Бюлер Ирина Владимировна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В стране насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Задачи: Образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о насекомых;
Развивающие:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
1. Организационный момент
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „В стране насекомых“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте себе, что находитесь на лесной полянке. Представили? А теперь представьте себе, что на вас дует легкий ветерок. Воздух вокруг свежий. Давайте вдохнём его полной грудью. Вдох-выдох. Вдох-выдох.
Проводит с детьми дыхательные упражнения: выполняем глубокие вдохи и выдохи.
-На полянке растет много одуванчиков, давайте подуем на них.
Дети дуют на воображаемые одуванчики.
- Откройте глазки. Ну что, зарядились энергией лесной полянки? Готовы начать работать?
Воспитатель: Ну, тогда приготовьтесь слушать меня. Я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь.
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара - тара - тара - тара -
Таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче…
Дети: «Муха – Цокотуха
Именинница!
Это сказка «Муха – Цокотуха» К. И. Чуковского
Воспитатель: Назовите мне героев этой сказки?
Дети: Муха, Комар, Паук, Кузнечик, Бабочка, Пчела, Жуки, Мошки…
Воспитатель: Молодцы! А как можно назвать их одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Правильно, ребята! Насекомые - это самая многочисленная группа животных, населяющие все вокруг– воду, воздух, землю. Они разные по способу передвижения, разные по звукам, которые издают, отличаются по размеру, по окраске,по питанию, образу жизни и многому другому.
Сегодня я предлагаю вам экскурсию в мир насекомых, где вы сможете узнать про них много нового. Но для этого вам нужно будет выполнить несколько заданий. Вы согласны?
- Хорошо. А я буду для вас экскурсоводом.
- Итак, вашему вниманию предлагается экскурсия в мир насекомых.
- Прошу пройти в первый зал, мы поговорим о звуках, которые издают насекомые.
Ребята, кто знает, как или чем насекомые издают звуки - стрекочут, жужжат, пищат?
Воспитатель: Оказывается, очень просто: крыльями.
Например пчела летит, то делает примерно 400 взмахов в секунду, в результате чего и образуется жужжащий звук.
А теперь я предлагаю вам прослушать запись звуков насекомых и постараться отгадать, какому насекомому он принадлежит – это первое задание.
Прослушивают треки 5 насекомых – пчела, муха, комар, сверчок, кузнечик
Воспитатель: Молодцы, ребята! Идем дальше.
Насекомые освоили практически все пространства земли. Их можно встретить на растениях и на земле, в воде и в воздухе, в вечных льдах и в жаркой пустыне, в горах, покрытых снегами, и в темных пещерах. Некоторые строят себе жилища на деревьях - ульи, на земле - муравейники, роют себе норки или залезают под кору деревьев.
Давайте с вами поиграем в игру Д/И «Подбери признак» и опишем наших насекомых, какие они бывают.
бабочка какая? –…красивая, цветная, маленькая, легкая
муравей какой? –…маленький, проворный, коричневый
пчела какая? – …красивая, полосатая
жук какой?-…маленький, коричневый
Ну что, продолжаем нашу экскурсию дальше?
Воспитатель: Проходим дальше. Передвигаются насекомые по-разному. Как насекомые могут передвигаться?
– кто прыгает, кто ползает, кто летает, а кто и ползает и летает. Например …. Варианты детей. Попросить привести примеры насекомых.
Давайте рассмотрим картинки с изображением насекомых и попробуем составить предложения с противопоставлениями.
Д/И «Закончи предложение»
Муравей ползает, а бабочка…летает
Гусеница ползает, а кузнечик…прыгает
Бабочка летает, а таракан…ползает
Жук ползает, а стрекоза…летает
Кузнечик прыгает, а комар…летает
Таракан ползает, а стрекоза…летает
Блоха прыгает, а муха…летает
Д/И «Четвертый лишний»
Внимательно посмотрите на картинки и скажите мне, кто здесь лишний и почему?
- Кузнечик, божья коровка, пчела, майский жук;
Следующая группа насекомых
- Таракан, муха, бабочка, оса;
Дальше
- Комар, шмель, блоха, стрекоза;
И последняя группа насекомых
- Бабочка, клоп, муравей, сверчок
Что у вас получилось? Догадались, о чем пойдет разговор дальше? Правильно, о бабочках.
Воспитатель: Ребята, скажите, а как, по вашему мнению, летает бабочка? Как птица? Нет. Оказывается, что бабочка летает зигзагом. Что это значит? Взмах правым крылышком - летит влево, левым крылышком – вправо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «БАБОЧКИ»
Мы шагаем друг за другом Руки на поясе, делаем шаги на месте
Лесом и зелёным лугом. Делаем шаги вперёд – назад
Крылья пёстрые мелькают – Не отрывая рук от пояса машем.
В поле бабочки летают. локтями – летаем.
Раз, два, три, четыре, Руки вверх – вниз
Полетели, закружились. Закружились на месте
Ну что ж, ребята, приглашаю вас в мой самый любимый зал – зал бабочек.
Воспитатель:
- Бабочки - самые красивые, самые нарядные, самые наши любимые насекомые. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза.
Ребята, посмотрите на экран, какие бабочки красивые. Яркие порхающие бабочки мало кого могут оставить равнодушным. Правильно? Кроме красоты, эти необыкновенные насекомые интересны своим поведением и особенностями жизнедеятельности.
Например, на их крыльях располагается множество небольших чешуек и на свету виден характерный рисунок. Нередко люди путают чешуйки с пыльцой, пытаются стряхнуть, почистить крылья насекомому. На самом деле так поступать ни в коем случае нельзя. Крылья бабочки помнутся, она не сможет летать и погибнет.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как появляется на свет бабочка?
Жизнь бабочки начинается с яйца. Через 8-15 дней из яйца появляется гусеница.
Она активно питается, растет и накапливает вещества на следующие превращения. Дальше гусеница превращается в куколку. Из куколки выводится бабочка - прекраснейшее существо. Живут бабочки от 1 дня до 1 года. Если условия позволяют, то больше, в тропиках, где всегда тепло.
Воспитатель: Многие люди относятся к насекомым как к "паразитам", тем не менее они приносят немало пользы. Какую пользу приносят насекомые? Это опыление цветковых растений, пчелы дают нам мёд, прополис, воск и многое другое.
А кроме всего перечисленного — будем также помнить об эстетической роли бабочек, стрекоз и других насекомых, украшающих нашу природу!
Мелким жителям земного шара уделяется несправедливо мало внимания в науке по сравнению с другими животными. А ведь их мир очень многообразен и весьма интересен. Ясно, что без различных букашек и мошек жизнь на Земле стала бы совершенно иной. Да и была бы вообще эта жизнь?
3. Рефлексия
Воспитатель: Вот и подошла наша экскурссия к концу.
-О чем мы с вами сегодня говорили?
- Что запомнилось?
- Что понравилось больше всего? Почему?