Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Экскурсия в музей русского быта»

Ольга Лаптева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Экскурсия в музей русского быта»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

«Экскурсия в музей русского быта».

Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Экскурсия в музей русского быта“» размещена в разделах

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, игровой.

Задачи:

Познавательное развитие:

• познакомить детей с историей и культурой русского народа;

• познакомить детей с музеем;

• закрепить знания детей о профессии экскурсовод;

• развивать исследовательский интерес, любознательность.

Социально – коммуникативное:

• воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.

Речевое развитие:

• учить детей отвечать на поставленные вопросы;

• активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

• воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

• развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Физическое развитие:

• снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Словарная работа: слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование: музейные экспонаты, ленточка.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций ос предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.

Словарная работа: прялка, рубель, ухват, кочерга, чугунок, веретено, лапти, лавка, брюхо, лыко.

Ход занятия

Воспитатель:

-Ребята, нас пригласили в музей. А вы знаете, что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей предметов быта.

Дети идут в музей.

Воспитатель:

-Посмотрите, на двери висит замок, а ключи какие странные. Да это вовсе не ключи, а задание. Если мы с ним справимся, то замок откроется. Слушайте внимательно.

Что такое утварь? (ответы детей). Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Кто такой экскурсовод? (ответы детей). Экскурсовод- это тот, кто проводит экскурсии.

Воспитатель:

-Замок открылся и мы можем войти. Что-то никого не видно. Смотрите, записка для нас.

Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новым экспонатом».

-Может вы мне разрешите побыть вашим экскурсоводом? Прежде чем начнется экскурсия, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей). Правила: не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

-Ну вот, правила мы повторили, теперь можно начинать экскурсию.

Воспитатель начинает рассказ:

-В старину дом на Руси называли (дети: избой).

- Избы на Руси строили из дерева- сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Дверь-то в избу низкая, а порог, наоборот, высокий- чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Заходите к нам в избу.

(Дети проходят в музей).

-Заходите, проходите.

Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.

-Что занимает центральное место в избе? (ответы детей).

Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь- всему голова», голова- значит самая главная.

Воспитатель:

- Почему печь в избе самая главная? (ответы детей).

Печь ставили с северной стороны, напротив входа, так как с севера дули холодные ветра и эту сторону старались обогреть. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу.

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей- в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? (ответы детей).

-А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, обогреватель, камин).

-На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей: «По щучьему веленью», «Гуси- лебеди», «Колобок»).

Воспитатель:

-Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

А сам в угол идет.

(Ухват)

Воспитатель:

А вот и ухват (показывает). Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.

Без работы – холодная она,

А после работы – красна от огня.

(Кочерга)

Воспитатель:- А это кочерга, она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи.

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке

(Чугунок).

Воспитатель:

-Чугунок - это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в русской печи.

Воспитатель:

-А кто хочет попробовать себя в роли хозяйки и поставить чугунок в печь?

(Воспитатель помогает ребенку подцепить ухватом чугунок и поставить его в печку).

Воспитатель:

- Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (ответы детей).

-Да, правильно. Потому что в старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответы детей).

-На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Воспитатель:

-Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Игра с лентой

(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Воспитатель:

Отдохнули, а теперь отгадайте еще одну загадку.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

(Самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель:

- А это про что загадка?

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая»

(Ложка).

В крестьянской семье у кажого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Воспитатель: ети, посмотрите какой интересный предмет? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Я вам дам подсказку. Для этого вам нужно отгадать еще одну загадку.

«В Полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход, то назад, то вперед,

А за ним гладь-

Ни морщинки не видать».

(Утюг).

Так что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие чугунные утюги.

Воспитатель:

-Дети, а отгадайте еще одну загадку.

Мы раньше обувью служили.

Крестьяне нами дорожили.

(Лапти)

Воспитатель:

- Посмотрите, как хорошо сохранились лапти и «дошли» до наших дней.

Из чего плелись лапти? (Ответы детей: из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку (показываю прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? (ответы детей).

С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.

А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Посмотрите, какой красивый сундук хранится в нашем музее.

Сундуки были разные: большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте вспомним, что мы знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало».

(Воспитатель задает вопросы, дети отвечают).

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

Раньше в печи готовили, а сейчас (на плите).

Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати).

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

Раньше воду и колодца носили, а теперь льется (из водопровода).

Воспитатель:

-Напоследок хочу вам загадать еще одну загадку.

«Маленькое, сдобное колесо съедобное». (Баранка).

-Я приготовила для вас угощение. Баранки – традиционное русское изделие из теста.

Вот мы вернемся с вами в сад и выпьем чай с баранками.

Воспитатель:

-Дети, какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? (ответы детей)

Что нового вы узнали? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группе «Гуково — моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Экскурсия в мини-музей русского народного быта. ФотоотчетЭкскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет "Экскурсия в мини-музей русского народного быта" Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре, обычаям и традициям русского народа.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Экскурсия в музей русского быта»
Опубликовано: 27 мая 2024 в 00:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Экскурсия в музей русского быта»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лаптева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД