написаны слова, в которых пропущены

буквы. Эти буквы спрятались вот на этом волшебном дереве. Помогите

Лисенку разыскать эти буквы и найти им место в слове. (Дети

переворачивают листочки. На некоторых из них написаны буквы, эти

листочки дети прикрепляют к словам).

Воспитатель:- Лисенок говорит, что мы справились с заданием и просит

прочитать получившиеся слова. Давайте вместе прочитаем, что здесь

написано (читают хором). Каких звуков не хватало во всех этих словах?

Дети:- Гласных.

Воспитатель:- А какой звук мы слышим во всех этих словах?

Дети:- Звук «Ч».

Воспитатель:- Лисенок, ребята тебе помогли, нам пора отправляться

дальше, до свидания! Ребята, занимайте свои места, отправляемся в путь! А

чтобы нам нескучно было путешествовать, давайте посмотрим в окно. Какое

сейчас время года?

Дети: - Весна.

Воспитатель:- А давайте мы будем называть комплименты весне. Какая она?

Дети:- теплая, солнечная, и т. д.

Воспитатель :- Вижу, вижу станцию! Куда мы приехали?

Дети:- «Пластилин-ка»!

Воспитатель:- Да и нас снова кто-то встречает. Давайте поздороваемся.

Дети:- Здравствуйте!

Воспитатель:- А как по-другому можно поздороваться?

Дети:- Добрый день! Приветствую Вас! И т. п.

Воспитатель:- Сова приготовила пластилин и очень хочет, чтобы мы

слепили ей букву «Ч».Почему-то она приготовила пластилин двух цветов:

Синего и зеленого. Из пластилина какого цвета будем лепить «Ч»? Почему?

(Ответы детей о том, что «Ч» мягкий, согласный, глухой, поэтому нужно

взять пластилин зеленого цвета).

Дети лепят букву «Ч», каждый проявляя свое творчество.

Затем воспитатель предлагает детям подарить Сове свои работы.

Воспитатель:- Вот, Сова, мы дарим на память тебе эти буквы, не забывай нас.

Сова:- Ой спасибо, вам, ребятки, за чудесный подарок. Я вам тоже подарок

приготовила - мешочек с лесными орешками. В группе

полакомитесь. Счастливого пути!

Воспитатель:-Ребята, путешествие подходит к концу, пора нам

возвращаться в группу, по местам! (дети делают круг по группе и

останавливаются перед гостями)

Воспитатель:- Ну вот мы и вернулись из путешествия. Вам оно понравилось! Где мы побывали? Что нового узнали? Что больше всего запомнилось? Что вам показалось интересным? А что показалось трудным? Кто был сегодня активным? Молодцы, а теперь отправляйтесь мыть руки, будем орешками лакомиться!

Публикации по теме:

Дидактические игрыДидактические игры Дидактические игры «Слоговое домино» Цель игры: упражнять в делении слов на слоги, в сопоставлении слоговой структуры различных слов.

Календарно-тематическое планирование образовательной области «Коммуникация» в средней группе СЕНТЯБРЬс 02.09.2013 по 10.09.2013 "Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?» Помочь детям понять, что и зачем они будут делать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [ч], буква Ч»
Опубликовано: 2 мая 2014 в 12:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки