МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» в подготовительной группе

Гульфия Сулейманова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Малые фольклорные формы»

Тема: Малые фольклорные формы

Цель:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Малые фольклорные формы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- продолжить знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

Задачи:

- закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки);

- учить понимать переносное значение образных выражений;

- формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок с детьми.

Продолжительность: 30 минут

Ход ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, устное народное творчество. Много веселых песенок, замысловатых загадок и сказок. Мудрых пословиц сочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называют русское народное творчество. Для начала давайте вспомним, что же такое пословица и что же такое сказка?

- Ребята, кто может ответить мне на эти вопросы?

- Молодцы, сказали все правильно. Но давайте все же обобщим сказанное. Сказки - это произведения, которые сочинили русский народ, и передавал «из уст в уста» через поколения, «от отца к сыну», таким образом, они и дошли до нас. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также и пословицы. Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.

- Подумайте, чему учит пословица «Не спеши языком, поспеши делом».

- Когда и кому так говорят? (обобщение ответов детей). Вы все верно заметили – данная пословица говорит нам о том, что прежде чем хвалиться своими способностями, лучше сделать какое-нибудь доброе дело. Вот оно, то (дело) покажет, на что вы способны. Эта пословица учит нас быть трудолюбивыми, а не хвастливыми.

(Повторяем и запоминаем эту пословицу.)

- Почему говорят «Трусливый умирает сто раз»? Чему учит эта пословица? Что высмеивает? (обобщение ответов детей). Молодцы! Все правильно. Если человек труслив и постоянно всего очень боится, то ему все будет казаться смертельно страшным. Эта пословица высмеивает людей, которые трусливы и всего боятся. Трусость - это плохая черта человеческого характера, таких людей не любят и стараются с ними не дружить. Вот мы с вами сейчас еще раз повторим эту пословицу и решим каждый для себя, что никогда не будим трусливыми и боязливыми.

- А теперь мы с вами отдохнем и выполним физкультминутку

А часы идут, идут.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

- А теперь давайте объясним пословицу «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Какие другие пословицы, близкие по смыслу этой вы знаете? (обобщение ответов детей).

- Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.

- А также дети, существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет. Вот теперь, ребята вы должны мне помочь, выполнив задание: закончить поговорку.

1. Без году (неделя)

2. Брать быка (за рога)

3. Вставлять палки (в колеса)

4. Делать из мухи (слона)

5. Заблудиться в трех (соснах)

6. Как с гуся (вода)

7. Не видать, как своих (ушей)

8. Обвести вокруг (пальца)

9. Показать, где раки (зимуют)

10. Дорога ложка к (обеду)

11. Зарубить себе (на носу)

12. Друзья познаются (в беде).

- Молодцы, ребята!

- А теперь послушайте загадки, которые я вам приготовила. Загадки – это также жанр устного народного творчества, которое нуждается в разгадке.

1. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

2. Зимой лежал,

Весной побежал. (Снег)

3. К нам пожаловал на двор

Ветронос и зимобор,

Водотёк и весновей.

Он позвал домой грачей.

Вывел кто весну на старт?

Отгадали? Это. (Март)

4. Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

- В гости к нам пришёл. (Апрель)

5. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, Что за месяц это? (Май)

- Молодцы!

- Мы с вами проходили очень много жанров фольклора, один из них потешки.

-Что же такое потешки? (Ответы детей)

-Правильно, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей. ( Например: «Ладушки», «Петушок-петушок», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока» и т. д.)

- Давайте вместе вспомним про сороку-белобоку, которая кашу варила.

Сорока-белобока кашу варила,

деток кормила.

(круговыми движениями водить указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)

Этому дала, этому дала,

этому дала, этому дала (поочередно массировать большой, указательный, средний, безымянный пальцы левой руки пальцами правой руки)

а этому не дала.

- Ты воды не носил, дров не рубил, кашу не варил-

тебе нет ничего! (мизинец, массируя раскачивать взад-вперед)

Вот и заканчивается наше занятие, но устное народное творчество, т. е фольклор такая огромная и поучительная, что мы с вами не раз еще встретимся со всеми её жанрами, которые научат нас уму-разуму.

Вопросы детям:

1. С какими формами русского народного творчества мы сегодня с вами работали?

2. Как вы думаете, для чего русский народ их создавал?

3. Нужны ли они нам в современной жизни?

4. Какие из пословиц вам больше всего запомнились и почему?

Публикации по теме:

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: С. Михалков «От кареты до ракеты» Цели.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Сентябрь Неделя: I Мониторинг Неделя: II Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты» Непрерывная образовательная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» в подготовительной группе
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 18:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Гульфия Сулейманова (УИ 1676640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД