Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Традиции праздников» в подготовительной группе (1 фото)

Елена Алдашова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Традиции праздников» в подготовительной группе

Цель: формировать представления о традициях народных праздников.

Задачи:

• познакомить детей с народными куклами наших предков,

• закрепить знания о традиционных народных праздниках: когда проходили, как назывались, какие были обычаи на праздниках,

• вспомнить образцы устного народного творчества: пословицы, поговорки, заклички, народные игры,

• развивать наблюдательность, внимание, память,

• воспитывать любовь и уважение к национальным традициям, чувство гордости за свой народ,

• обогащать речь детей словами: традиции, обычаи, кукла Купавка, Колодия, Стригуша, Крупеничка, Мартиничка, Масленица.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему „Традиции праздников“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Способы:

Методы и приёмы:

Диалог, вопросы, рассказ, художественное слово, обследование, рассматривание, игровая ситуация, игра.

Предварительная работа:

Беседы о народных праздниках и традициях, экскурсии в «Центр Художественных ремёсел», в мини-музей «Русская изба», участие в праздниках и развлечениях, игры с куклами в повседневной жизни, чтение сказки Телешова Н. «Крупеничка», рассматривание иллюстративного материала по данной теме.

Индивидуальная работа:

Повторить пословицы о труде с Машей О., Матвеем Т., Сашей Б.

Дифференцированный подход:

1 – самостоятельные ответы детей.

2- ответы детей по наводящим вопросам воспитателя.

Средства: коллекция кукол, иллюстрационный материал, цветовая модель времён года, шапки.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

2. Бударина Т. А. ,Корепанова О. Н., Куприна Л. С., Харитонова И. В., Яковишина Е. И. «Знакомство детей с русским народным творчеством».

3. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду».

4. Горичева В. С. «Куклы».

Ход занятия

-Вы знаете, как появились куклы?

Сегодня мы отправимся в прошлое. Давайте сядем рядком да поговорим ладком.

Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы.

-А как вы думаете, почему?

Правильно. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила.

–А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?

(Хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле).

-Шли дни за днями, недели за неделями. Одно время сменяло другое. Осенью, когда весь урожай был собран и убран на хранение, была добрая традиция…

-Какая же это традиция?

(Праздник устраивать, посиделки, ярмарки)

Иллюстрация «Ярмарка»

–А кто скажет, что это за праздник? (Осенины)

–Кого чествовали на этом празднике?

И тех, кто трудился в поле на земле.

-Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?

(Без труда - не вынешь рыбки из пруда.

Хочешь есть калачи,не сиди на печи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сделал дело - гуляй смело.

Хлеб всему голова.

Худ обед, коли хлеба нет.

Земля-матушка, хлеб-батюшка.

Хлеб на столе - богатство в доме).

Пели на этом празднике хвалебные песни земле-матушке, водили хороводы, славили хлеб.

Из последнего снопа брали солому и делали куклу Стригушу. Такую куклу бережно хранили в избе в красном углу.

- Вот и зима пришла. Морозы ударили, да не простые, а рождественские.

Иллюстрация «Колядки»

- Что это за праздник? (Рождество)

-Какие были обычаи отмечать праздник Рождества?

- В эти дни делали куклу Коллодию (демонстрация куклы). Делали её из берёзового полена, обряжали цветными лоскутками и приносили в дар Морозу.

Мороз, мороз

Приходи на Рождество,

Не губи весной жито, пшеницу,

Всякую пашницу.

Иллюстрация «Масленица»

–После святок и до Масленицы недалеко.

- А что такое Масленица?

- Да, на Масленицу весну встречали, солнце зазывали, да закличкой приговаривали:

Солнышко, солнышко,

Солнышко-ядрышко,

Высвети, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну-красну кликают.

–На Масленичной неделе по народной традиции делали куклу Масленицу - на крестовине, на длинном шесте. Всю неделю её на санях возили, а в последний день сжигали - так с зимой прощались.

-А в марте делали дети из цветных ниток куколок-Мартиничек. Их развешивали на деревья в подарок ветру тёплому, чтобы он скорее весну принёс.

- А это что за куколка? Как её звать – величать? Потрогайте что у неё внутри.

–Правильно, крупа гречневая. И звать эту куколку Крупеничка! Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь, в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки. А вот и Крупеничкины подружки. (набор кукол с крупами)

Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

-Как бы вы назвали этих кукол?

После сева устраивали праздник. Кашу варили и всех угощали.

-Летом, в июле на Ивана Купала делали из палочек и тряпочек куклу-Купавку, хороводы водили, песни пели, а вечером укладывали её в корыто и по реке пускали.

После этого костры разжигали, через них прыгали. Да и мы сейчас попробуем перепрыгнуть, да не через костёр, а через крутую гору.

Подвижная игра «Крутая гора».

- Вот так и шли дни за днями, недели за неделями. Трудились люди на земле-матушке, благодарили за дары бесценные. Строго традиции соблюдали. Всякое время года встречали и провожали, в мире, в любви жили и нам так жить наказывали. А куклы… Их берегли и передавали из поколения в поколение.

- Какие праздники мы сегодня вспомнили?

- Скажите мне, а с какими куклами мы сегодня познакомились? (показываю цветовую модель времён года)

Осень-

Зима-

Весна-

Лето-

- Какая кукла больше всего понравилась? Почему?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Традиции праздников» в подготовительной группе
Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Космос» Тема «Космос» Цель: Расширить представления детей о космосе. Образовательные задачи: Расширять знания детей о космосе, о планете Земля.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» в средней группе Программное содержание: Расширять знания детей о транспорте. Развивать, речь, внимание, логическое мышление,умение составлять целостное изображение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Свойства тканей» конспект Цели: а) Познакомить детей с видами тканей и их свойствами. Учить различать ткань на ощупь. б) Закрепить знания детей о том,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему: «Что нам осень подарила?» Программные задачи: Учить детей составлять рассказ с опорой на схему- описание; соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Тишкины помощники». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Тишкины помощники» с использованием методики Марии.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Морская экспедиция». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Морская экспедиция» Программные задачи: Развивать творческую активность детей, мелкую.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Права ребенка» в старшей группе «Права ребенка» Погромное содержание: 1. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. 2. Развивать умение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Заяц и волк — лесные жители» Программное содержание: продолжать знакомить детей с лесными жителями, учить называть некоторые отличительные особенности их внешнего вида,.

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Воздух-невидимка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ёлочка» с. Шолья. Конспект занятия в подготовительной группе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зима» Цель: Продолжать формировать первые представления о временах года у детей, их последовательности, дать представление о количестве месяцев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Традиции праздников» в подготовительной группе
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 19:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД