МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа «Путешествие по Руси с домовёнком Стёпкой»

Елена Ковалёва
Конспект занятия по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа «Путешествие по Руси с домовёнком Стёпкой»

«Путешествие по Руси с домовёнком Стёпкой».

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры при помощи знакомства с бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта; закреплять знания детей о русской избе, о том, как жили люди на Руси.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа „Путешествие по Руси с домовёнком Стёпкой“» размещена в разделах

Развивающие: Развивать коммуникативные умения, творческое воображение. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории и культуре русского народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору.

Словарная работа: лавка, ухват, коромысло, чугунок, люлька, кокошник, картуз, косоворотка, порты, матрёшка, самовар и т. д.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.

Оборудование: картинки русской избы с предметами быта (печь, лавка, стол, самовар, сундук, ухват, кочерга, коромысло, вёдра, чугунок, люлька). Предметы быта: самовар, чугунок, сундук. Русские народные костюмы (мужской и женский); лапти. Народные игрушки : свистулька, погремушка матрёшка, куколка-закрутка из лоскутков ткани). Сказочный персонаж: Игрушка-домовёнок Стёпка. Сувениры-брелоки из дерева в виде матрёшек (по количеству детей)

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

Слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом и используется нами по сей день.

Воспитатель:

Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла на пороге вот такой сюрприз. (Внести сундучок).

Воспитатель: Как называется это чудо? Сундук.

Интересно, а что там внутри? (Открыть сундучок, вытащить из сундука и включить игрушку).

Воспитатель: Ой, кто это? (ответы детей).

Воспитатель: Это домовой Стёпка. А кто знает, кто такой домовой? Это домашний дух, покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и отводящий от дома беду. В народе считают, что домовой живёт в каждом доме. Есть такая поговорка «Никакой дом без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель и покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет - дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё убирали на своё место. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда домочадцы спят, как вы думаете, почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не пугать.

Воспитатель: Домовой приглашает нас отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди, но прежде я хочу спросить:

Как называется страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей). Россия.

А как называлась наша страна раньше, много лет назад? (ответы детей). Русь.

Воспитатель:

А людей, которые жили на Руси? (русичи.)

«Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют».

Воспитатель:

Ребята, а что значит жилище? (ответы детей)

Воспитатель:

Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)

Воспитатель:

Как назывались дома нашего народа? Изба, хата, терем.

А вы знаете, почему Русь называли деревянной?

(Потому что избы строили (рубили) из деревьев)

Воспитатель:

Ну а теперь пора и в избу заглянуть!

Давайте мы с вами посмотрим, как была устроена русская изба.

Воспитатель:

Печь занимала большую часть комнаты. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков.

Для чего нужна, была печка в избе?

(ответы детей). (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).

Воспитатель:

Какая мебель была в избе? (ответы детей).

Воспитатель:

Посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, у стены сундук, в котором хранили одежду, бельё, полотенца. Для малышей делали люльки. Это такие приспособления, похожие на большую корзину, качельку. Люльки подвешивали к потолку и раскачивали. Малыши в них спали.

Воспитатель: посмотрите, а что это за важный красавец стоит посреди стола? (самовар)

Воспитатель: А для чего ужен самовар? Как им пользоваться? (Кипятить воду для чая). Нагревалась вода при помощи шишек или деревянных палочек, которые сгорали внутри самовара и, отдавая тепло – кипятили воду. А через кран кипяток наливали в кружки, открывая кран самовара при помощи ключа. Около самовара по вечерам, любила собираться вся семья. Люди пили чай и рассказывали, как прошёл день.

Воспитатель:

А как готовили еду русичи? (ответы детей)

Воспитатель: Еду готовили в печи в специальной посуде, которая называлась чугунок, а название чугунок получил от металла, из которого он сделан – чугуна. В печи открывали заслонку и ставили туда чугунок, а чтобы не обжечь руки использовали такой предмет, который называется ухват. С помощью него захватывали чугунок и вытаскивали его из печи. Ели из чугунка деревянными ложками.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его» :

Железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи. (Кочерга).

У этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи. (Ухват).

Деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой. (Коромысло).

Воспитатель: А как же одевались люди на Руси?

Вот я сегодня нарядила наших ребят в русские - народные костюмы. Женский костюм состоял из сарафана - это платье без рукавов. Блузки, которая в старину называлась – рубаха. Праздничный головной убор, который называется кокошник. А в обычные дни женщины носили на голове платки или атласные ленты. А как же одевались мужчины на Руси?

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась? Косоворотки получили своё название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Штаны-порты, на голове – картуз, на ногах - лапти. Лапти плели из коры дерева – липы.

Воспитатель:

А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Дети встают в круг, выбирают 2-х водящих, которые берутся за руки, образуя ворота.

«В золотые ворота, пропускают не всегда,

Первый раз – прощается;

Второй раз – запрещается; (дети идут друг за другом, проходя под воротами)

А на третий раз не пропустим вас» … (Водящие опускают руки вниз, пытаясь поймать проходящих в кольцо ворот. Кто попался – встаёт за одним из водящих.)

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: у меня ещё есть загадки. Попробуйте отгадать:

«Наша толстая Федора

Наедается нескоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота. (Печка)

Воспитатель:

Следующая загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).

Воспитатель:

Без неё не обойтись. На ней сидели, спали, отдыхали. (Лавка)

Воспитатель:

Ещё одна загадка «Сверху - дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода».

Правильно – это самовар.

Воспитатель:

Мы много говорили о пословицах русского народа.

Давайте вспомним пословицы о русской избе, о быте русского народа, о труде.

- «Кончил дело – гуляй смело»

- «Терпение и труд всё перетрут»

-«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

-«Делу время – потехе час»

-«Дело мастера боится»

-«Красна изба не углами, а красна изба пирогами».

-«Изба детьми весела».

- «Самовар кипит – уходить не велит»,

-«Со своим самоваром в гости не ходят»,

-«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

Воспитатель:

А теперь поговорим о том, во что играли дети на Руси, ведь раньше не было фабрик и заводов по производству игрушек и люди мастерили игрушки сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из тряпочек, лоскутков ткани. (Показать куклу)

А умельцы резьбы по дереву вырезали игрушки из дерева (показать свистульку, погремушку с птичками).

Воспитатель: Отгадайте загадку, о какой игрушке она:

«Рядом разные подружки,

И похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка» (матрёшка)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Вот, посмотрите (показываем матрёшку, разбирает её, можно посчитать, сколько матрёшек).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немного попутешествуем по нашему детскому саду. Постройтесь парами. (Дети, вместе с воспитателем проходят по коридору и подходят к стене с картинками, на которых изображены предметы быта, русской избы).

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно на картинки. Что вы здесь видите? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь послушайте загадки и найдите ответы на них на картинках:

Час обеденный пришёл,

Ждёт семью огромный…. Стол.

В печи стоит закрытый крышкой,

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой

Щи варит в печке…чугунок.

Этот предмет с загадочным смыслом

Есть два крючка у…коромысла.

Напою вас вкусным чаем

Сделаю из трав отвар.

За столом гостей встречаю

Добрый русский… самовар.

Воспитатель: Молодцы, все загадки разгадали, картинки нашли, Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? А что именно? (Ответы детей). Ах, как много мы сегодня узнали о культуре и быте русского народа. А теперь пора и в группу возвращаться. Поблагодарить домовёнка Стёпку за интересное путешествие. (Возвращаются в группу, замечают, что домовёнка нет).

Воспитатель: Стёпка, ты где? Убежал уже… (Заглядывает в сундучок). Ой, а тут для нас сюрприз. Домовой Стёпа приготовил нам подарки. За то, что мы с вами дружно отвечали на вопросы, внимательно слушали и хорошо себя вели. (Вытаскивает мешочек с сувенирами, раздаёт детям).

Публикации по теме:

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа «Путешествие по Руси с домовёнком Стёпкой»
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 16:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД