МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру «Первоцветы» в подготовительной группе

Мария Дмитриева
Конспект занятия по окружающему миру «Первоцветы» в подготовительной группе

Цель: знакомство с первоцветами

Задачи:

-Углубить и расширить знания ребят о первоцветах, об их значении в природе.

- воспитывать бережное отношение к природе родного края, особенно к тем растениям, которые нуждаются в защите.

- развивать творчество, умение работать с текстом, выделять главное, умение задавать вопросы, умение работать в группе.

Оборудование и материалы: набор наглядностей о первоцветах

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Первоцветы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Николаевна, и сегодня я проведу у вас занятие по окружающему миру.

Оно посвящается самому чудесному и нежному созданию природы. А что же это? Или же кто это? Послушайте, какие слова написал о нем великий сказочник Х. К. Андерсен. Я вам прочитаю отрывок из его рассказа, а вы внимательно слушайте, и постарайтесь догадаться, о чем рассказ

«Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

- Прекрасный цветок! Как ты зелен и свеж! Ты первый! Ты единственный! Любимый ты наш! Ты несешь в города и селенья весть о теплом лете» - пели солнечные лучи. Весь снег растает, улетят холодные ветры, все зазеленеет. Но ты у нас самый первый, такой нежный, такой прозрачный!».

-Какое же чудо природы описывается в этом рассказе?

-А почему его можно назвать чудом?

-Кто видел подснежники?

-Какие еще цветы появляются рано весной?

-А можно ли их назвать подснежниками?

-Ребята, все цветы, которые появляются рано весной, называют подснежниками или первоцветами. Сегодня на уроке мы будем говорить о них.

Мать – и – мачеха.

Мать- и – мачеха дарит нам самые первые весенние цветы. Выглянет солнце- раскрываются ярко – желтые кружочки- соцветия, точно вспыхивают золотистые огоньки. Мать-и-мачеха во время цветения напоминает одуванчик. А отличить их очень легко: на стебельке мать-и-мачехи растут буроватые чешуйки, а у одуванчика их нет, стебелек совершенно голый.

У мать-и-мачехи особый, необычный «график развития». Жизнь растения весной начинается прямо с цветения, а листья появляются значительно позднее. Каждый лист крупный, широкий, как ладонь. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу- мягкие и теплые. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери. А приложишь листок другой, холодной, стороной, и станет тебе неприятно. Вот почему у этого растения и название такое – мать-и-мачеха.

Мать-и-мачеха – ценное лекарственное растение. Цветы и листья употребляют при простуде, заболеваниях легких, язвенной болезни. При головной боли прикладывают к голове листья верхней «холодной» стороной. Кашицу из свежих, чистых, измельченных листьев кладут на раны, язвы, фурункулы.

Медуница неясная.

Медуница – название цветка происходит от слова «мед», потому что в ее цветках много сладкого сока- нектара.

Медуницу в народе называют цветок-колдунья, цветок-букетик. Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Поначалу цветки – розовые. Потом они становятся пурпурными, затем фиолетовыми. А когда начнут отцветать они уже синие, поблекшие. Но отцветают тоже поочередно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном и том же стебельке цветы сразу четырех оттенков. Эта пестрота важна для медуницы – привлекает насекомых- опылителей: пчел, бабочек, шмелей.

Медуница растет в дубравах и рощах.

Издавна применяется в народной медицине. Богата витамином С. Нежная, вкусная зелень медуницы употребляется в пищу, оказывает благотворное действие на организм. Кисловатые молодые листочки, лепестки цветков, побеги и очищенные стебли приятны на вкус. Ранней весной их используют в пищу для приготовления витаминных салатов, окрошки, супов.

Медуница широко применяется при простудных заболеваниях,

Хохлатка Галлера.

Хохлатка – многолетнее растение с утолщенными корнями. Листья рассеченные, очередные. Известно около 100 видов.

Хохлатка Галлера – маленькое растение с сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. Цветки богаты нектаром и имеют приятный запах. Летят к хохлатке шмели и пчелы, собирают нектар и пыльцу, опыляют цветки. Если стоит теплая погода, хохлатка отцветает быстро, через несколько дней. И вместо цветков уже виднеются мелкие зеленоватые плодики, немного позже они раскроются и высыпятся на землю черные блестящие семена. Семена разносят по лесу муравьи.

Зацветают молодые хохлатки только на 4-5 год.

Растение лекарственное.

Хохлатка относится к числу таких растений, которые всю свою жизнь остаются на одном и том же месте. У нее нет ни корневищ, ни ползучих надземных побегов, которые могли бы распространяться в стороны. Новые экземпляры хохлатки могут вырасти только из семян. Конечно, от прорастания семени до образования взрослого, способного цвести растения проходит не один год. Вот и посудите сами, как бережно надо относиться к каждому цветку.

Ветреница лютиковая.

Ветреница лютиковая – небольшое травянистое растение, интересное по особенностям своего развития.

Когда ранней весной, через неделю- другую после схода снега, приходишь в лес, это растение уже цветет. Цветки ветреницы ярко-желтые, немного напоминающие цветки лютика. Когда ветреница цветет, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. В это время в лесу много света, почти как на открытом месте.

После того как деревья оделись листвой, и в лесу стало темно, развитие ветреницы заканчивается. Она начинает желтеть, стебель с листьями вянет и полегает на землю. Только в почве сохраняется живое корневище, которое на следующую весну дает начало новому побегу с листьями и с цветком. Корневище ветреницы располагается горизонтально в самом верхнем слое почвы, прямо под опавшей листвой. Если разломить такое корневище, видно, что оно внутри белое и крахмалистое, как клубень картофеля. Здесь хранятся запасы питательных веществ – того самого «строительного материала», который необходим для быстрого роста надземного побега в весеннее время.

Интересно, ребята, слушать вам о подснежниках? Что вы из рассказа узнали нового? А теперь давайте подумаем

Что будет на земле, если исчезнут все первоцветы?

( Ожидаемые ответы: не будет красоты, пчелам не будет нектара в голодное для них время, не будет какого-то лекарства)

А как мы можем помочь первоцветам?

( Ожидаемые ответы: не рвать цветы на букеты, не топтать места, где растут первоцветы, не вырывать с корнем лекарственные первоцветы

Публикации по теме:

«Экологические пирамиды». Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе Тема: «Экологические пирамиды» Цель: знакомство с понятием «экологическая.

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Одежда» в подготовительной группе Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Область: Познавательное развитие (Ребенок и окружающий мир) «Чудесные превращения.

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе «Осень» Конспект занятия в подготовительной группе «Осень» Программное содержание: - Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование у.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Осень. Деревья осенью» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью». Цель: формирование у детей представлений.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Тема: «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». Цель: Формировать.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Здоровым быть — себя любить» Цель: Формирование знаний и навыков о здоровом образе жизни. Задачи: Образовательные – Формировать у детей необходимость заботиться о своем.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Мир вещей и предметов вокруг нас» Цели: - закреплять знания о назначении предметов, названий материалов, из которых они сделаны. - расширять представления об истории создания.

Конспект занятия-эксперимента по окружающему миру в подготовительной группе «Мы исследователи. Свойства воздуха» Мы исследователи» конспект занятия в подготовительной группе Занятие-эксперимент "Мы исследователи" Цель:Познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по окружающему миру «Свойства снега и льда» в подготовительной группеКонспект занятия по окружающему миру «Свойства снега и льда» в подготовительной группе окружающий мир «Свойства снега и льда» в подготовительной группе Ход занятия: Что же такое снег? Лед? Как вы думаете? Из чего состоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «Первоцветы» в подготовительной группе
Опубликовано: 19 марта 2019 в 20:20
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД