Наталия Клепикова
Занятие по обучению грамоте в старшей логогруппе «Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на материале и речевых звуков».
Цели занятия :
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.
- познакомить с понятием «слово».
Коррекционно-развивающие :
- развивать фонематическое восприятие детей;
- развивать слуховое внимание;
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
- развивать дыхание и голос.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей логогруппе „Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Коррекционно-воспитательные :
- воспитывать аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
Оборудование: картинки к словам-паронимам, индивидуальное зеркало каждому ребёнку, кусочек ватки каждому ребёнку.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : - Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок :
Ка – ко – ку пу – пы – по
Ку – ка – ко по – пы – па
Ко – ку – ка па – по – пу и т. д.
2. Объявление темы занятия.
Логопед : - На прошлом занятии мы с вами учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают разные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим, о речевых звуках. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.
Послушайте стихотворение и дополните его.
- Где то собаки рычали: …р – р – р…
- В стойле коровы мычали: …м – м – м – му – у.
- В комнате мухи жужжали: …ж – ж – ж.
- Мимо машины бежали: тр – р – р.
- Гудели от ветра все провода: з – з – знь.
- Капала в кухне из крана вода: кап – кап.
-Перекликались в ночи поезда: у – у – у! у – у – у!
3. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Логопед : - Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Рот – это домик звуков.
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями – белые звери.
Любят зверушки конфеты и плюшки.
(Н. Новоторцева)
Логопед : - Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.
Логопед выдаёт детям индивидуальные зеркала и они рассматривают строение своего артикуляционного аппарата.
4. Артикуляционная гимнастика.
- «Окошко» - удержать рот открытым под счёт до пяти.
- «Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.
- «Улыбка» - «Трубочка».
- «Лопаточка».
- «Накажем непослушный язычок» - шлё пать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя…
5. Игра «Фокус» - улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и сдуть ватку с ладошки.
6. Игра «Поймай речевой звук»
Логопед прячется за ширму, издаёт звуки разными предметами, но дети ловят только речевые звуки.
7. Развитие голоса.
Плавно соединить руки округло над головой и протяжно произнести: «О___». Резко опустить руки вниз и коротко произнести: «О».
8. Игра «Доскажи словечко»
Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама … косы.
***
Под землёю он живёт. Землю роет старый … крот.
***
Словно дом огромен он. В зоопарке живёт … слон.
***
Написал письмо я Знайке, но забыл приклеить …марки.
***
Подарили нам игрушки: целый день стреляют … пушки.
Логопед : - Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки – это слова.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным полно,
А безымянных нету!
И всё, что только видит глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
А. Шибаев.
7. Развитие общей моторики «Лошадка».
Я люблю свою лошадку, Скачут на воображаемой лошадке.
Причешу ей шёрстку гладко, Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.
Гребешком приглажу хвостик «Гладят хвостик».
И верхом поеду в гости. Скачут на воображаемой лошадке.
8. Игра «Слушай и показывай».
Логопед предлагает послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки (мишка-миска, дочка-точка и т. д.).
9. Пальчиковая гимнастика «Барабан».
Логопед : - Покажем как барабанит барабанщик.
Левой, правой!
Левой, правой! Стучат по столу левой, затем правой рукой.
На парад идёт отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.
На парад идёт отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит,
Полтора часа подряд!
А. Барто Ритмично стучат кулачками по столу.
10. Игра «Какое слово лишнее».
Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее, то которое отличается от остальных.
• Дом, дом, том, дом;
• Банки, панки, банки, банки;
• Таня, Таня, Маня, Таня;
• Балка, балка, балка, палка;
• Порт, борт, борт, борт.
11. Итог занятия.
Логопед : - О каких звуках мы сегодня говорили? (о звуках речи). Что такое: осы, крот, слон, марки, пушки (слова).
12. Оценка работы детей.