Занятие по обучению грамоте в старшей логогруппе «Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков»

Наталия Клепикова
Занятие по обучению грамоте в старшей логогруппе «Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков»

Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на материале и речевых звуков».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.

- познакомить с понятием «слово».

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

- развивать дыхание и голос.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: картинки к словам-паронимам, индивидуальное зеркало каждому ребёнку, кусочек ватки каждому ребёнку.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:

Ка – ко – ку пу – пы – по

Ку – ка – ко по – пы – па

Ко – ку – ка па – по – пу и т. д.

2. Объявление темы занятия.

Логопед: - На прошлом занятии мы с вами учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают разные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим, о речевых звуках. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.

Послушайте стихотворение и дополните его.

- Где то собаки рычали: …р – р – р…

- В стойле коровы мычали: …м – м – м – му – у.

- В комнате мухи жужжали: …ж – ж – ж.

- Мимо машины бежали: тр – р – р.

- Гудели от ветра все провода: з – з – знь.

- Капала в кухне из крана вода: кап – кап.

-Перекликались в ночи поезда: у – у – у! у – у – у!

3. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Логопед: - Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Рот – это домик звуков.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями – белые звери.

Любят зверушки конфеты и плюшки.

(Н. Новоторцева)

Логопед: - Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

Логопед выдаёт детям индивидуальные зеркала и они рассматривают строение своего артикуляционного аппарата.

4. Артикуляционная гимнастика.

- «Окошко» - удержать рот открытым под счёт до пяти.

- «Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

- «Улыбка» - «Трубочка».

- «Лопаточка».

- «Накажем непослушный язычок» - шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя…

5. Игра «Фокус» - улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и сдуть ватку с ладошки.

6. Игра «Поймай речевой звук»

Логопед прячется за ширму, издаёт звуки разными предметами, но дети ловят только речевые звуки.

7. Развитие голоса.

Плавно соединить руки округло над головой и протяжно произнести: «О___».Резко опустить руки вниз и коротко произнести: «О».

8. Игра «Доскажи словечко»

Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама … косы.

***

Под землёю он живёт. Землю роет старый … крот.

***

Словно дом огромен он. В зоопарке живёт … слон.

***

Написал письмо я Знайке, но забыл приклеить …марки.

***

Подарили нам игрушки: целый день стреляют … пушки.

Логопед: - Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки – это слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным полно,

А безымянных нету!

И всё, что только видит глаз –

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев.

7. Развитие общей моторики «Лошадка».

Я люблю свою лошадку, Скачут на воображаемой лошадке.

Причешу ей шёрстку гладко, Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.

Гребешком приглажу хвостик «Гладят хвостик».

И верхом поеду в гости. Скачут на воображаемой лошадке.

8. Игра «Слушай и показывай».

Логопед предлагает послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки (мишка-миска, дочка-точка и т. д.).

9. Пальчиковая гимнастика «Барабан».

Логопед: - Покажем как барабанит барабанщик.

Левой, правой!

Левой, правой! Стучат по столу левой, затем правой рукой.

На парад идёт отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.

На парад идёт отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд!

А. Барто Ритмично стучат кулачками по столу.

10. Игра «Какое слово лишнее».

Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее, то которое отличается от остальных.

• Дом, дом, том, дом;

• Банки, панки, банки, банки;

• Таня, Таня, Маня, Таня;

• Балка, балка, балка, палка;

• Порт, борт, борт, борт.

11. Итог занятия.

Логопед: - О каких звуках мы сегодня говорили? звуках речи).Что такое: осы, крот, слон, марки, пушки (слова).

12. Оценка работы детей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению «Слова и фразы со звуком [З]» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ слабослышащим дошкольником МБДОУ «Детский сад № 39» города Ставрополя учитель-дефектолог Доровских Т. И. «РАЗВИТИЕ.

Дидактическая игра на развитие слухового внимания, дифференциацию неречевых звуков «Найди пару»Дидактическая игра на развитие слухового внимания, дифференциацию неречевых звуков «Найди пару» Цель игры: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Возраст детей: от 1,5 лет Оборудование: 16 спичечных коробков,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логогруппе по обучению грамоте «Звук и буква Щ» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №57 «Почемучка» Управления образования.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В мире звуков» Занятие №1 по грамоте в старшей группе. Тема: «В мире звуков» Цель: познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук, познакомить.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие слухового внимания и восприятия. Подборка игр и упражнений» Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: -с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, -с другой стороны – восприятие.

Консультация «Развитие слухового внимания и восприятия у детей с ОНР» Основой для понимания смысла сказанного-является фонематический слух (различение звуков речи)При несформированностиречевогозвукоразличения.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в город Звуков» "Путешествие в город звуков"Цель: Развивать фонетический слух и восприятие. Упражнять в умении различать гласные звуки, твердые согласные.

Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии.

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика.

Самообразование «Развитие слухового восприятия через прослушивание аудиозаписи» Слуховое восприятие — это. Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в старшей логогруппе «Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков»
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 19:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Игра «Что? Где? Когда?» на тему «Зима. Дикие животные зимой» для старшего дошкольного...
Задачи: - закрепить знания о зиме и о животных лесов зимой; - развивать диалогическую речь; - развивать зрительное и слуховое внимание и память, чувство...
Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»
Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую моторику...
Детский мастер-класс по рисованию красками по мотивам гжельской росписи «Гжельская...
Детский мастер – класс по рисованию красками «Гжельская посуда» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной к школе...