Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух»

Елена Костылева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух»

Цель: Знакомство с явлениями неживой природы. Знакомство с воздухом и ветром

посредством исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с явлением неживой природы – воздухом и его свойствами. Дать представление о роли воздуха в жизни человека, животных, растений. Дать представление о ветре. Учить логически, рассуждать и вызвать интерес к проведению экспериментов.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Невидимка воздух“» размещена в разделах

Воспитательные: Воспитывать любознательность, желание познавать процессы, происходящие в природе.

Развивающие:

Развивать наблюдательность. Развивать активный словарь детей.

Материалы:

Прозрачный стакан, пакетики полиэтиленовые, глубокие емкости с водой, воздушный шарик, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, салфетки, кукла Незнайка.

Ход занятия:

Восп. : - Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. /Достает из - за ширмы куклу «Незнайка»

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я так к вам так спешил, так торопился. Я случайно по секрету узнал, что у вас есть волшебная лаборатория и в ней происходят разные чудеса, а я так люблю чудеса.

Восп. : Да Незнайка, у нас есть такая лаборатория. И сегодня мы с ребятами как раз туда собирались отправиться.

-Ребята возьмём с собой Незнайку, покажем ему нашу лабораторию?

Дети: Да

Восп. : - Вот и замечательно.

–А ты знаешь незнайка, что бы попасть в нашу лабораторию нужно отгадать загадку?

Незнайка: Какую ещё загадку?

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а ты вместе с ребятами должен будешь ее отгадать.

-Готовы?

Дети: Да

Восп. :

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…

- Что это?

Ответы детей: - Воздух.

Восп. : Все правильно. Добро пожаловать в лабораторию.

Незнайка: И что мы тут будем делать?

Восп. : - Мы с вами будем делать научные опыты как настоящие ученые, и говорить о воздухе.

Незнайка: - О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может, его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?

Восп. : - Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка: - Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате.

Восп. : - Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.

Ответы детей

(опыт 1 с пакетиками. Ловим пакетиками воздух)

Восп. : - Что, ребята, у нас в пакетиках?

Дети:- Воздух.

Восп. : - А какой он?

Ответы детей

Восп. : Воздух осень легкий.

воздуха есть форма?

Ответы детей

Восп. : Посмотрите, я очень легко могу поменять форму пакетика с Воздухом, и он изменит форму. Значит, какой воздух?

Ответы детей: Бесформенный

Воспитатель: Правильно.

-Понюхайте воздух в пакетике, есть у него запах?

Ответы Детей: Нет

Воспитатель:

Видим мы воздух?

Ответы детей: Нет

Воспитатель: Почему мы не видим воздух?

Ответы детей

Восп. : Правильно. Он прозрачный и его не видно, воздух еще называют невидимкой.

- Посмотрите. А что еще есть прозрачное в нашей группе?

Дети: Окна, стекло, аквариум…

Восп. : Правильно. Посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно дома, машины, деревья.

-Правильно. А теперь посмотрите, что у меня в руках/берет стакан/

Ответы детей: Стакан

- Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем, что нибудь?

Ответы детей

Незнайка: - Ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стакане ничего нет. Давайте туда что-нибудь нальем или положим.

Восп. : - Говоришь, нет ничего в стакане? А мы сейчас проверим! (опыт 2 со стаканом). Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в воду, затем предлагает детям сделать то же самое, обращает их внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно.

-Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?/Обсуждает эти вопросы с детьми и делает вывод, что в стакане есть воздух/

- Давайте это проверим. Предлагает наклонить стакан. Что появляется в воде?

Ответы детей: Пузырьки

Восп. : -А откуда они взялись?

Ответы детей

Восп. : Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

- Ну что, Незнайка убедился, что стакан не пустой, в нем есть воздух?

Незнайка: - Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что воздух есть, а просто так всем вам говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Вот послушайте меня.

Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку соломку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было!

Восп. : - Ребята, давайте, и мы попускаем пузырьки из соломки.

Возьмите каждый по соломке и подойдите к сосуду с водой.

(опыт 3 с соломкой)

- Что выходит из воды с пузырьками?

Ответы детей: - Воздух.

Восп. : - А какие еще пузыри можно пускать?

Ответы детей:- Мыльные.

Восп. : - Давайте и мыльные пузыри попускаем.

(дети берут "мыльные пузыри" и пускают их.)

Восп. : - Незнайка! Как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Незнайка:- Знаю, конечно, мыло!

Восп. : - Ребята, прав ли Незнайка?

Ответы детей

Восп. : А что было бы, если бы внутри пузырей на самом деле было бы мыло?

Ответы детей

Воспитатель: Воздух легкий, а мыло тяжелое, воздух прозрачный, а мыло нет.

Незнайка: - Воздух, мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно?

Восп. : - Конечно правильно. Вот давайте, и мы немножко отдохнем и подышим носиками.

Физкультминутка

Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовут- машут ладошками на себя»

Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? Поднимают руки вверх и через стороны

опускают их вниз

Если быстро-быстро в поле убегу, Бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду! Поднимают руки вверх и через стороны

опускают их вниз

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, Шаги на месте

Самого полезного воздуха найду! Поднимают руки вверх и через стороны

опускают их вниз

Если вместе с папой в горы я пойду, Руки на поясе, шагают на носочках

Самого кристального воздуха найду! Поднимают руки вверх и через стороны

опускают их вниз

Восп. : Ну что немножко отдохнули

Дети: Да

Восп. : - Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?

Дети : - Нет!

Восп. :- А хотите, я вам открою маленький секрет, как можно увидеть, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух?

Дети : Да

Восп. : Давайте покажем Незнайке, как дышат наши носики. Для этого нам с вами нужны салфеточки. /Раздает детям салфетки/

(опыт 4 с салфеткой). Дети держат салфетку перед носиком, при вдохе и выдохе салфетка шевелится.

- Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?

Ответы детей: - Нет!

Восп. : - А с салфеткой видно?

Ответы детей: - Да.

А еще можно увидеть, как мы дышим зимой - изо рта выходит пар.

Незнайка: - Ребята, а вы знаете, чем дышат животные?

Ответы детей: - У них тоже есть носики.

Незнайка: - А собака, если ей жарко, дышит ртом, я сам видел. А как дышат растения? Где у них спрятаны носы? (гипотезы детей)

Восп. : - А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения, и комнатные тоже.

Вот почему мы вытираем пыль с листьев.

Незнайка: - Значит и колокольчику, и березе, и дубу, и одуванчику - всем, всем нужен воздух? А я об этом и не знал.

Восп. : - Конечно, Незнайка, всем живым существам нужен воздух. Давай проверим, сможем ли жить без воздуха, закройте ладошками нос и рот и попробуйте вздохнуть, получилось?

Дети: Нет

Незнайка: - А я знаю, где можно найти много воздуха - в шариках. Они так и называются - воздушные.

Восп. : - Конечно, когда мы надуваем шарик в него попадает воздух. /Надувает шарик/

-А сейчас я развяжу шарик, а вы подставите ладошки. /направляет сдувающийся шарик на ладошки/

- Что вы чувствуете?

Ответы детей:

Восп. : - А как вы думаете, ребята, мы сами сможем сделать ветер.

Ответы детей

Восп. : Давайте попробуем сделать ветер (опыт с салфеткой). Дети дуют на салфетку.

- Ребята, вот мы выпускали воздух из шарика, и получался ветер. Потом дули на салфетку и тоже получился ветер. А еще можно помахать на себя веером, или включить вентилятор.

- Что же такое ветер?

Ответы детей

Восп. : - Ветер - это движение воздуха.

Мы с вами на прогулке часто наблюдаем, есть ли на улице ветер. Как мы это можем увидеть?

Ответы детей: ветки и листья деревьев колышутся, облака бегут по небу быстро.

Восп. : - Скажите, а можно почувствовать ветер?

Ответы детей

Восп. :- Все верно, ветер целует наши щечки, а еще мы можем почувствовать холод.

Восп. : - Ну что, Незнайка, мы убедили тебя, что воздух есть?

Незнайка: - Да, Это я раньше считал, что воздуха нет, а теперь понял, что воздух есть везде, он вокруг нас. Просто я считал, что, если я не вижу воздух, значит его и нет.

- Ребята помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть.

Ответы детей /Дети вспоминают все, что делали на занятии/

Незнайка: Спасибо я все вспомнил. Теперь своим друзьям в цветочном городе, я смогу рассказать, что такое воздух.

Восп. : - Молодцы ребята, как много теперь вы знаете о воздухе!

-Незнайка, мы с ребятами скоро пойдем гулять и возьмем тебя с собой, чтобы всем вместе на прогулке подышать свежим воздухом и понаблюдать за ним.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Удивительный воздух» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка» Цель: Расширять знания о воздухе. Обучающие задачи: • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. • Закрепить представления детей.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с миром природы «Воздух» Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы. Тема: «Воздух». Цель: формировать представления детей о воздухе и его.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Мебель» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зоопарк» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, тема занятия: «Зоопарк» Цели: Расширить знания детей об обитателях зоопарка. Учить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» Цели занятия: • развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. • познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный).

Конспект занятия «Воздух-невидимка» (старшая группа) Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы Воспитатель: Савенкова Е. Е. Образовательная область: «Познание».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей природой «Невидимка воздух» «Невидимка воздух» Познание (ознакомление с окружающей природой). Цель: обогащение знаний о свойствах воздуха. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие капельки» ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ Цель: расширение представлений о свойствах и состояниях воды; формирование целостного взгляда на природу, ответственного.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Воздух-невидимка» В О З Д У Х – Н Е В И Д И М К А (познавательно-развлекательное занятие) Загадать загадки, чтобы дети поняли о чем пойдет разговор Через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух»
Опубликовано: 7 июня 2018 в 20:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД