Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Любовь Денисова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Почва и ее свойства“» размещена в разделах

Подготовительная группа, ГБОУ ГИМНАЗИЯ №1579, воспитатель – Денисова Любовь Степановна

Тема: «Почва и ее свойства».

Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли.

Задачи:

Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав.

Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения; выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели.

• Развивать навыки аналитического мышления (умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, критичность мышления (умение доказывать свою точку зрения). Совершенствовать связную речь, расширять кругозор.

• Воспитывать навыки коммуникативного общения, формировать доброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.

Методические приемы:

словесный: беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение);

частично-поисковый: решение проблемных ситуаций, исследование;

наглядный: рассматривание предметов исследования, схем, моделей;

практический: выполнение опытов, составление схем-моделей.

Оборудование: таблицы, схемы, указатели, карандаши, толковый словарь; для опытов – образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, воронка, стаканы с водой.

Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Ход занятия.

1. Мотивационно-побудительный этап

Психогимнастика

«Наши нежные цветки

Открывают лепестки…

Ветерок чуть дышит,

лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают».

Плавное раскрывание пальцев,

Помахивание руками перед собой

И плавное опускание их.

2. Организационно-поисковый этап

1) Решение проблемной ситуации

(Дети стоят вокруг стола 1, на столе два цветочных горшка с растениями) .

- Посмотрите внимательно, в чем сходство и в чем различие?

Дети:

сходство – одинаковые цветочные горшки, один сорт растения, поливаем одинаково, стоят в одной комнате;

различия – в одном цветочном горшке растение большое, пышное, с крупными крепкими листьями, а в другом – растение маленькое, с мелкими вялыми листьями.

- Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: в одном цветочном горшке земля темная, а в другом – песок.

2) Повторение

- Что мы знаем о песке?

Дети: пропускает хорошо воду, но нет в нем питательных веществ для растений.

Вывод: Поэтому растение ослабленное, листья мелкие и вялые. (Дети сели) .

3) Новая тема

- Темная земля – это почва.

Мы сегодня узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

Словарная - Заглянем в толковый словарь:

работа «Почва – верхний плодородный слой земли на котором растут растения».

- Давайте выделим основной признак почвы, которым она отличается от песка!

Дети: Основным признаком является плодородие почвы.

- Как вы понимаете слово – «плодородие»?

Дети: дает силу для жизни и роста растений.

- А нам что дает силу для жизни и роста?

Дети: питание и занятие спортом.

4) Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать по-порядку:

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседания 4 - 6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков) .

5) Проведение эксперимента. (Дети разделились на 4 группы) .

- Чтобы узнать из чего состоит почва и почему она плодородна, мы проведем исследование, эксперимент, а данные будем отображать в схемах и таблицах.

а) На трех столах представлены образцы почв с заданием на указателях

- Все дети подходят к столам и выполняют задания на указателях:

• рассмотреть - цвет

• понюхать - запах

• потрогать – состояние.

- Составление схем по подгруппам.

- Рассматривание схем на доске, нахождение общих признаков, обобщение.

Вывод: Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается, может замерзать – становится твердой.

б) Работа в группах одновременно.

(Проведение опытов, составление схем) .

1 группа.

Опыт «Прокаливание почвы» выполняют вместе с воспитателем.

- Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит?

Дети: стекло стало влажным.

- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: над почвой появился дым, в группе неприятный запах.

- Это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.

Вывод: в состав почвы входит вода и перегнившие остатки растений и насекомых.

Словарная работа

Перегной – это разложившиеся остатки растений и мелких животных.

- Перегной содержит питательные вещества, которые растения используют для роста и развития.

- А для чего растениям нужна вода?

Дети: для роста растений.

- Вода – это хорошо или плохо?

Дети:

хорошо – растение впитывает воду, не вянет, растет;

плохо – чрезмерный полив может привести к гибели растения – оно сгниет.

- А что было бы, если бы не было воды?

Дети: Все живое быстро бы погибло.

Составление схемы группой.

Пока дети зарисовывают, воспитатель подходит к другим подгруппам.

2 группа.

Опыт «Изучение почвы в воде».

Задание дано поэтапно в рисунках.

Почву ссыпать в стакан, заполнить водой, перемешать содержимое.

Что мы наблюдаем – зарисовать.

Вывод: В почве имеются остатки растений и насекомых (они всплыли наверх, песок и глина (они осели на дно) .

Составление схемы

3 группа.

Опыт «Обнаружение воздуха в почве».

Задание дано в схеме.

Бросить в стакан с водой комочек почвы.

Что заметили, зарисуйте.

Вывод: Пузырьки в воде – это воздух выходит из почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Дети: воздух нужен растению для дыхания.

- А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?

Дети: рыхлить почву.

4 группа.

Опыт «Водопроницаемость почвы».

Задание дано поэтапно в рисунках.

В воронку вложить небольшой кусочек ваты, сверху насыпать почву, затем осторожно вливать воду. Что произошло, зарисовать.

Вывод: Вода проходит через почву, значит почва водопроницаема. Вместе с питательными веществами вода попадает в растение.

6) Презентация – выступление со схемами одного представителя от группы.

(На доске уже висит первая схема, выходит один ребенок и рассказывает) .

Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается и замерзает.

В состав почвы входят остатки растений, насекомых и вода. Такая почва называется – перегной. Перегной содержит питательные вещества, которые растение использует для своего роста.

В почве имеется глина и песок.

В почве есть воздух – необходимый для жизни растений.

Почва водопроницаема – вместе с водой в растения попадают питательные вещества.

- Как называется такая почва?

Дети: плодородная

- Так почему у нас в одном горшке растение здоровое, хорошо развитое, а в другом вялое, слаборазвитое?

Дети: Здоровое растение растет в плодородной почве, богатой питательными веществами. Мы поливаем растения, чтобы питательные вещества растворились и с водой впитались в растение, рыхлим почву, чтобы воздух попадал к корням растения.

7) Вывод-обобщение «Мозговой штурм».

- Что такое почва?

Дети: это плодородный слой земли.

- Какого она цвета?

Дети: в основном темного цвета.

- Чем пахнет?

Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.

- Какими обладает свойствами?

Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.

- Из чего состоит?

Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.

3. Рефлексия

Что нового узнали?

Чему научились?

Что понравилось?

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух» Цель. Обобщить представления детей о явлениях природы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Цель: познакомить с природным материалом.

«Почва». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Почва» Воспитатель: Табакова Е. Н. МБДОУ№ 12 «Солнышко».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Свойства тканей» конспект Цели: а) Познакомить детей с видами тканей и их свойствами. Учить различать ткань на ощупь. б) Закрепить знания детей о том,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Воздух и его свойства» Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать представление о том, что воздух-условие жизни.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Опыты с водой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (опыты с водой). В подготовительной группе. Цель: -учить детей проводить опыты с водой,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости в весну» в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В гости в весну» Программное содержание: 1. Способстовать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вот так Африка!» Задачи: - Дать понятие, что такое «жаркие страны; рассказать о природных зонах Африки, их обитателях; рассказать, как животные приспособились.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Магнит и его свойства» Тема: «Магнит и его свойства» Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами и способностью притягивать металлические предметы. Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дерево и свойства деревянных предметов» Цель:Заложить первые ориентиры в мире природы, обеспечить понимание первоначальных знаний в природе. Программные задачи: 1. Уточнить и закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»
Опубликовано: 24 января 2018 в 15:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Денисова (УИ 583153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД